Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Начало XVIII века было знаменательно для России заметными переменами и значительными достижениями. Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике, происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры. Российская империя выходила на один уровень с европейскими державами.
Затронули преобразования и искусство. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство приобретало черты общеевропейского пути развития.

Содержание

Введение
1.Основная часть
1.1 История основания Санкт-Петербурга
1.2 Художественная картина Петербурга ХVIII века
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

СПБ.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

1.Основная часть

1.1 История основания Санкт-Петербурга

1.2 Художественная картина Петербурга  ХVIII века

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начало XVIII века было знаменательно  для России заметными переменами и значительными достижениями. Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике, происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры. Российская империя выходила на один уровень с европейскими державами.

Затронули преобразования и искусство. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство приобретало черты общеевропейского пути развития.

Самые значительные перемены происходили в архитектуре. Новый стиль, в котором строились города при Петре I, был не похож на старое московское зодчество. Он был очень похож на европейский, но все же это был свой, русский стиль, с отпечатком европейского искусства. Главным примером такого стиля является Петербург - новая столица России Петра Великого.

Город, не знавший в своей истории  классического европейского средневековья, тем не менее, является городом древним, мудрым, в чем-то глубоко иррациональным и вполне соответствующим критериям европейской «столичности».

 

1.Основная часть

1.1 История основания  Санкт-Петербурга

 

Обычно города на Руси возводили  на возвышенностях. Но Петербург построили  в болотистой низине.

А тысячи лет назад здесь гуляли волны послеледникового Анцилового озера. Оно было значительно больше современного Балтийского моря и простиралось далеко на восток от нынешнего Финского залива, захватывая и будущую Ладогу, и будущее Белое море.

Есть предположение, что земли  в устье Невы, где сейчас расположен Санкт - Петербург, были заселены людьми около 10 тысяч лет назад. Примерно в 9 веке этот край вошёл в состав Древнерусского государства.

Ближайшие окрестности Санкт-Петербурга богаты следами культуры каменного  века. Все они, кроме неолитической  стоянки в Разливе, относятся ко времени 1800-2000 лет до н.э. Стоянка в Разливе является самой древней и может быть датирована на основании геологических данных IV тысячелетием до н.э. Не менее обитаем, был этот край и в более позднее время, о чем красноречиво говорят ее сестрорецкие курганы, датируемые X-XIII в.в., и большой клад арабских монет IX-X в.в., найденный на территории Васильевского острова.

Земли к северу от Невы назывались Карелией, а югу - Ижорскими.

Почти все население Ижорского  и Спасского погостов жило в деревнях и занималось сельским хозяйством. Уже в начале XIII в. густо населенная Ижорская земля была цветущим земледельческим краем. С Невой же был связан и другой вид занятий - судовой промысел.

Невские берега давно притягивали  шведов. Четыре крестовых похода были предприняты ими, начиная с 1164 года. И после многих лет войны между Россией и Швецией, в феврале 1617 года был подписан мирный договор, но в соответствии с ним Россия теряла выход к Балтийскому морю. Эта потеря стала серьёзной помехой в экономическом и культурном развитии Московского государства. И жизненно важная задача - выход в Балтийское море - была решена лишь спустя много лет, в результате Северной войны 1700-1721 годов. В этой войне первой крупной победой русской армии стало взятие в октябре 1702 года Нотебурга, бывшей русской крепости Орешек. Петр 1 назвал её Шлиссельбург - «ключ - город». Так России снова обретала выход в Балтийское море.

Строительство Петербурга, задуманного  первоначально как порт и крепость и вскоре превратившегося в столицу, происходило на низких, болотистых берегах реки в условиях продолжавшейся Северной войны. Необходимостью обороны вновь формировавшегося города было обусловлено строительство двух основных опорных точек, ставших одновременно основными узлами, от которых шла застройка города, - Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Адмиралтейство в те годы совмещало функции крупной судостроительной верфи и оборонительного укрепления.

Центр города был задуман первоначально  на Петербургской стороне, под прикрытием крепости, затем он был перемещен в восточную часть Васильевского острова и окончательно оформился в 1730-х годах на участке между Невой и Мойкой, на так называемом Адмиралтейском острове.

В 1706 г. началось сооружение каменных бастионов Петропавловской крепости (закончено оно было лишь в 1740 г.), а в следующем году приступили к постройке кронверка по другую сторону протока, отделяющего крепость от Березового острова.

