Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:01, контрольная работа
Что такое карнавал? Само слово "карнавал" неясного происхождения. Как свидетельствуют ученые, в слове "карнавал" лежат два латинских корня – carno (мясо), и vale (прощай), что означает "прощаюсь с мясом". Довольно широко толковал термин М. М. Бахтин, относя к нему "совокупность всех разнообразных празднеств, обрядов и форм карнавального типа". В более узком значении под карнавалом подразумевают народные праздники февральско-апрельского цикла, которые происходят на так называемые "жирные дни", предшествующие Великому посту.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………2
1.Карнавальная культура средневековья……………………………………………………………..3
1.1.Карнавал в России………………………………………………………………………………………….7
2.Карнавальная культура Возрождения………………………………………………………………..9
2.1.Бразильский карнавал………………………………………………………………………………….12
2.2.Город – маскарад Венеция…………………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..14
Литература……………………………………………………………………………………………………………17
2.Карнавальная
культура Возрождения.
То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением новых идеалов. В эпоху Возрождения возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались искусства и светское мировоззрение, ослабившее духовный диктат церкви.
Изменения коснулись всех сторон духовной жизни. Эти явления казались возрождением науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, особенно у греков.
Стремление к обновлению и новому рождению, "жажда новой юности" проникали собой карнавальное мироощущение и находили многообразное воплощение в конкретно-чувственных формах народной культуры (и в обрядово-зрелищных, и в словесных). В этом была вторая праздничная жизнь средневековья.
Карнавальные шествия, излюбленное развлечение в Средние века, особенно распространились в эпоху Возрождения. Карнавал объединил под одним понятием ряд местных празднеств разного происхождения, приуроченных к разным срокам, но имеющих некоторые общие черты народно-праздничного веселья. Этот процесс объединения словом "карнавал" разнородных местных явлений и поведение их под одно понятие соответствовал и реальному процессу, протекавшему в самой жизни: различные народно-праздничные формы, отмирая и вырождаясь, передавали ряд своих моментов – обрядов, аксессуаров, образов, масок – карнавалу.
Все народно-праздничные образы были поставлены на службу новому
историческому ощущению - от простых переодеваний и мистификаций до более сложных карнавальных форм. Происходит мобилизация всех веками выработанных форм веселых проводов зимы, поста, старого года, смерти и веселых встреч весны, жирных дней, убоя скота, свадеб, нового года и т.п. - всех веками отстоявшихся образов смены и обновления, роста и изобилия.
В эту эпоху (собственно, со второй половины XVII века) совершается процесс постепенного сужения, измельчания и обеднения обрядово-зрелищных карнавальных форм народной культуры. Происходит, с одной стороны, огосударствление праздничной жизни, и она становится парадной, с другой – бытовизация ее, то есть она уходит в частный, домашний, семейный быт. Былые
привилегии праздничной площади все более и более ограничиваются. Особое
карнавальное мироощущение с его всенародностью, вольностью, утопичностью,
устремленностью в будущее начинает превращаться просто в праздничное
настроение.
Праздник почти перестал быть второю
жизнью народа, его временным возрождением
и обновлением. Мы подчеркнули
слово "почти", потому что
народно-праздничное
Но в то же время образы с народной площади перекочевали в придворный маскарад, и стиль и осмысление их здесь, конечно, соответственно изменились.
Нужно сказать, что такова была одна из линий судьбы народно-праздничной
традиции в новое время. Придворные празднества с их маскарадами, шествиями,
аллегориями, фейерверком и т.п. жили отчасти и за счет карнавальной
традиции. Придворные поэты были организаторами этих празднеств и знатоками этих форм.
Широкое распространение получили карнавальные маски, особенно в Италии.
Маски - это сложнейший и многозначнейший мотив народной культуры. Маска связана с радостью смен и перевоплощений, с веселой относительностью, с веселым же отрицанием тождества и однозначности, с отрицанием тупого совпадения с самим собой; маска связана с переходами, метаморфозами, нарушениями естественных границ, с осмеянием, с прозвищем (вместо имени); в маске воплощено игровое начало жизни, в основе ее лежит совсем особое взаимоотношение действительности и образа, характерное для древнейших обрядово-зрелищных форм. Исчерпать многосложную и многозначную
символику маски, конечно, невозможно. Нужно отметить, что такие явления, как
пародия, карикатура, гримаса, кривляния, ужимки и т.п., являются по своему
существу дериватами маски.
Маска, оторванная
от единства народно-
Но маска сохраняет что-то от своей народно-карнавальной природы; эта природа неистребима в ней. Ведь даже и в условиях обычной современной жизни маска всегда окутана какой-то особой атмосферой, воспринимается как частица какого-то иного мира. Маска никогда не может стать просто вещью среди других вещей.
На карнавале, где каждый веселился как умел, выступали профессиональные "забавники". Такие забавники, как-то пародировали известных людей, птиц, животных – становились профессионалами. Они переезжали из города в город, т.к. карнавалы устраивались в разных местах. В 60-х г. XV в. они стали организовываться в группы, в актерские коллективы. Так возникла "профессиональная комедия". У этого театра были свои своеобразные черты: каждый актер "выполнял одну маску". Эта народная комедия не имела писанного текста, у нее не было своей драматургии. У актеров был только сценарий, где излагался вход и выход на сцену и общий ход событий. В третьих, для придания большего комизма эта комедия пользовалась диалектами – венецианских, падуанских. Обязательной принадлежностью спектакля были трюки – акробатические номера, мизансцены.
