Качества культурного в речевом отношении члена общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:57, реферат

Краткое описание

Общечеловеческие ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства человеческого рода. Нет таких святынь, которые почитались бы во все времена. Однако есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным.
Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эти абсолюты отражают достояние всего человеческого рода. Когда мы говорим об общечеловеческих достижениях, то нередко имеем в виду приобретения европейского мира. Но теряет ли свое значение рожденная в античности идея демократии?
Культура характеризуется прежде всего способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов.

Содержание

Введение.
1. Культура в России.
2. Культура общества.
3.Личность – человек как носитель каких либо свойств.
4. Речевой этикет и вежливость.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образовани1.docx

— 52.41 Кб (Скачать файл)

В древнем мире было очень  много людей , но мало личностей , и предполагая что это неспроста , понимаем (ну по крайней мере , я так думаю )что мысль, которая даётся нам космосом , была сконцентрирована в отдельных личностях (Архимед , Пифагор , Сократ и т.д.).Я думаю что и этим тоже можно объяснить такую популярность  трудов этих великих людей.

Но ведь носителей от не носителей внешне невозможно отличить , все ЛЮДИ . Могу предположить что землепашец запрягающий своего кормильца (мула , лошадь, вола и т.д.)в плуг , вряд ли задумается над мирозданием , ему надо накормить и себя и семью , а после этого , на досуге можно и пораскинуть. А зачем , разве это поможет мне в обработке земли ? Зачем тратить время на всякую ерунду. А какой-нибудь землевладелец наоборот предпочитает продумывать разные мысли, чем запрягать мулов . У него есть интерес, или его кто-то подогрел.

Очень большой процент  среди личностей древности занимали люди с положением, но были и самородки , которые своим упорным трудом познали то, что простым людям просто незачем . Но если посмотреть на личности под углом (ну с третьей стороны ) , можно доказать что любой человек есть ЛИЧНОСТЬ . Это просто , очень просто: - это предания , сказки , былины и т.д.  а в общих словах это память .Это платформа , базис , фундамент на котором стоит личность .

Маленький пример :Каждый год муравьи строят свои галереи , протаптывают тропки , заросшие или просто заваленные мусором , наращивают муравейник, ищут места где можно найти пищу и строительный материал . На это уходит больше половины сезона , затем идёт усовершенствование производства , но это выражается только тем что , тяжёлый груз можно нести нескольким особям . Затем идёт зима , спячка , всё что накопилось за сезон опять забыто , и остались только инстинкты. А что если на зиму муравейник обогревать и обеспечить всем необходимым ? Возможно тогда бы высвобожденные головы начали

бы усовершенствование технологий , а если подкинуть во внутрь элементарные вещи и приспособления - колесо , шар , глиняные кирпичи , кусочки стекла и др.? Где гарантия что не произойдёт дальнейшего развития?

Получается что при  определённых условиях индивидуум (отдельный живой организм, особь) может стать личностью . Это наглядно демонстрирует нам развитие образования в целом. Чем выше уровень образования в обществе , тем больше концентрация личностей .

Что касается ценностей личности , то не раскрыв полностью внутренний мир личности , трудно говорить о чём либо конкретном , или обобщающим огромнейший внутренний мир. Можно попытаться укрупнением масштаба (этот термин я придумал) добиться каких либо результатов , но по ним будет очень трудно сделать общие выводы .Поэтому я предложу наиболее важные (на мой взгляд) ценности- права и свободы личности.

Теперь немного официальных понятий личности: Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского"persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе.

Нужно отметить, что в  восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие "жизненность" куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в восточном, так и  в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е. личности - это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

Таким образом, самого начала в понятии "личность" был включен  внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим.

Интересно отметить, что  латинский термин "homo" восходит к понятию "гумуса" (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках "man" производится от "manus" (рука). В русском языке слово "человек" имеет корень "чело", т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

Следовательно, даже этимологические  личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразные "социальный атол", отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. в истории философии и социально- политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Гораздо более содержателен другой термин "индивидуальность", обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, "случайный индивид" (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Индивидуальность не просто "атомарность" человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности скажем стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Хабермас, "моя концепция меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее  справедливо утверждение, что человек есть множественность и у него, как считает, например, Г.М. Гурджиев, "нет индивидуальности.нет единого большого Я". Человек разделен на множество малых "я". Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: «Ты сам – последняя из всех тайн».

Обратимся к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос, – когда рождается личность? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Принадлежащие личности права  и  свободы  можно  разделить  на  три группы: социально-экономические,  политические и личностные.  К первой группе относятся такие права,  как право на труд,  отдых, образование, охрану здоровья.  Обеспечение  социально-экономических  прав позволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные  потребности, создать достойные для человека условия для существования.

Политическими являются право  избирать и быть избранным в высшие и местные органы государственной власти, право объединяться в общественно-политические организации, право на проведение митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государственными  и  общественными делами и др.  Смысл политических прав в том, чтобы способствовать формированию человека,  как общественно- политического деятеля,  создать предпосылки для его политического участия,  развития общественно-политической активности. Третья группа прав - личные права  (право  на  неприкосновенность личности, жилища,  право на тайну переписки, телефонных переговоров и др.). Осуществление их способствует созданию  условий  для  свободного развития того минимума личных благ, без которого нормальная человеческая жизнь невозможна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Речевой этикет  и вежливость.

