Контркульура и агрессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:43, доклад

Краткое описание

На развитие культуры влияют самые разные факторы. Скажем, некоторые ее зоны отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, которые характеризуются особой ментальностью, как специфической настроенностью определенных групп. Люди реагируют на жизненные впечатления своеобразно. Их собственное поведение выстраивается по специфическим лекалам. Это какой-то сплав рассудочности, ценностного отношения, здравого смысла, стихийного самосознания и практики, - сплав нередко парадоксальный.

Вложенные файлы: 1 файл

Культрл.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

В таких группах  преобладает физическая агрессия, вербальная агрессия и негативизм. Это говорит о том, что они используют физическую силу против другого лица, выражают негативные чувства через речь, переходят от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Чувство вины для таких людей практически не присуще.

Некоторые неформальные  группы обладают повышенным уровнем физической агрессии. Это можно объяснить тем, что, например гопники неприязненно относятся к металлистам и между этими двумя субкультурами очень часто происходят конфликты, которые могут повлечь за собой драку, т.е. применение физической силы.

 Это можно объяснить тем, что в большинстве случаев, гопники  ко всем относятся негативно  и пытаются отстоят свою точку  зрения с помощью активной  борьбы. Надо сказать, что у всех контркультур разный уровень агрессии.

По моему мнению контркультура является стадией развития субкультуры. Она возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время "ненужные" ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т.е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса "инверсии", т.е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму. 

Таким образом, несмотря на устоявшееся в науке представление о субкультуре и контркультуре как о различных культурных формах, можно предположить, что контркультура является стадией развития субкультуры. А в целом субкультура представляет собой механизм адаптации и особую подсистему внутри культуры.

Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов. 
  В 1970-е годы движение контркультуры зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп.  

В широком смысле понятие «контркультура» имеет три значения: 
  1) деятельность по «раскультуриванию» - т. е. по преодолению культурного образа жизни как такового, возврат к жизни естественной, натуральной, необщественной («опроститься»), уход от цивилизации («назад к природе»); 
  2) различные виды культурного протеста против доминирующей системы культурных ценностей (движение битников, хиппи, культура андеграунда и т. п.); стремление не разрушить господствующую культурную систему, а дистанцироваться (отделиться) от нее, не иметь с ней ничего общего, вести независимое самодостаточное существование (пассивный протест); 
  3) деятельность по разрушению доминирующей системы культурных ценностей и замена их новыми, во многом противоположными ценностям старой культуры; агрессивное преодоление ее (активный протест).

В этом значении контркультура может восприниматься как «гибель» старой культуры, а может - как рассвет новой («культурная революция»). В последнем случае победившая контркультура становится доминирующей, господствующей, вытесняя и замещая собою прежнюю культуру (например: советская - дореволюционную, постсоветская - советскую).

Сущность и содержание контркультуры раскрывают противоположные и противоречивые по смыслу ее стороны - отрицательную и положительную, которые необходимо рассматривать не как две противоположности, а как две стороны одного целого, ибо они являются различными аспектами действия. И отрицательный, и положительный аспекты контркультуры содержат противостояние, оппозицию основной культуре, отрицание ее норм и ценностей, что является стержнем контркультуры, ее основой. Но в первом случае это отрицание перерастает в «чистое» разрушение ценностей основной культуры, во втором случае, помимо отрицания, присутствует момент зарождения и последующего развития новой «положительной» культуры.

В каком качестве проявит себя контркультура, зависит прежде всего от ее носителя, которыми прежде всего выступают интеллигенция, молодежные или профессиональные объединения или маргинальные слои общества (индивиды, занимающие пограничное положение в социальной структуре, т.е. «находящиеся на обочине» в результате миграции, этнокультурного взаимодействия, модернизации общественных систем и вынуждены осваивать чуждые культурные ценности и социальные роли, следствием чего является озлобленность, неуверенность, агрессивность). Носителями разрушения господствующей культуры выступают маргинальные слои, а носителями созидания выступает интеллигенция. Если разрушение и созидание выражают собой сущность социокультурного творчества, то нигилизм и внешнее пренебрежение к культурным ценностям представляет собой форму его выражения.

Культурная маргинальность не способна к обретению высокого общественного статуса законными способами, поэтому отличается презрением к духовно-нравственным началам господствующей культуры, и реализуется через разрушение её ценностно-нормативных основ. Среди маргиналов есть специфическая культура социального андеграунда, которая отличается особой формой протеста - сленгом, нравами, особой символикой, своими корпоративными законами. В основе маргинальной культуры лежит не творение нового, а разрушение и присвоение не одобряемыми обществом способами духовных и материальных ценностей господствующей культуры.

Если носителем контркультуры выступает интеллигенция, то контркультура выражается в виде неофициальной культуры, которая развивается параллельно с господствующей, представляя собой культуру повседневности и, постепенно внедряясь в сознание людей, становится новой культурой, формируя альтернативный образ жизни. В данном случае контркультура выступает как процесс созидания повой господствующей культуры, которая проявляется в защитной, развивающей, преобразующей и компенсаторной ее формах. Контркультура позволяет обществу приспособиться к изменившимся историческим условиям и привести свой уровень развития в соответствие с ними, что позволяет рассматривать ее контркультуру не только как особый вид творчества, но и как вид социальной адаптации, которая остро проявляет себя в кризисные периоды, связанные с потерей традиционных ценностей того или иного общества.

Главный вывод из сказанного состоит в том, что оппозицию существующих в каждом обществе субкультур нельзя доводить до конфронтации с нормативной культурой, до перерастания субкультур в контркультуру.


Информация о работе Контркульура и агрессия