История национального костюма Молдавии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 06:28, реферат

Краткое описание

Традиционный молдавский костюм – свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц, образец красоты, способный поведать о старинных традициях, живое свидетельство процесса народного творчества.
В прошлом при украшении костюма вышивкой не допускалось копирование узоров и отступление от национальных традиций. Каждая девушка должна была создать свой праздничный костюм с учетом местных традиций, демонстрируя свой эстетический вкус. Наряд соответствовал характеру, возрасту и положению в обществе его владельца, гармонировал с его внешним обликом – цветом глаз и волос.
Одежда была уникальной и неповторимой культурной ценностью.

Содержание

Национальный костюм – ценность культурного наследия 3
2. Из истории молдавского костюма 4
3. Женский национальный костюм 6
4. Мужской национальный костюм 11
5. Аксессуары национального костюма 16

Вложенные файлы: 1 файл

история национального костюма молдавии.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

В этом кратком исследовании описываются дополнительные детали молдавского костюма. Этнографические публикации о молдавском народном костюме подтверждают, что это пояса, котомки, платочки, бижутерия.

По первичному сырью пояса могут быть подразделены на шерстяные и кожаные. По роду – на женские и мужские. По технологии производства – простые и декоративные.

Шерстяные пояса chingă, bată, frîngie шириной 5–10 см и длиной 3–4 метра предназначались для женщин, а для мужчин brîu, bată шириной 12–16 см, длиной 3–3,5 метра. С технологической точки зрения как мужские, так и женские пояса в большинстве случаев изготавливались одинаково, отличались лишь шириной и орнаментами. Были зарегистрированы и систематизированы технологические приемы изготовления женских поясов: простые в 2 ремизки, iţate – узорчатые ремизные в 4–5 ремизок, ozoare ridicate – с бранными узорами, alese – закладные, brodate – вышитые, împletite – вязаные. Мужские пояса шириной 12–16 см, а на юге Молдовы шириной 50–60 см и длиной 3 метра ткались в технике: в 2–4 ремизки – простые simplu, ozoare ridicate – с бранными узорами, iţate – ремизные, alese scorţăreştе – закладные. Пояса шириной 15–20 см с красивым декором назывались – «широкие с господарскую пядь». По всей территории были распространены одноцветные или с продольными полосками простые пояса, вытканные в 4 ремизки. На юге Молдовы пояса шириной 50–60 см, красные или зелёные, вытканные в 4 ремизки, простые или узорчатые – это более тонкие шерстяные пояса, которые носили сложенными вдвое (25–30 см), обматывая поясницу и часть туловища. Следует отметить, что простые пояса носили в будничные дни, а в праздничные – с геометрическим орнаментом (în ozoare, ridicate) или с растительным орнаментом (alese sau brodate), узорчатые или бранные. Следует отметить особое мастерство молдавских мастериц центральной и северной зон, где две половины пояса alese cu fusul («вытканные веретеном») орнаментировались по-разному: бараньи рога, ромбы, изображение плуга и др. Таким образом парень в одно воскресенье надевал пояс с одним узором, а в другое воскресение тот же пояс, но уже с другим рисунком. Создавлось впечатление, что у него два разных пояса. В этих зонах встречаем и однополотные catrinţă с разными рисунками на передней части плахты, которые также носили поочередно – то одной стороной, то другой.

Украшение поясов зависело от значения события дня, праздника (простое или с орнаментами), для которых они предназначались и выполнялось из разноцветных шерстяных нитей основы (черный, вишневый, белый, желтый, синий). Одноцветные пояса часто завершались тремя поперечными узкими полосками. Все пояса на концах заканчивались бахромой длиной 10–20 см. Иногда мужской пояс исполнял функцию оберега.

Отдельную группу составляют кожаные пояса. Широкие крестьянские кожаные пояса – chimire – шириной 15–30 см и длиной 1,1–1,5 м и узкие пояса (5–6 см) длиной 1,2 – 1,5 м, которые носили только мужчины. Зажиточные крестьяне имели пояса, изготовленные мастерами-шорниками. Археологические материалы свидетельствуют о существовании таких поясов в первых столетиях нашей эры. Чаще всего chimir носили пастухи. Сhimir – прочный функциональный пояс, изготовленный из толстой дубленой кожи, имел закрытый или накладной карман для денег, сбоку подвешивались трубка, кисет с табаком, нож и др. Кимиры украшали прикладным шитьём, оттисками, кожаными шнурками, аппликациями, разными фигурками, металлическими пуговицами и бляхами.

Все эти виды шерстяных, кожаных, женских и мужских поясов широко представлены в коллекциях национальных музеев, а во многих сёлах их еще носят местные жители. В энтнофолклорных ансамблях часто используют шерстяные или кожаные пояса, широкие и узкие.

Другой дополнительный элемент к женскому и мужскому костюму, особенно у молодежи, был поясной платок – batista de brîu, служивший дополнительным декоративным элементом и передававшим определенную информацию. Поясной платок парней назывался năfrămiţă, использовался в танце peliniţa. Его стелили на землю для девушки, приглашенной к танцу.

