Карнавальный стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:58, реферат

Краткое описание

В Бразилии карнавал берет начало в 1723 году, с прибытием иммигрантов с португальских островов Мадера, Азорских и Зеленого Мыса. Карнавальные празднества, названные "Энтрудо" (слово латинского происхождения, значит "вход"), были подобны карнавалу Португалии..

Вложенные файлы: 1 файл

Примерное описание.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

В Бразилии карнавал берет начало в 1723 году, с прибытием иммигрантов с португальских островов Мадера, Азорских и Зеленого Мыса. Карнавальные празднества, названные "Энтрудо" (слово латинского происхождения, значит "вход"), были подобны карнавалу Португалии..

Все изменилось в 1840 году, когда  жена владельца гостиницы в Рио де Жанейро решила провести праздник совершенно по другому. Она пригласила множество гостей и наняла профессиональных музыкантов. И именно она организовала первый роскошный бал-маскарад. В традиционную лавку масок были завезены из-за границы маски, усы и бороды, призванные помочь в изготовлении карнавальных костюмов. Этот бал быстро превратился в традицию и сегодня уже известен всему миру как самый большой карнавал. В Бразилии есть много различных школ самбы и парад представителей этих школ это главное представление карнавала. Каждую школу может представлять от трех до пяти тысяч участников, поэтому по размаху этот карнавал не знает себе равных во всем мире.

В 1855 году появились первые большие карнавальные клубы, называвшиеся "большие общества". Они действовали  не только во время карнавала, но и  постоянно, как общественные организации. Своей организованностью и использованием аллегорических повозок, эти клубы  были предшественниками теперешнего  организованного карнавала. А в  те годы карнавал имел еще? в основном европейские черты и лишь постепенно изменялся, приобретая все больше типичных бразильских черт.

В 1907 году возникло "корсо" - вереница автомобилей, - ставшее одной из главных зрелищ карнавала Рио-де-Жанейро в первые десятилетия ХХ века.

Процессии и группы послужили  источником возникновения школ самбы, существующих и по сей день. Первая такая школа была основана в 1928 году в квартале Эстасио и называлась "Дейша-Фалар". Первый карнавальный парад, пока неофициальный, состоялся в Рио в 1932 году, а первый официальный - в 1935 году, на площади Одиннадцатого Июня - традиционном месте сбора групп и колонн. С развитием города, эта площадь уступила место проспекту Президента Варгаса. Место парада карнавала несколько раз переносилось, а в 1984 году оно наконец окончательно закрепилось за местом "Пассарела-де-Самба".

В течение трех десятков лет  парады самбы проходили спонтанно, и только в 1963 году на проспекте Президента Варгаса были установлены трибуны для продаж мест для зрителей. В настоящее время парад самбы очень ценится и пользуется большим спросом, кроме продажи билетов, продаются и права теле и радиовещания, диски и т.д.

После проведения самого карнавала  через несколько дней проходит еще  парад победителей, которые дают показательные выступления. На этом параде представлены лучшие школы самбы. Считается, что современные школы  самбы произошли от исполнителей ранчос. Ранчос это особое соревнование танцоров, в котором нужно было не просто станцевать, а показать любовную историю. Такие истории воплощались с помощью танцев и проходили эти соревнования на редкость торжественно и очень романтично. Надо сказать, что мелодии и ритмы очень сильно отличались от тех, которые используются в современной самбе. Видимо самба более соответствовала эмоциональному настрою танцующих и более вдохновенно передавала историю их любовных переживаний.

Сейчас на карнавале сюжеты, передаваемые с помощью танца, несколько  расширились по тематике. Это может  быть историческое событие или легенда, танец может быть посвящен какому-то человеку. Каждая школа разрабатывает  и разыгрывает на карнавале свой сюжет. Для каждого сюжета разрабатываются  и изготовляются костюмы, отражающие показываемую эпоху. Костюмы должны соответствовать сюжету и месту  действия. Естественно, посмотреть на такое красочное зрелище приезжает  большое количество туристов.

 

 

 

Введение

Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь  Диониса – дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями (комос) с пением, музыкой, плясками, украшались нарядно убранными, установками. Впереди их находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который древнеримские авторы называют «carrus navalis» т.е. «морская колесница».

На нем, как правило, располагалась  костюмированная группа. В архаических  культурах на покойников одевали  маски, чтобы когда он встретиться во время пути в загробный мир с духами они не смогли бы причинить ему вреда. Этот ритуал культивировался и в более поздний период.

