Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:52, реферат
ВВЕДЕНИЕ.
Дом – творение человечества, в котором отражаются традиции того или иного народа, его привычки и вкусы. Именно в доме человек воплощает все свои мечты, вкладывает всю свою душу в его создание. Так повелось, что испокон веков дом выполнял функцию защиты, тепла.
Говорят : мой дом – моя крепость. Даже если не крепость, то всё равно самое надёжное место. С домом связана вся жизнь человека и его семьи. Без дома трудно представить каждого из нас.
ВВЕДЕНИЕ.
Дом – творение человечества, в котором отражаются традиции того или иного народа, его привычки и вкусы. Именно в доме человек воплощает все свои мечты, вкладывает всю свою душу в его создание. Так повелось, что испокон веков дом выполнял функцию защиты, тепла.
Говорят : мой дом – моя крепость. Даже если не крепость, то всё равно самое надёжное место. С домом связана вся жизнь человека и его семьи. Без дома трудно представить каждого из нас.
Как и любой другой народ, удмурты имеют свои традиции при строительстве и оформлении дома. Эти традиции формируются под влиянием, как внешних, так и внутренних факторов. Так патриархальный уклад, относительная этническая замкнутость и обособленность Удмуртии в географическом плане определили особое отношение удмуртов к своему жилищу. В сложном пространственно-предметном ансамбле жилища был заключён целый мир образов и представлений, в котором наиболее полно отразилась духовная жизнь народа, его мироощущение. Особенно наглядно эта связь прослеживалась в оформлении национальных жилищ удмуртов XIX века – изба («корка»).
Выбор темы моей работы объясняется, во-первых, моим личным интересом по данному вопросу,
Цель данной работы заключается в том, чтобы ознакомиться с традиционным интерьером удмуртской избы в XIX – начале XX веков.
Для достижения цели работы, мне предстоит решить ряд задач:
1. сбор материала по данному вопросу
2. систематизация всего
Объектом данного исследования является оформление избы, а предметом – традиционный интерьер удмуртской избы в XIX – начале XX веков.
Проблема данной работы – малоизученность данного вопроса.
При написании своей работы я опирался на труды: историка И.Н.Шульгина, этнографа В.В.Пименова, этнографа В.Е.Владыкина, этнографа И.С.Христолюбовой, этнографа Д.А.Черашней.
На мой взгляд, данная тема актуальна и сегодня, так как даже в современном обществе при оформлении интерьера используются некоторые его традиционные элементы. В современном мире в оформлении дома, применяются какие - то элементы старого оформления.
I.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УДМУРТИИ.
Удмуртская Республика расположена в северо-западном лесном Приуралье. Как государственное образование удмуртского народа учреждена 4 ноября 1920г. Территория Удмуртии (42,1 тыс.кв.км.) больше Бельгии, Нидерландов, Швейцарии, примерно равна площади Дании. По переписи 1989г. Удмуртию населяет 1609,1 тыс. человек. Столица-Ижевск (по-удмуртски - Ижкар, Ошкар), сравнительно молодой, но быстро растущий город (650 тыс. жителей), крупный индустриальный, научный, культурный центр с мощным интеллектуальным потенциалом. Удмуртия широко известна своими ружьями, автомобилями, это родина отечественного мотоциклостроения.
Удмуртия
– живописный край с благодатным
климатом, со снежными морозными зимами
и жарким летом. Она богата бескрайними
лесами, полноводными реками и бесчисленными
серебряными родниками. Здесь берёт
своё начало одна из крупнейших рек
Европы Кама. В лесах водится всевозможная
дичь: лоси, медведи, волки, рыси, лисы,
куницы, белки; в реках – рыба:
лещ, судак, щука, стерлядь, попадаются
даже таймень, форель и хариус. Богатства
удмуртских недр – нефть, торф, бурый
уголь и другие полезные ископаемые.
Однако самое главное богатство
– это, конечно же, трудолюбивый,
многогранно талантливый народ
Удмуртии. Воткинск-родина гениального
композитора П.И.Чайковского, Глазов
дал целую династию талантливых
Книпперов и среди них –
замечательная актриса О.Л.
