Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 06:28, реферат
Традиционный молдавский костюм – свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц, образец красоты, способный поведать о старинных традициях, живое свидетельство процесса народного творчества.
В прошлом при украшении костюма вышивкой не допускалось копирование узоров и отступление от национальных традиций. Каждая девушка должна была создать свой праздничный костюм с учетом местных традиций, демонстрируя свой эстетический вкус. Наряд соответствовал характеру, возрасту и положению в обществе его владельца, гармонировал с его внешним обликом – цветом глаз и волос.
Одежда была уникальной и неповторимой культурной ценностью.
Национальный костюм – ценность культурного наследия 3
2. Из истории молдавского костюма 4
3. Женский национальный костюм 6
4. Мужской национальный костюм 11
5. Аксессуары национального костюма 16
Министерство образования Российской Федерации
РЕФЕРАТ
На тему: История национального костюма молдавии.
Выполнила:
2014 г.
Оглавление
1. Национальный костюм – ценность культурного наследия 3
2. Из истории молдавского
костюма
3. Женский национальный
костюм
4. Мужской национальный
костюм
5. Аксессуары национального
костюма
Традиционный молдавский костюм – свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц, образец красоты, способный поведать о старинных традициях, живое свидетельство процесса народного творчества.
В прошлом при украшении костюма вышивкой не допускалось копирование узоров и отступление от национальных традиций. Каждая девушка должна была создать свой праздничный костюм с учетом местных традиций, демонстрируя свой эстетический вкус. Наряд соответствовал характеру, возрасту и положению в обществе его владельца, гармонировал с его внешним обликом – цветом глаз и волос.
Одежда была уникальной и неповторимой культурной ценностью. В прошлом невозможно было найти двух одинаковых женских костюмов – они отличались рисунком, цветом, пропорциями. Такого же принципа придерживались мастерицы (а это были мамы, бабушки или невесты) и при вышивании мужских рубах.
На протяжении веков традиционный костюм шили из домотканых полотен, выполненных вручную из шерстяных, конопляных, льняных, хлопчатобумажных, шелковых (боранжик) нитей, которые также изготавливались в домашних условиях.
Народный костюм отличался богатым разнообразием в зависимости от социального, климатического, демографического фактора. На осенних ярмарках, в зимние календарные праздники, на сельских хорах и в пасхальные дни можно было наблюдать функциональные особенности костюма.
Молдавский народный костюм имел три этапа развития: формирование этнических традиций; расцвет; упадок, исчезновение из обихода с переходом в сценическую сферу. Сегодня костюм представлен как этническая марка на праздниках, на официальных приемах зарубежных гостей, в учреждениях общепита с целью демонстрации народных традиций.
В каждый исторический период костюм менялся, потому что менялось сырьё, техника ткачества, покрой, художественное решение, появлялись новые элементы в одежде и др.
Период становления традиционного молдавского костюма соответствует XIII–XIV векам. В это время, благодаря национальным особенностям он становится отличным от костюмов соседних этносов.
О некоторых особенностях молдавского костюма свидетельствуют грамоты и господарские документы XV– XVII веков, коллекции одежды из музеев, настенные росписи, археологические материалы, книжные миниатюры и т. д. Со временем в терминологии некоторых деталей национального костюма появились названия славянского, тюркского, болгарского происхождения, которые, получив новое народное звучание, свидетельствуют об их ассимиляции молдавской культурой.
Согласно молдавским обычаям XVI века, крестьяне и городские жители были обязаны носить традиционные костюмы, им строго запрещалось заимствование одежды турецкой или других народов.
Средневековый период знаменателен расцветом молдавского костюма, когда в условиях крестьянского натурального хозяйства вручную производилось большинство необходимых предметов быта и ритуалов.
Женщины вручную ткали много ткани, необходимой для одежды, украшения жилища, для домашнего хозяйства, приданого и других нужд, поэтому девушек с 10–12 лет обучали вышиванию, ткачеству. Эти художественные занятия высоко ценились в замужестве. Полотна ткались и в городах.
Изготовление народной одежды представляло собой развитую систему ремесел (ткачихи, мастера по изготовлению полотна, сукна, по обработке шерстяного сукна, вышивальщицы, кружевницы, шапочники, шляпники, скорняки, сапожники, портные и др.).