В средневековой Европе карнавал как театрализованное шествие с  играми, инсценировками, забавами и  фейерверками, маскированием участников праздника прочно вошел в праздничную  культуру романских народов и  наиболее точно и наиболее точно  проявил свою сущность во время проводов зимы – весеннего народного праздника. Особое внимание уделялось искусству  декоративного костюмирования. В целом маскирование в определенных границах затушевывало составные различия. Маскирование участников шествия, бутафорские элементы убранства, декоративные установки - все вместе в карнавально-зрелищной театрализации помогало «переворачивать» жизнь. «Поведение человека в этом случае было крайне противоречиво».[1]

Переодеваясь в чужой  костюм, в одежду странную, нарушающую норму, человек нарушал определенную табуированную норму и выходил  за границу обыденного, бытового мира в сферу нарушения запретов, пародии, а то и вовсе вступал во взаимоотношения  с потусторонними силами. Дохристианские представления о единстве человека и природы сохранились в народных праздниках. Они скрашивали нелёгкую жизнь людей, давали им передышку, возможность  на время отвлечься от суровой  реальности жестокого мира с его  изнурительным трудом, опустошительными эпидемиями и войнами, постоянным ожиданием  кары небес за любые прегрешения. Религиозная проповедь не заслонила  от человека красоты природы, естественные земные радости. В книжных миниатюрах тех давних веков, сменяя друг друга, перед нами проходят музыканты, ряженые, гимнасты, канатоходцы, кукольники и  фокусники, жонглеры и дрессировщики, бродившие от селения к селению, веселя народ.

В средние века существовало много праздников: карнавалы (весенние и осенние), праздник дураков, праздник осла, выбор короля обжор, празднование борьбы Масленицы и Поста. Образы этих народных гуляний нарочито гротескны: сатира и пародия — основной художественный приём бродячих актеров и странствующих школяров. В городских карнавальных шествиях чествуется шутовской «король на час», или епископ глупцов, едущий на осле задом или на пивной бочке. Народный юмор наполняет критическим подтекстом изображение карнавальных фигур Поста и Масленицы, первого — толстого чревоугодника, второго — тощего доходяги...

Мировосприятие средневековья  всегда двойственно: серьезность и  смех, серьезные мифы и понятия  и их пародийные двойники и карикатуры. Народная площадная культура пародирует церковные таинства, рыцарские турниры, чопорность городской знати. Карнавал — это образ жизни, которому на время подчиняется все. Он имеет  свои символы, свой язык, свои образы. Это  образы и символы гротеска, меняющего  все местами, ставя всё с ног  на голову. Карнавал, ярмарка, гулянья  — это и звуки: приговорки, сатирические стишки, песни школяров и студентов. И все сопровождается сочным площадным словом, жестом.

Повсюду чествуются карлики, великаны, гигантские чрева и носы, жующие рты и выпученные от эмоций глаза. Поедание, пожирание и проглатывание, частое в кукольных сценах и масках, также имеет древнейший дохристианский смысл. Даже карнавальное изображение  ада, неизбежное в многочисленных театральных  инсценировках, подается в сатирическом плане, низводя страх перед преисподней  в смех и победу над этим страхом. Страх и смерть, насаждавшиеся инквизицией, не смогли победить смех и жизнь карнавала.

В городской культуре средневековья  наряду с народными празднествами  и развлечениями ярко процветало искусство вагантов — бродячих школяров-студентов  и клириков. «Жизнь на свете хороша, коль душа свободна, а свободная  душа Господу угодна», — утверждали ваганты. Критические песни вагантов подвергали осмеянию всех и вся: официальную  власть, церковь, знать, человеческие пороки — и прославляли свободную  разгульную жизнь. Карнавал родился  в Венеции: еще в 1094 году обладатель города Дож Витале Фалиеро внес в официальные документы это слово. Одни считают, что оно происходит от итальянского «сarnis laxatio» или «carnasciale» — отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой — мол, впоследствии суровые ограничения потеряли свою силу и событие превратилось в веселый и красочный праздник. Другие думают, что прародительством «карнавала» является латинское «сarrus navalis» — потешная колесница, корабль праздничных процессий, вид народных пирушек с уличными ходами, театрализующими играми.[2]

Но как бы то ни было, но в 1296 году сенат Венецианской Республики последний день перед Большим постом провозгласил праздничным. С тех пор и начинается «публичный отсчет» карнавальных торжеств. Люди на карнавале обычно одеты в невероятные, просто фантастические костюмы. Самый типичный издавна состоял из шелкового черного колпака, кружевной накидки, просторного плаща, треугольной шляпы и белой маски, которая полностью закрывала лицо. Маска — символ карнавала. Она позволяла оставаться неузнанным, что было особенно удобно для тех, кто любил бывать в „казино” – местах где играли в азартные игры. С середины XV до конца XVI века организацией карнавальных праздников занимались общества молодых аристократов, которые различались цветом чулок. А после падения Республики в начале ХIХ века Венеция перестала праздновать карнавалы. Эту прекрасную традицию возродили только в 1979 году.