В народно-площадной стороне праздника существенное место занимали
всевозможные игры (от картежных до спортивных) и всевозможные предсказания, гадания и пожелания. Игра очень тесно связана с временем и с будущим. Недаром основные орудия игры - карты и кости - служат и основными орудиями гадания, то есть узнавания будущего. В образах игры видели как бы сжатую универсалистическую формулу жизни и исторического процесса: счастье-несчастье, возвышение-падение, приобретение-утрата, увенчание-развенчание. В играх как бы разыгрывалась вся жизнь в миниатюре (переведенная на язык условных символов), притом разыгрывалась без рампы. В то же время игра выводила за пределы обычной жизненной колеи, освобождала от законов и правил жизни, на место жизненной условности ставила другую, более сжатую, веселую и улегченную условность. Это касается не только карт, костей и шахмат, но и других игр, в том числе спортивных (игра в кегли, игра в мяч) и детских игр.
Карнавал
поглотил не только всю Европу, но расселившись
по миру, европейцы привезли карнавал
практически на все континенты планеты,
и местные жители с удовольствием эту
традицию переняли.
2.1.Бразильский
карнавал.
Бразильский карнавал – это экзотическая смесь европейской изысканности, древних индейских традиций и обычаев чернокожих рабов. Католическая церковь отыскала место столь "светскому" празднику в своем календаре, и с тех пор его отмечают ровно за семь недель перед Пасхой, за сорок дней до Страстной недели.
Многие
спорят, что послужило началом
карнавальной традиции. Говорят, в основе
его лежит привезенный
Рио-де-Жанейро – главный город Его Величества Карнавала. В течение четырех официальных дней праздника (а неофициально страна празднует больше недели) здесь наступает время, когда город безоговорочно отдает себя во власть веселья, когда с легкостью забываются несчастья "любви" и находятся новые "пассии".
Главный
закон карнавала: всем веселиться! Целую
неделю никто не работает. Изначально
музыкальным сопровождением карнавала
были португальские народные песни. Потом,
следуя за модой того времени, они стали
чередоваться с полькой, итальянскими
карнавальными ритмами. А вот сами движения
пришли из ритуальных африканских плясок.
Уже в последствии на исконные африканские
пляски здорово повлияли модные в то время
полька и хабанера, танец стал меняться
согласно велениям времени, и вскоре стал
главной составляющей бразильского карнавала.
2.2.Город
– маскарад Венеция.
Карнавалы венецианцы переняли вместе с латинской культурой: истоки этого праздника, как известно, лежат в знаменитых римских Сатурналиях. Главной традицией Сатурналий было крушение различий между господами и рабами. В период празднества рабам, например, разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и даже отпускать в их адрес ругательства. Однако чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, во время Сатурналий все прятали свои лица под масками. Наследником этой традиции и стала Венеция. Так вышла на сцену Маска – главный герой венецианского карнавала.
Расцвета
венецианские карнавалы достигли в
XVlll веке. Тогда они были не только
главным событием года, но и смыслом
существования. Во время карнавала
ничего не казалось слишком стыдным,
слишком смелым, слишком безрассудным,
слишком распутным. Открывались сотни
игровых домов, где проигрывались огромные
состояния и где изменяли законным мужьям
и женам неизвестные "маски". Не совершить
грехопадение в карнавальные дни и ночи,
когда даже церковь становилась менее
суровой, было просто неприличным. А потом
начались революции, и праздник почти
забылся. Двести лет Венеция жила без карнавалов,
и только в 1980 году они возобновились.
Заключение.
Слову "карнавальный" мы
придаем расширенное
совершенно определенное явление, дожил до наших дней, между тем как другие явления народно-праздничной жизни, родственные ему по своему характеру и стилю, за немногими исключениями, давно уже умерли или выродились до неузнаваемости. Карнавал хорошо знаком. В течение веков он неоднократно описывался. Даже в период своего позднего развития - в XVIII и XIX веках - карнавал в довольно четкой, хотя и обедненной форме еще сохранял некоторые из основных особенностей народно-праздничной стихии.
Карнавал раскрывает для нас древнюю народно-праздничную стихию как относительно лучше сохранившийся обломок этого громадного и богатого мира. Это и дает нам право употреблять эпитет "карнавальный" в расширенном смысле, понимая под ним не только формы карнавала в узком и точном смысле, но и всю богатую и разнообразную народно-праздничную жизнь средних веков и эпохи Возрождения в ее основных особенностях, наглядно представленных для последующих веков, когда большинство других форм умерло или выродилось, карнавалом.
Но и карнавал в узком смысле слова - явление далеко не простое и не
однозначное.
Слово это объединило под одним
понятием ряд местных празднеств
разного происхождения, приуроченных
к разным срокам, но имеющих
некоторые общие черты народно-
Этот процесс карнавального объединения народно-праздничных форм протекал, конечно, по-своему и в разумные сроки не только в разных странах, но даже и в отдельных городах.
Далее, все те формы народно-праздничного веселья, которые составляли вторую, площадную неофициальную половину всякого церковного и
государственного праздника, продолжали существовать рядом с карнавалом и
Информация о работе Карнавальная культура Средневековья и Возрождения