Будьте взаимно вежливы - призывают нас надписи в магазинах. Надо быть вежливым - поучают родители детей... Что это значит - быть вежливым, почему нас к этому приучают с раннего детства, зачем это нужно? Для ответа на эти вопросы прежде всего рассмотрим соотношение таких явлений, как этикет и вежливость. Напомним, что этикет и речевой этикет - это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, Hopмы поведения, в том числе и речевого поведения (в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой - чужой, вышестоящий - нижестоящий, старший - младший, далекий - близкий, знакомый - незнакомый и даже приятный - неприятный. Вот пришел в кружок паренек, говорит своим приятелям: Здорово, парни! В данном случае он избрал такие знаки речевого поведения, которые ставят его наравне с другими, демонстрируют грубовато-фамильярную тональность общения, так свойственную подросткам, эти знаки говорят окружающим: «Я свой, близкий». Руководителю же кружка, даже и молодому, он не может сказать: Здорово, парень, поскольку в этом Случае будут нарушены нормы ролевых отношений -ведь старшему по положению надо отдать знаки внимания, соответствующие старшинству. Не сделав этого, человек проявит невежливость. Значит, невежливость - это такое проявление, когда адресату отводят роль ниже той, которая ему принадлежит в соответствии с его признаками. Следовательно, нарушение норм этикета всегда оборачивается невежливостью, неуважением партнера. Ну, а вежливость? Поскольку это одно из понятий нравственности, обратимся к «Словарю по этике», который определяет вежливость так: «...моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими». Значит, вежливость - это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. И конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости. Раз вежливость - форма проявления уважения к другому, то само по себе уважение предполагает признание достоинства личности, а также чуткость, деликатность по отношению к другому. Если с этой точки зрения взглянуть на тот пример, которым мы начали: Здорово, парни! - по отношению к знакомым подросткам со стороны сверстника, - то можно отметить, что в этом приветствии и обращении нет специального отражения уважительности, есть лишь знак вступления в речевой контакт «своего», «равного» при отношениях раскованных, фамильярных. Значит, и особой вежливости здесь нет.

 

Вежливым или невежливым можно быть по-разному. В.Е. Гольдин  пишет: «...у вежливости и невежливости есть многочисленные степени и оттенки. В русском языке они обозначаются такими словами, как вежливо, невежливо, корректно, учтиво, галантно, заносчиво, высокомерно, грубо, спесиво, манерно, церемонно и т.д.».

 

Галантный - это изысканно-вежливый и любезный по. отношению к женщине; корректный ведет себя сдержанно в полном соответствии с правилами, ни на шаг от них не отступая; учтивый всегда почтительно вежлив... Ну, а о проявлениях невежливости упомянем ниже. Здесь же сделаем вывод, который нам потребуется в дальнейших рассуждениях: невежливость - это отведение адресату роли ниже той, на которую он может рассчитывать, неуважительность к нему; вежливость - это уважительность к адресату, отведение ему той роли, которая соответствует его признакам, а может быть, и несколько выше, когда с ним учтивы или галантны.

 

Присущая человеку вежливость оценивается окружающими как  его положительное качество. Каждый из нас слышал ччччччччччччччччКакой хороший человек - всегда поздравляет меня с праздниками; Славная у вас дочка - всегда со всеми здоровается и т.д. Или вот пример: «Иван Кузьмич Беломестных, припоздало выйдя на залитый рассветом двор, увидел записку на гвозде: «Спасибо за гостеприимство. С. Лачугин»- и подумал о геологическом парне хорошо и надежно: «Уважительный. Не как некоторые. Попрощаться тоже надо уметь» (Е. Евтушенко. Ягодные места).

 

Журнал «Здоровье» сообщает: «Психологи, изучающие межличностные  отношения, придают большое значение знакам внимания, способным успокаивать, оказывать своего рода психотерапевтические действия. И не такую ли нагрузку несут повседневные спасибо, пожалуйста, извините, не в этом ли скрыта их власть над нашим настроением?» Приятно  получать знаки внимания, собственно, «за спасибо» многие из нас готовы отлично работать! Вот так, например, как герой газетной заметки: «Никаких громких дел не совершает комсомолец Павел Галышев. Он возит на машине корма к ферме. Другой подвезет и все - свое сделал. А Павел всегда поможет и разгрузить. Пошла зеленка - берет косу, сам накосит травы. Птичницы не нарадуются: «Спасибо, Паша!» Ему другой награды, кроме этого «спасибо», и не надо». Не дают нам таких знаков внимания - и портится настроение, возникает обида, порой и горькая. Вот что пишет в газету Надежда Муллина: «Сегодня я получила паспорт - вроде бы торжественный день в жизни, а у меня на глазах слезы.

 

Мне трудно писать об этом, но этот день надолго запомнится, к  сожалению, не с лучшей стороны. Конечно, я надеялась, что человек, который  будет вручать паспорт, скажет: «Поздравляю! Теперь ты гражданка СССР», и почувствовать  пожатие крепкой руки. А я услышала: «Давай 2 рубля, вот тебе паспорт, иди».

Информация о работе Качества культурного в речевом отношении члена общества