История музея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:21, реферат

Краткое описание

Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации. Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

Содержание

Введение....................................................................................................................стр.3
1. История музейного дела как понятие..............................................................стр.4-6
2. Периодизация музейного дела............................................................................стр.7
3. Музейное дело в России.................................................................................стр.8-18
4. Перспективы развития музейного дела.......................................................стр.19-21
Заключение..............................................................................................................стр.22
Список литературы.................................................................................................стр.23
Приложение.......................................................................................................стр.24-27

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

История

 

 

 

 

 

 

 

 

Музееведение

История музейного дела

 

 

 

 

 

 

Реферат

студентки _____________________

Научный руководитель

______________________________

 

 

Пограничный

2009

 

 

Содержание

 

Введение....................................................................................................................стр.3

1. История музейного  дела как понятие..............................................................стр.4-6

2. Периодизация музейного дела............................................................................стр.7

3. Музейное дело в  России.................................................................................стр.8-18

4. Перспективы развития  музейного дела.......................................................стр.19-21

Заключение..............................................................................................................стр.22

Список литературы.................................................................................................стр.23

Приложение.......................................................................................................стр.24-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Музеи занимают определенное место среди социокультурных  институтов сегодняшнего общества, которое  живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора  развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.

Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

Использовать повышение  интереса общества к предметно реализованным в музеях ценностям можно только с учетом и полезного многовекового опыта коллекционирования и музейной работы.

Это допустимо только при наличии построенного по проблемно-хронологическому принципу реконструктивно-аналитического обзора развития музейного дела, включающего предмузейные формы коллекционирования с момента их зарождения, и этапов развития источниковедения и историографии истории музейного дела.

Актуальность исследования истории музейного дела определяется:

- методологической значимостью  вопроса, поскольку в жизни каждой науки и практики ее важный характерный феномен - осознание ее истории;

- потребностью определения  дальнейших путей развития музееведения  и преподавания истории музейного  дела как учебной дисциплины, имеющей большое значение для теории и практики музееведения и подготовки квалифицированных специалистов, информационно обеспеченных знаниями прошлого музейного дела на современном уровне;

- назревшей необходимостью  конституирования источниковедения  и историографии всеобщей истории  музейного дела.

 

1. История музейного  дела как понятие

Понятие «история музейного  дела» многозначно. Группа отечественных  музееведов, составившая словарь  «Музейные термины», предложила называть историей музейного дела научную  дисциплину, которая изучает возникновение, развитие, практику работы музеев, музейной сети и организации музейного дела на различных этапах исторического развития.

Понятие «история музейного  дела» по мнению этих авторов, является частью музейного дела, которое они  трактуют как область культуры, объединяющую:

- музейное законодательство, строительство, организацию управления  музеями;

- музееведение, то есть  научную дисциплину, которая изучает  закономерности развития музеев, их социальные функции и способы  реализации этих функций;

- музейную практику, то есть научно-фондовую, экспозиционную и научно-популяризационную работу.

По мнению отечественного музееведа A.M.Разгона история музейного  дела изучает причины возникновения  «музейной потребности, происхождение  и исторический опыт всех форм общественных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности их функционирования в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейной сети и организации музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников».

Более лаконично характеризует  историю музейного дела чешский  музеевед И. Шпет. По его мнению, эта  отрасль знания включает в себя историю  музея как учреждения и предшествующих ему форм, историю развития музейных функций и операций, историю музейной теории и ее отражения в практике, то есть историю музееведения.

Среди социокультурных  институтов сегодняшнего общества, которое  живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора  развития современной цивилизации, музеи занимают одно из наиболее фундаментальных мест. Они сохраняют, фиксируют и представляют в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, являясь важным для него каналом ретроспективной информации.

Социальная эволюция, вызывает, с одной стороны, рост жизненного уровня и расширение пространства свободы человека, с другой - естественную при этом утрату ясности его самопонимания. В этих условиях общество с целью компенсации цивилизационной динамики, социальной стабильности и исторического обоснования современности обращается к культивированию предметов и памятников прошлого как материализированных предметных сред, реализующих ценности уходящей культуры.