Сырьем для производства служила шерсть, конопля, хлопчатобумажная и шелковая нити натуральных оттенков. Выделяются зональные особенности в использование сырья: на севере Молдовы для изготовления одежды больше использовались шерстяные и конопляные нити, на юге – мягкая цигейская шерсть, лен и нити из шелка-сырца.
При изготовлении полотен для одежды использовались простые технические способы: в 2 или 4 ремизки на горизонтальном ткацком станке. Характерную особенность молдавской одежде придает белый цвет некрашеных полотен из конопли и хлопка. Она, будучи экологически чистой, использовалась в качестве нательного белья и летнего костюма.
Традиционная молдавская одежда имеет богатую терминологию, которая соответствует большому и разнообразному ассортименту изделий для женщин и мужчин, подчеркивает их зональную особенность, определенные символические и коммуникативные функции (праздничная, ритуальная, переход в другой социальный статус, театрализированная, возрастная, профессиональная и др.).
Декор молдавского костюма основан на гармоничном сочетании натуральных цветов (белый, бежевый, серый, черный, коричневый, желтый), геометрических и растительных стилизованных мотивах. Техника украшения – вышивка одним, двумя, тремя цветами простым крестиком, гладью по счётным нитям (broderie plină или butuc), сегментированная или геометрическая, которая делит рисунок на одинаковые по ширине узкие полоски, и гладь натуралистического характера. Каждая девушка стремилась придать оригинальность и неповторимость своему костюму, следуя старинной традиции, которая гласила: рисунок не списывается, не копируется, а изобретается либо «крадется глазами». Благодаря такому неписаному закону в молдавском народном искусстве невозможно встретить две одинаковые национальные блузки iie, два одинаковых костюма, два одинаковых ковра. Считалось зазорным копировать модели. Вместо этого практиковали совершенствование и создание новых элементов путем сходства, запоминания, что способствовало созданию новых мотивов и художественных композиций.
Со второй половины XIX века начался период упадка молдавского традиционного костюма, вызванный постепенным сокращением домашнего ткачества и заменой материала ручной работы на ткани промышленного и зарубежного производства. Усиливается влияние городской моды. Все это к середине XX века привело практически к полному исчезновению традиционного костюма из быта.
Сегодня традиционный молдавский костюм используется этнофольклорными ансамблями домов культуры, школ, садиков в национальные и календарные праздники. В процессе развития самосознания молдаван, возврата к традиционным ценностям, очень важно сохранить разнообразие национального самовыражения, популяризировать оригинальность и творческий талант как маркер этнической идентичности.
Женский молдавский костюм в свой ансамбль включает головной убор, одежду, обувь, аксессуары и ювелирные изделия. Для каждого времени года и определенного события был предусмотрен свой наряд в зависимости от возраста женщины, ее социального статуса, времени года, вида занятий, символики, вкуса и зоны проживания. Вследствие этого традиционная одежда была разнообразной и отличалась по материалу, крою, орнаменту и цвету. Женщины в возрасте и замужние придерживались определенных принципов в одежде, предпочитали более сдержанные цвета, архаичный, скромный покрой, простое домашнее полотно, использовали некоторые детали для защиты костюма. Молодые девушки носили костюмы более светлых и ярких расцветок, ходили с непокрытой головой. Платок и передник надевали после того, как получали статус молодой хозяйки – замужней женщины.
Следует отметить, что некоторые аспекты народной материальной и духовной культуры, в том числе и костюм, носили отпечаток демографической структуры конкретной этнографической зоны. Эти небольшие различия относились к покрою, орнаменту и цвету, некоторым деталям в костюме. На севере Молдовы рядом с молдаванами живут украинцы, в центре страны находится зона компактного проживания молдаван, а на юге вместе с молдаванами проживают гагаузы, болгары, украинцы, вследствие чего естественны взаимовлияния традиций.
Рубаха. Женский традиционный костюм более красочный. Наиболее функционально-декоративной считается белая рубаха. Одной из ранних форм женской одежды была туникообразная рубаха с длинными рукавами, выкроенная из цельного домотканого полотна с круглым, треугольным или квадратным вырезом. Рубаху украшали вышивкой с геометрическим или растительным орнаментом по воротнику и манжетам. Верхняя часть рубахи – piepţii – изготавливалась из более добротной, тонкой ткани, а нижняя часть – poale (подол) – из более плотной конопляной или льняной ткани.
