Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Во все времена, в любом обществе без культуры и нравственности не могут действовать законы экономики, юриспруденции, законы исторические (ведь любое появление тиранов тормозит развитие общества, хотя может показаться, что « добрая тирания» может загнать общество в счастливое будущее). Нравственность – это то, что превращает «население» в упорядоченное общество, смиряет национальную вражду, заставляет «большие » нации учитывать и уважать интересы « малых » (а вернее, малочисленных).

Содержание

1.«Экология культуры», гуманизация жизни людей
и переориентация воспитательных идеалов
Д.С. Лихачева (1906-1999)…………………………………………………….3
2. Массовая культура, субкультура, контркультура.
Когда и почему появились эти понятия? Как массовая
культура влияет на культурную жизнь общества?........................................16
3. Культура Древнего Китая………………………………………………..18
4. Русская культура XVII в…………………………………………………. 23

Вложенные файлы: 1 файл

культурология контрольная.docx

— 61.96 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО  «Иркутский государственный технический  университет»

Заочно-вечерний факультет

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра общеобразовательных  дисциплин

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по культурологии 

 

                                                                  Студент: Плохотнюк Андрей Петрович

                                                                     Группа, ГП-11-1 №11152205                                               

                                    Проверил:

                          Преподаватель:

                             Горощенова О.А.

                                        должность: доцент каф.

                ООД ЗВФ

                                                   Оценка:______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.«Экология культуры», гуманизация жизни людей

и переориентация воспитательных идеалов 

Д.С. Лихачева (1906-1999)…………………………………………………….3

 

2. Массовая культура, субкультура, контркультура.

Когда и почему появились эти понятия? Как массовая

культура  влияет на культурную жизнь общества?........................................16

 

3. Культура Древнего Китая………………………………………………..18

 

4. Русская культура XVII в…………………………………………………. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. «Экология культуры», гуманизация жизни людей

и переориентация воспитательных идеалов

Д.С. Лихачева (1906-1999).

 

Экология культуры

 

Экология,  если   судить   по  названию, – это наука,  между   тем способ   употребления   этого названия   совсем   иной;  говорят: «в  данном  районе   хорошая   или плохая   экология», «экологическая   катастрофа », «экологическая   обстановка » и пр.  Экологи похожи  по  характеру своей деятельности   на   пожарных:  они   призываются,  чтобы   спасать, выручать,  устанавливать и т.  д. На  самом   деле   экология   должна  быть  наукой   не   только   по  названию.  Ей  следует изучать обстановку  до  того,  как она стала плохой  или осталась  благополучной. В  чем   состоят  задачи   экологии   как  науки?  Экология   изучает  мир   как  целое.  Цель такого   изучения  – возможность   помощи  миру,  его «лечения»  и  выяснения   безопасности  вносимых человеком изменений  в мир. Употребляем слово «мир »,  ибо  речь   может   идти   и  о  природе,  и  о  человеке.  Понятие  цельности и  целесообразности  мира  воплощено   в  слове –  oikos (греч . «дом »). Домом   может   служить   как природа – живая  и « мертвая»,  так  и  та   часть  мира,  которой  человек  окружает   себя.  Понятие последнего   требует  пояснений.  Человек  строит   свой   дом  – культуру.  Сюда  входят   привычки, обыкновения,  занятия,  все  им  создаваемое  вокруг   себя  – в  чем   он  живет  и  что  следует называть   культурой  в  широком   смысле  этого  слова,  включая   науку,  технику,  религию   и  пр. Легко  нарушена  может   быть  природа  как  органическое   целое  и  культура   как  органическое целое. Казалось  бы,  предмет  изучения   в  том   и  другом   случае,  т.е.  в  изучении   цельности природы,  природных   связей   всего  со   всем,  связей   во   всем,  что создано человеком,  чем человек сам   по  своему   желанию   окружил   себя  (окружил   себя   по  результатам свой деятельности),  бесконечен  и заранее предполагает  бесконечность своего  изучения. Однако  экология   вместе   с тем   основывается   на   определенных   представлениях  о природе. Мир   создан   как целое с   многообразными  внутренними   связями,  которые   нельзя нарушать.  Все биологические,  физические ,  космологические связи,  весь   план   мира существуют   для  того,  чтобы   мир мог существовать   в своих связях,  сохраняя   в себе существование человека.