С первых же лет после основания  Петропавловской крепости Петербург  стал развиваться необыкновенными темпами. Уже в том же 1703 г. строительство перебросилось на Петербургскую сторону и на Васильевский остров. В 1704 г. на левом берегу возникает Главное Адмиралтейство. Вокруг него разбивается эспланада (Адмиралтейский луг), за которым вырастает Адмиралтейская слобода.

Вдоль самого берега реки были возведены  дома "именных людей". Кроме  царской резиденции здесь стояли добротные дома виднейших сановников - А.Д.Меншикова, Г.И.Головкина, П.П.Шафирова, И.М.Зотова, М.П.Гагарина и других. От того далекого времени сохранился лишь Домик Петра I. Он был срублен из обтесанных сосновых бревен солдатами-плотниками за три дня - с 24 по 26 мая 1703 г. А 28 мая под пушечную пальбу основатель города поселился в своем новопостроенном дворце.

Наплыв населения в Петербург был настолько велик, что в течение десяти с небольшим лет была застроена территория между Адмиралтейством и Марсовым полем, а также и весьма протяженное побережье Невы от Финского залива и до Выборгской стороны. В 1710 г. напротив впадения в Неву р. Охты, т.е. на расстоянии 5 км. от "исходного пункта" Петербурга - Петропавловской крепости, появились первые деревянные здания Александро-Невской Лавры, а через два года между Адмиралтейством и Лаврой началась прокладка главной магистрали столицы - Невского проспекта. Таким образом, несмотря на разбросанность застройки и наличие в черте города обширных "пустопорожних" мест, Петербург петровского времени охватил громадную территорию, не уступавшую в размерах крупнейшим европейским столицам. Это территориальное распространение города, вызвавшее строительство больших прямолинейных проспектов, завершенных громадными шпилеобразными башнями, навсегда определила тот широкий размах, который свойственен Петербургу.

В 1715 году по проекту архитектора  Доменико Трезини стал возводиться весь комплекс Александро-Невской лавры.

 

1.2 Художественная картина  Петербурга ХVIII века

 

Обстановка, в которой происходило  строительство Петербурга в первые годы после его основания, складывалась очень сложная, ведь десятки тысяч  людей разной социальной принадлежности навсегда и весьма поспешно переселились в Петербург. Но в Петербурге они не имели готовых жилищ и даже самых необходимых строительных материалов. Дерево в бревнах и досках, глина для мазки деревянных стен и для изготовления сырцового кирпича, хворост и дерн для покрытия домов - все шло в дело. При отсутствии предварительно составленного генерального плана Петербурга такое строительство могло привести к непоправимому хаосу. Однако этого не произошло, и даже больше того - иностранцы, приезжавшие в Петербург в двадцатых годах XVIII в., с восторгом отзывались о новой петровской столице.

Что же было сделано для того, чтобы  предотвратить стихийное развитие города и сделать его удобным, благоустроенным и красивым? Среди  строительных мероприятий петровского времени выделяются три главных, а именно: 1) государство приняло на себя руководство работами по осушению почвы и по прокладке улиц и набережных; 2) государство заняло опорные пункты городского плана, из которых главным был центр Петербурга; 3) чтобы обуздать стихию застройки улиц и кварталов, частным застройщикам были предложены образцовые дома с обязательством строить дом не внутри участка, а по "красной линии" улицы, что также имело важное противопожарное значение.

Примерно в это же время выходили указы Петра о переходе к регулярной застройке, о широком применении посадки новых зеленых насаждений и сохранении старых, о строительстве набережных и их укреплении, а в последующем и об их облицовке гранитом; о проведении осушительных работ, замощении и освещении улиц в ночные часы. Все это составило целый кодекс строительных правил, характерных уже для нового города, регулярного в своем существе. Отсюда становится очевидным, что петровская эпоха явилась переломным периодом в истории русского градостроительства.

Появление новых зданий, необходимость  ускорения и технического усовершенствования строительства вызвали в начале ХVIII века потребность привлечения  иностранных специалистов, от которых  можно было бы перенять опыт более  развитой техники. Наряду с этим были приняты меры для скорейшего обучения новых отечественных кадров.