Другой вид женских рубах, распространенный по всей территории Молдовы, – рубаха, присборенная у горловины, с цельнокроеными рукавами. Она называется ie naţională или cămaşă moldovenească, украшена вышивкой, выполненной в различных техниках, и является наиболее красивой деталью женского наряда любого возраста. Выкройка рубахи состояла из прямоугольников: спинки, переда и рукавов. Рубаха декорирована на груди и на рукавах. Распространено 3 вида такой рубахи, название которых зависит от характера и направления вышитых полосок на рукавах: прямые полосы-ручейки (ie cu rîuri drepte), рубаха с диагональными линиями (ie cu mînecа costişetă cu rîuri oblice) и ie – со звездообразным орнаментом (cu stele). Рубахи у горловины собирались на разноцветные крученые шнурочки (şiret), образуя круглый вырез. Узоры, вышитые на груди и рукавах, частично повторяют одни и те же орнаменты. Декоративное решение рукавов состоит из трех основных элементов: altiţa – вышитая часть у плеча (оплечье), încreţul – полоса с геометрическим орнаментом светлого цвета (желтый, белый, серый, бежевый…), затем вертикально либо диагонально вышитые полосы, рассыпчатые мелкие узоры или изоброжение дерева жизни, колоса. Ie – с деревом (pomul vieţii) или колосом (spicul) являлись частью свадебного наряда прошлых столетий до середины XX века в Каменском, Рыбницком и других районах. По технике выполнения вышивку можно разделить на две основные группы: так называемые счетные вышивки крестиком (în cruciuliţe) и вышивки гладью, свободно накладывающиеся на материал (neted – butuc по счетным нитям, с выступами – în scărituri).
Благодаря способу în scărituri орнаменты получались стилизованными. Именно этот вид вышивки – гладь по счетным нитям и с выступами, названная broderie albă или butuc, – служит основным критерием при определении отличия молдавской вышивки от вышивки украинского, русского, гагаузского, болгарского этноса и др.
Выбор декоративного орнамента основывался на гармоничном сочетании вышитых частей: altiţa, încreţul, rîuri на рукавах и груди. Цветовое решение женской одежды решалось на сочетании 2–3 цветовых оттенков, но зачастую высокого уровня достигали за счет вышивки одним цветом – обычно черным.
К верхней части рубахи iie пришивали подол, сшитый из более плотной простой конопляной или льняной ткани.
Замужние и пожилые женщины в будни и в праздники больше носили туникообразные рубахи или рубахи на кокетке (cu platcă, cămaşă cu petic), которые также вышивались вокруг горловины или в форме квадрата по кокетке.
Отдельными деталями нижней части женской одежды были catrinţă, fotă или şorţ. Их изготавливали из чистой шерсти или за основу брали хлопок, а уток был шерстяным. Более распространенной для всех возрастов была плахта (catrinţa), которая представляет собой цельный несшитый прямоугольный кусок ткани(1,6–0,8), который надевают, оборачивая вокруг корпуса, так, чтобы одна пола находила на другую.
Этнографические материалы выявили в Молдове около 10 групп домотканых catrinţă, которые отличаются по технике исполнения и декору. Самая популярная – это catrinţă vrîstată с цветными полосками, catrinţă cu desene alese – с закладным рисунком, catrinţă ridicată – c бранным узором, catrinţă iţată – с ремизным полосатым рисунком, catrinţă din două părţi – из двух горизонтальных разноцветных широких частей, catrinţă ţesută şi aleasă – комбинированное простое и закладное ткачество и catrinţă brodată – вышитая.
Сatrinţă крепилась вокруг талии узким поясом длиной в 3–4 метра. Другая деталь женского костюма – fotă, состоит из двух прямоугольных частей – передней и задней, выткана с горизонтальными цветными полосками. Ее носили молодые девушки севера Молдовы, Черновиц и Буковины.
Единственный передник из шерсти – şorţ ales ridicat – c цветным геометрическим рисунком на черном фоне носили женщины на юге Молдовы.
Передник (şorţ или pestelcă) фабричного производства носят замужние женщины во всей Молдове, чтобы защитить одежду при работе по хозяйству. Сегодня передник стал символическим подарком, который преподносят в селе женщинам, которые помогают в приготовлении блюд для свадьбы. Передник и косынку дарит невесте посаженная мать в ритуале «раздевание невесты», «повязывание невесты», чтобы она стала хорошей хозяйкой.