Междуречье Камы и Вятки – историческая родина удмуртского народа. Это один из древних этносов, относящихся к финно-угорским языкам, наряду с венграми, финнами, эстонцами, мордвой, мари и другими. Ближайшие родственники удмуртов по языку – коми. Общая численность удмуртов – около 750 тыс. человек (1989). Наряду с удмуртами в Удмуртии живут русские (58%), татары (около 7%), а также представители более чем ста других национальностей.
Антропологи относят удмуртов к большой европеоидной расе, к её уральскому варианту. Считают что удмурты вместе с ирландцами – один из самых златоволосых этносов в мире. Говоря о характере удмуртов, обычно отмечают их миролюбие, доброжелательность, гостеприимство, стеснительность, бережливость, терпеливость, настойчивость. Многих исследователей неизменно восхищало исключительное трудолюбие удмуртов, весёлый нрав, любовь к песне. Восемнадцатый век – век массовой хриастинизации удмуртов.
Удмурты как этнос формировались в условиях леса, и лес оказал большое воздействие на их менталитет, хозяйство, материальную и духовную культуру. Любимая цветовая гамма – классическая триада: чёрный – белый-красный.
Удмуртия расположена на границе Европы и Азии, Великого леса и Великой степи, тюрко-мусульманского и славяно-христианского миров – это древняя контактная зона разных культур. Быть «между» - всегда непросто, а здесь – тем более, можно превратиться в «пыль истории». Но удмуртам на протяжении многих веков не удалось потерять своё лицо, язык, культуру, более того быть интересным миру. Нынешние удмурты подразделяются на две большие группы: северные и южные.
II.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УДМУРТИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.
В первой половине XIX века с некоторой степенью заторможенности, Удмуртия входила в русло общероссийских процессов: развивалась крупная мануфактурная промышленность, ускоряло свои позиции товарное производство в земледелии, усилилась дифференциация крестьянства, укреплялись и разнообразились связи с другими районами страны.
Характерной
особенностью демографических процессов
первой половины XIX века было активное
освоение территории «удмуртских» уездов
русскими крестьянами – переселенцами
из других уездов Вятской губернии.
В 1839-1854 гг. в пределах Вятской губернии
переселилось свыше 7,3 тыс. душ мужского
пола, большая часть этих мигрантов
осела в уездах нашего края. Результатом
оживления колонизационных
Следствием миграционных процессов было увеличение этнической чересполосицы. Заметно сократилось число волостей с чисто удмуртским населением, появились смешанные русско-удмуртские селения, не характерные для предыдущих периодов. Так по данным статистического описания 1850г., в губернии насчитывалось 1335 чисто удмуртских, 189 татарских, 153 марийских, 6 бесермянских, 8 коми-пермятских и 155 селений со смешанным составом жителей.
К концу XIX века на территории Удмуртии проживало 1 млн.336 тыс.402 человека. Исторический процесс освоения и заселения Удмуртии привёл к складыванию здесь этнически неоднородного населения, среди которого наиболее многочисленными были удмурты (29,6 %) и русские (57, 6%). Остальные этносы (более 12%) были представлены татарами (8,15%), марийцами (1,44%), коми (0,60%), башкирами (0,82%), тептярями (0,94%) и т.д.
Проникновение русских на территорию Удмуртии объяснялось естественным переселением населения, ощущавшего нехватку земли, в районы, где земли, пригодной для обработки, было ещё достаточно. Зоны с преимущественно удмуртским населением (50-80%) охватывали в основном северные, восточные и центральные районы Удмуртии; на западе и юго-востоке доля удмуртов была менее 10-20%.
Под влиянием этих процессов и происходит формирование интерьера удмуртского жилища в XIX – начале XX веков.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЕЛЕНИЙ.
Сельские
поселения формируются под
В конце XIX -
начале XX веков удмурты постепенно
втягивались в общероссийское капиталистическое
развитие, однако в среде удмуртского
населения, где в целом происходили
те же процессы, что и у остальных
народов страны, наблюдалось отставание
в развитии отдельных социально-
Для поселений удмуртов характерен приречный тип заселения: населенные пункты (гурт) располагались цепочкой вдоль рек, причём около мелких речек и ручьёв, текущих в логах и оврагах.
Особенностью удмуртского жилища, отличавшего его от строений других народов, было то, что его функции выполняли несколько строений: изба (корка), клеть (кенос), молитвенная постройка и летняя кухня (куа, куала), сени (корказь), коровник (скал гид), овчарня (ыж гид), навес для дров (лапас, липет ул).