Иностранные архитекторы, приезжавшие  в этот период в Россию, представляли по своему составу и квалификации группу. Здесь были и очень крупные, признанные мастера, приглашенные по специальным договорам (А.Шлютер, Ж.-Б.-А.Леблон, Н.Микетти и Г.Киаверн) и неизвестные за пределами России, но талантливые зодчие и опытные строители, например Д. Трезини.

Большинство из них сосредоточилось  в Петербурге, где под руководством самого Петра и «Комиссии строений», возглавляемой Ульяном Сенявиным, осуществляются широкие строительные работы.

Отдельные иностранные архитекторы, особенно Трезини, Шедель и Леблон, сделали положительный вклад  в русское зодчество.

Наиболее крупная роль в  развитии русской архитектуры начала ХVIII века среди всех иностранных зодчих принадлежит Доменико Трезини.

Доменико Трезини, долгое время  работавший при королевском дворе  в Копенгагене, принес с собой  в Петербург суровые формы  скандинавского зодчества. Эта суровость нашла воплощение в колокольне Петропавловского собора, которая поднимается над равниной Невы подобно шпилеобразным башням Стокгольма. Строительство здания было начато именно с колокольни, которая стала для города заметным издали высотным ориентиром и служила наблюдательной башней, с которой было удобно и легко обозревать строительство нового города. Другой значительной работой Трезини в Петропавловской крепости являются Петровские ворота. Это сохранившийся до нашего времени образец особого вида построек того времени - триумфальных сооружений, связанных с победами России в Северной войне.

Для размещения административных учреждений новой столицы Трезини построил на Васильевском острове здание Двенадцати коллегий (ныне здесь один из факультетов  Санкт-петербургского университета). Здание разделено на двенадцать частей, каждая из которых подчеркнута выступом и имеет самостоятельную кровлю.

Недалеко от здания Двенадцати коллегий на берегу Невы была сооружена Кунсткамера - первое русское музейное здание, в дальнейшем долгое время одно из основных зданий Академии наук. В строительстве Кунсткамеры принимали участие, сменяя друг друга, несколько архитекторов: Маттарнови, Клавери, Земцов и другие. Центральная часть завершалась башней для астрономических наблюдений.

Среди ранних жилых построек Петербурга относительно хорошо сохранился до наших  дней Летний дворец Петра I в Летнем саду на берегу Фонтанки. Летний дворец представляет собой небольшое прямоугольное  в плане двухэтажное здание с  высокой кровлей. Его фасады подчеркнуты только простыми наличниками окон и небольшими рельефами, расположенными между окнами первого и второго этажа. Здание было сооружено с таким расчетом, чтобы в него можно было заходить непосредственно с воды, для чего перед главным входом был сделан небольшой бассейн, сообщавшийся с Фонтанкой.

Близость моря давала особые возможности, которые широко использовали зодчие. Прибрежные парки украшались системами  искусственных каналов и бассейнов, вода использовалась для создания «фонтанных затей» - каскадов и фонтанов, особенно масштабных в Петергофе в Петродворце.

В петербургском строительстве  прогрессивные тенденции архитектуры  начала ХVIII века нашли свое яркое  выражение в творчестве трех крупнейших зодчих. Это М.Г.Земцов, возглавивший жилое строительство, автор многих гражданских и церковных сооружений; И.К.Коробов, специалист по производственному строительству в адмиралтейском ведомстве, и П.М.Еропкин, стоявший во главе работ по планировке и крупнейший деятель в области архитектурной теории.

М.Г.Земцов вел работы по строительству дворцов, Александро-Невской лавры, церкви Рождества Богородицы и святых Симеона и Анны на Моховой улице.

И.К.Коробов в 1727г. принимал участие  в реконструкции здания Адмиралтейства, которое постепенно перестраивалось  в каменное. Коробовым был сделан проект замечательных ворот - въезда с башней, завершающейся высоким золоченым шпилем, несущим флюгер в виде трехмачтового корабля.

П.М.Еропкин разработал планировку значительной части Адмиралтейского  острова - района между Невой и Мойкой, который в это время становится центральной частью города.

Так, на русской почве в совместной работе с такими передовыми архитекторами, как Земцов, Коробов, Еропкин и  при воздействии русских запросов и требований переплавлялось художественное мышление иностранных мастеров, органически включившихся в национальное русское зодчество начала XVIII века.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"