 

Глава 1. Карнавал и маскарад как типы культуры

Под маскарадом мы понимаем особый тип культуры, генетически  связанный с народной карнавальной культурой, в частности, смеховой культурой  Средневековья и Ренессанса, во многом на нее ориентирующийся (причем такая  принципиальная ориентация на карнавальную культуру составляет важнейшее имманентное  качество маскарадной культуры), но одновременно онтологически и типологически  противостоящей (и противопоставляющей  себя) карнавалу.[3]

Вполне очевидно, что понятия  «маскарад» и «карнавал» используются единственно в качестве некоторых  достаточно условных моделей, к которым  ни в коей мере не сводится культура соответствующей эпохи.

Расцвет карнавальной культуры, достижение его апогея одновременно означал разложение во второй половине XVI века карнавала и зарождение в  его недрах нового типа культуры –  маскарада. В литературе это связано не в последнюю очередь с тем, что «авторское анализирующее сознание, как бы оно ни опиралось на народную культуру, онтологически и принципиально отличается от коллективного, восходящего к мифологическому и не утратившего связи с лежащими в основе карнавальной культуры представлением о связи человека с природными ритмами о единстве и нерасторжимости человека и природы». [4]

Возникнув еще в недрах карнавальной культуры, элементы маскарада  в течение последующих эпох сложились  в целостную систему, находящую  разнообразные, но типологически родственные  проявления в художественном тексте. По-видимому, окончательное оформление маскарада в единый тип культуры и появление маскарадной литературы можно отнести к первым десятилетиям нашего столетия, что, разумеется, не говорит о возможности отождествления маскарадной литературы с литературой модернизма.

Основные топосы, определяющие своеобразие и единство маскарадной культуры, – это семантические поля маски и праздника; своеобразным «посредником», обеспечивающим взаимодействие этих двух топосов, оказывается игра. «Именно на пересечении этих векторов и возникает маскарадная культура; они присутствуют и в карнавале, но имеют там иную ценностную иерархию, наполнены иным содержанием и обладают иной структурой». [5]

Элементы маскарадной  культуры содержатся, таятся и вызревают  внутри самого карнавала. Более того, зародыши этих элементов, истоки маскарадного отношения к миру содержатся уже  в мифологическом сознании, в котором  берет свое начало и карнавальное мироощущение. Разумеется, элементы карнавальной и маскарадной культуры, точнее, элементы, которые впоследствии войдут в состав карнавальной и маскарадной культуры, не находятся в мифе в антагонистическом противоречии, но дополняют и оттеняют друг друга; в обеих культурах они присутствуют, но выполняют там различные функции, занимают неодинаковое место по отношению друг к другу, вступают в неодинаковые связи и наполнены разным идейным содержанием.

Элементы маскарадной  культуры в своей основе – это  лишь несколько видоизмененные, «мутировавшие» компоненты карнавала, причем эта трансформация карнавала в маскарад могла произойти лишь вследствие возникновения определенных условий, связанных с изменениями в общественном сознании в результате возникновения новой социокультурной ситуации. Такие изменения произошли в Европе на рубеже XVI и XVII столетий. Одним из проявлений, симптомов кризиса общественного сознания стали, как и бывает обычно в кризисные периоды, активные поиски новых художественных форм, особенно заметные на фоне неторопливой эволюции искусства в XIII – XVI веках.

Действительно, во второй половине XVI и начале XVII столетия происходит такое радикальное обновление художественного  мышления буквально во всех сферах искусства, которого не знала, пожалуй, ни одна другая эпоха. Появилась и  быстро распространилась комедия dell’ arte, комедия масок, которая, являясь венцом развития карнавальной культуры, одновременно знаменовала собой смещение акцентов в рамках этой культуры: маска из второстепенного, вспомогательного атрибута, каким она была в карнавале, превращается в основу новой культуры.

Маска, которая в карнавале  была в первую очередь средством  обретения нового образа и новой  сущности, выражая принципиально  важную для карнавальной культуры идею обновления, рождения, в маскараде  становится инструментом и способом сокрытия истинного лица и истинной сущности, средством обмана.

Информация о работе Карнавальный стиль