Таким образом, можно утверждать, что развитие удмуртского жилища шло на основе местных традиций.
3.ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ.
При строительстве домов был строго определён порядок работ и правила, которые всегда выполнялись. Вот главные из них: «Собираясь строить, прежде всего, выбирали место для дома».
Лучше других
среди удмуртов умели выбирать место
под строительство домов
Место, где будут строить дом, должно находиться недалеко от леса, иметь рядом поле или поляну под огород, быть не болотистым, сухим и солнечным, чтобы усадьба освещалась солнцем весь день. Дом старались поставить на склоне холма, чтобы защитить его от ветров. Но на самом берегу реки дом старались не ставить, чтобы не загрязнять воду стоками со скотного двора и чтобы не затопило в разлив.
На конец, подходящая местность находилась, оставалось только точно указать место на склоне холма, где встанет дом. Тогда туно снимал свою шляпу и долго в неё наговаривал одному ему известные заклинания, которые обычно ворожцы передавали из поколения в поколение от отца к сыну. Потом он подбрасывал шляпу вверх так высоко, как только мог. Когда она падала на землю, внимательно осматривал её расположение на земле и решал: здесь строй хозяин.
Иногда площадку для строительства дома определяли по месту отдыха быка. Предполагалось, что бык отдыхает только на благоприятных местах. Никогда не строили дома на болотах и дорогах - они считались вредными и приносящими несчастья людям, поселившимся здесь.
4.ИЗБА.
В начале XIX века избы стояли внутри усадеб. Однако уже во второй половине XIX века жилые дома выносились к улице.
В конце XIX – начале XX веков корка представляла собой избу срубного типа. Размеры избы приближались к квадрату 5,5*6 м. Такие размеры, видимо, были продиктованы определенным строительным модулем – толщиной срубленного дерева, так называемым «ходовым бревном». Принципы этой архитектуры, как считают исследователи, во многом связаны с влиянием русского народного творчества. Основанием дома служили сосновые «стулья», ставившиеся под углы и под середины брёвен первого венца. В этот период ещё отмечен и наиболее архаичный способ постановки дома – без фундамента: первый венец, обмазанный смолой, укладывался непосредственно на грунт. При складывании брёвен, чтобы не перепутать их, удмурты каждый сруб отмечали своей системой счёта.
В начале XIX века среди наиболее зажиточных крестьян появляются дома на сплошном каменном или кирпичном фундаменте. Во время строительства дома широко бытовал обычай устраивать помочи (веме). На помочи собирались родственники и ближайшие соседи. В них участвовали мужчины и женщины, молодёжь и подростки. Веме – форма крестьянской взаимоимопомощи, игнорировать которую считалось предосудительным. Взаимное общение помочан позволяло обмениваться опытом, достигать взаимопонимания, облегчало труд, призвано было найти оптимальный вариант для той или иной трудовой операции, установить соответствующий трудовой ритм. Для подростков и молодёжи помочи были хорошей школой. Здесь они приобретали многие трудовые навыки, усваивали последовательность трудовых операций, приобретали опыт общения с людьми в процессе труда, усваивали правила поведения, народные обычаи. Взрослые, наблюдая за ними, оценивали их работу, подбадривали, поощряли, а порой иронизировали. Хозяева угощали помочан праздничным ужином. Наём плотников со стороны носил эпизодический характер. В конце XIX века при возведении стен применялся наиболее древний способ рубки углов в «обло» с вырубкой чашки в нижнем бревне. Пазы прокладывались мхом и паклей. Удмуртские мастера выработали оригинальный способ вырубки пазов: снаружи венцы вплотную прилегали друг к другу, мшение производилось после подъёма сруба и только с внутренней стороны. Преимущество этого способа состояло в том, что такой сруб практически не давал осадки.
Избы повсеместно строились одноэтажные. В северных и центральных частях Удмуртии они строились на более высоком подклете, чем у южных. Внутри подпола (гулбеч) вдоль стен сооружалась завалинка: внешней завалинки у удмуртов не отмечено. Пол и потолок укладывались по направлению от входной двери к противоположной стене; они изготовлялись из толстых плах, тёса или полубрёвен; в конце 19 века встречались ещё потолки из круглых брёвен. Крыша (липет) возводилась двускатная на сойцах.