Этим люди стремятся  сохранить свою идентичность, генетически  прослеживая связь истоков с  современностью.

Музей, как социокультурный  институт, развивающийся современным  обществом для предотвращения утраты реликтов цивилизации и природы, накопленных в связи с их культурной значимостью, производит с этими  предметами процедуры тезаврирования, сходные с теми, которые библиотеки проделывают с печатными изданиями, а архивы с историческими источниками, подлежащими хранению в них.

Музеефикация культуры восполняет сокращение настоящего и  компенсирует утрату чувства знакомого  в культуре, обусловленную темпом изменений.

Общество не способно спасти эти предметы одним только их коллекционированием. Музей представляет ценности, исчезающие в обществе, и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс. Он выделяет среди других эти ценности, подчеркивая их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

Современное музееведение перед лицом новых усложняющихся  задач в силу внутренних потребностей по логике развития вынуждено повышать внимание к разработке теоретических и методологических проблем, а в их числе и к осмыслению феномена истории музейного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Периодизация  истории музейного дела

Можно дать предельно  простую и образную схему истории  музейного дела в стране: в 18 в. в России появился музей, в 19 в. - музейное дело, в 20 в. - музееведение. Это - периодизация развития музейного дела как особой формы культурной деятельности. Несмотря на свою лаконичность, она соответствует общенаучным представлениям о процессах развития, которые идут от единичных явлений к многообразию форм, и на определенном этапе возникает желание и потребность в их осмыслении и познании. Однако и исследователи, и педагоги часто ощущают потребность в более детализированной схеме. Поэтому предлагается следующая периодизация музейных процессов в России, в основу которой положено представление о музее как некой культурной форме, выработанной человечеством на определенном этапе развития:

Протомузейный период - до начала 18 в.

Генезис музея  как культурной формы:

  1. Возникновение музеев в России и адаптация новой культурной формы к российским условиям (18 в.);
  2. Развитие музея и превращение его в национальную культурную форму. На этом этапе происходит формирование музейного мира как особой сферы культурной жизни (Начало-конец 19 в.);
  3. Приобретение музеем статуса "культурной нормы" (1890-е -1920-е гг.)

Включение музеев в отечественную культурную традицию:

  1. Музеи советской эпохи (1930-е - 1980-е гг.)
  2. Музеи постсоветского времени (1990-е гг.)

 

 

 

 

 

 

3. Музейное дело в России

В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания  культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно  выделить несколько исторических этапов. Первый из них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В 14-15 вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми.

На следующем этапе возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство создавали или материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей.

Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному наследию, начался в России (как и в Европе) в 19-м в. под влиянием Великой Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование.

В России это проявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитием экономики, углублением процесса национального самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия культурного наследия на все более широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более широкого и глубокого понимания культурного наследия. Деятельность П. М. Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н. М. Мартьянова, В. И. Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев позволяет говорить о широком размахе и действенности их усилий.

Осознание того, что памятники искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояние всего народа, требуют государственной заботы и охраны, произошло в России примерно в начале 20-го в.

Это положение относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, в особенности к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища изначально являлись собственностью царской фамилии. Но и по отношению к другим музеям государство проводило политику протекционизма, выделяло им материальные средства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме. Утвердившиеся к этому времени критерии оценки музейных коллекций (научная значимость, ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальной принадлежности, возможности использовать в просветительных целях, идеологическое воздействие на посетителя и пр.) определялись путем экспертных оценок специалистов, работавших в музейном деле.

Следующий этап истории музеев России начался в 1917 г., когда культурные ценности были объявлены достоянием народа, для руководства процессом  их сохранения и использования были созданы специальные органы в центре и на местах. Именно первые годы советской власти дают наиболее интересные прецеденты выделения особо ценных объектов в культуре. Это были годы, результирующие предыдущий период и заложившие основы будущего развития. Поэтому так важно извлечь уроки этих лет.

Информация о работе История музея