Снимая с пояса девушки красиво вышитый и обвязанный крючком платок, молодой человек показывал, что проявляет к ней особую симпатию, хочет с ней общаться и проводить до дома. Платок, подаренный девушкой парню, уходящему в армию или уезжающему на учебу, принимался как талисман (talisman), и парень носил его в знак верности, преданности и выполнения обещаний, данных на прощание.

В наше время символические формы выражения чувств любви при помощи поясного платка исчезли, и, как редкое исключение, batistele de brîu встречаются на сцене.

Более зажиточные молодые люди носили на шее под рубашкой тонкий платок – testemel. Также редко можно встретить batistile de nuntă (свадебные платочки) из костюмов шафера и дружки невесты, которые еще были распространены в 30–60-х годах ХХ столетия в Сорокском, Рыбницком, Леовском и других районах. Эти платочки вышивались крестиком или гладью по счетным нитям или свободным стилем. Распространенные рисунки вышивки – венчальная корона, букет цветов, монограмма невесты и жениха, сновалка (мотовило) с четырьмя рожками – знак плодородия в четырех временах года, фигуры в хороводе, древо жизни и др. Сегодня место этих платков заняли носовые платочки, искусственные букетики, ленточки фабричного производства.

В группу аксессуаров к народному костюму молдаван входят traista (котомка) иdesaga (переметная сумка), которые подбирались к цвету костюма. В то же время они служили для переноски разных продуктов с рынка, с поля и др. Более праздничными считались котомки traistele, а переметные сумки (desagii) имели утилитарные функции. Об этом некоторую информацию можно найти в рубрике ţesutul popular (народное ткачество). Дополнительно можно отметить, что котомки носили повсеместно. В настоящее время они ещё встречаются в центральной Молдове, частично на юге республики, в селах Черновицкой области, где женщины ходят в церковь с красивыми котомками alese. В качестве ремешка для подвязки котомок служили специально вытканные узкие полосы bată или шерстяной шнурок, скрученный из разноцветных шерстяных нитей.

Ткань для котомки изготавливалась из шерстяной основы и утка, а в последние десятилетия в основу используют черные хлопчатобумажные нити. По декору и технике изготовления можно выделить несколько видов котомок: тканые в полоску – traiste vrîstate, тканые в три ремизки (ridicate), закладные (alese scorţăreşte), вышитые (brodate), котомки, выполненные в ремизной технике – iţate, с мелким клетчатым рисунком – în ochiurele и др. В центральной зоне Молдовы узкая ткань для котомок (35–40 см) называется îngusturele. Девушки получали рулон ткани для изготовления котомок в составе приданого к свадьбе. Декор котомок основывался на симметричном и асимметричном сочетании узких полосок (învărgate), квадратиков двух-трех цветов (красный – черный, белый – черный…) – în ochiurele. Котомки alese – самые красивые, украшены геометрическими, растительными, стилизованными узорами. Их носили на ярмарки, в праздничные дни и т. д. В наше время котомки иногда носят пожилые люди.

В ряде сёл еще пользуются переметными сумами для переноски всяких тяжестей. Они представляют собой две объёмные котомки, соединенные между собой, которые носят на плече. Следует отметить, что сама форма переметной сумки очень удобна и способствует сохранению правильной осанки. Декор переметных сум всегда состоит из разноцветных полосок.

Бижутерия. Молдаване в качестве украшений использовали аксессуары из золота, серебра, меди, стекла, жемчуга и др. Археологические и этнографические материалы свидетельствуют о том, что украшения в основном носили женщины. Ювелиры изготавливали изделия из серебра и золота. Самые популярные украшения носили на шее: разноцветные бусы (margele) из стекла, жемчуга, янтаря, zgardane (колье), salbe (ожерелья из серебряных монет), золотые или серебряные крестики. В ушах – сережки (позднее клипсы), на руках – браслеты, кольца, перстни из серебра или золота. В южной Молдове элементом украшения были серебряные пряжки, застежки на поясных ремешках. Повсеместно женщины носили на груди различные броши.

Самыми распространенными украшениями были бусы (мелкие или крупные из стекла, блесток), сережки разной формы, кольца, перстни, которые, как правило, покупали и дарили к разным событиям (по случаю исполнения определенного возраста, большого семейного или религиозного праздника, на бракосочетание или в качестве поощрения за безукоризненное поведение и т. д). Некоторые из них (ожерелья, кольца, перстни) носили как амулеты, обереги, имеющие якобы способность защитить от сглаза, проклятия, уберечь от неправильных поступков и др. Обручальные кольца надевали только по случаю бракосочетания и не снимали с руки. Дорогие изделия из золота, серебра, жемчуга носили зажиточные женщины, а также их дарили в приданое. На протяжении веков декор и формы бижутерии дополнялись и сильно изменились, однако основные функции остались те же, что и у соседних народов. 

 

 

 


Информация о работе История национального костюма Молдавии