Тем   не   менее  в  мире  не   все  совершенно  (абсолютно) благополучно   и  идеально. Неблагополучно  многое  и в самом  человеке. Следовательно,  цели   экологии   как  науки,  основанной   на   определенной   философии, состоят  в  том,  чтобы   внести   очень  ограниченные   поправки   в различные  частные  редкие случаи,  когда природа « ошиблась». С  этим  связано  не   только   сохранение   Вселенной  как  органического  целого,  но  и профилактическая   помощь  природе  со   стороны   человека   как  единственного  существа   в природе, которое может   говорить   и защищать  права  природы   на   достойное  существование: права  растений,  животных,  рыб,  даже  ландшафтов  с   горами,  лесами  и   всей   красотой,

которая  тоже  нуждается  в   защите. Итак,  главная  мысль   состоит  в  том,  что  экология   есть   наука (а  не практическая деятельность   только),  основанная   на   определенных  представлениях   о мире  как органическом   целом .  В свое   время   В.  И.  Вернадский  предложил   понятие «ноосфера»,  имея в  виду,  что  сфера   человеческого  влияния  есть   сфера   влияния  разума  ( от   греч . noos – «разум»).  История,  однако, демонстрирует  в  большей   степени  неразумное   и разрушительное   влияние  человека,  чем   разумное .  Поэтому  был предложен  более скромный термин – «гомосфера» –  сфера   влияния  и  воздействия  на   окружающий   мир   человеческой деятельности  – как  разумной,  так  и  неразумной .  Примеры   неразумной   деятельности   по истреблению   природы,  природных   запасов и культурных  ценностей не   стоит перечислять. Можно даже  сказать,  что эта деятельность   все увеличивается, и если   не   будут приняты разумные  меры,  то   миру  грозит   полное   уничтожение.  Исходя  из   всего  этого,  в  свое   время  был предложен   осторожный  термин   для защиты  человеческой   культуры  – экология   культуры, встретивший   первоначально  некоторые  возражения,  но  впоследствии   принятый  и распространившийся  широко в мировой  научной и публицистической  прессе. Экология   представляет   собой   взгляд   на   мир   как  на   дом.  Природа – дом,  в  котором живет  человек.  Но  культура   тоже  дом   для  человека,  причем  дом,  создаваемый   самим человеком.  Сюда  входят   самые   разнообразные  явления –  материально  воплощенные   и воплощенные  в виде  идей  и различного  рода  духовных ценностей. Культурная  экология – это  и   произведения  архитектуры,  различных   искусств, литературы   в  том   числе,  это  и   язык,  это  и  все  культурное   наследие   человечества. Выбросите  что-либо  из   сферы   экологии   культуры  –  и  человек  лишится   части  своего «дома». Поэтому   заботы   экологов   должны  распространяться   не   только   на   условия,  в  которых   живет  человек  в   природе,  но  и  на   условия,  в  которых   человек  существует   в создаваемой им культуре .  Культура  может   быть  более  высокой   и   менее  высокой,  культура может   быть  более  удобной   для  жизни   и  менее  удобной .  То  и  другое   не   совпадает,  хотя   и 

соприкасается.  Но  соприкасаются   между   собой   и   экология   природы   и  экология культуры,  ибо   человек  не   противостоит   природе,  а составляет   собой   часть  природы. Поэтому   экология   культуры  вместе   с   экологией  природы   составляют   собой   единое   целое, лишь условно различаемое в целях удобства  изучения. Органическое,  очень  сложное   единство   свойственно  не   только   природе,  но  и человеческой   культуре   в  целом.  Единство   часто  нарушается   и  в  природе,  и   в   культуре, однако   как  некая  идеальная  форма   существования   природы   человека   оно   есть,  и  от человека  зависит установить  единство  еще  и обоих  целых  –  природного  и человеческого.

Но  сперва   о  единстве   культуры .  В  отличие  от   целостности  природы   целостность культуры   изучается  в  различного   рода   историях   культуры .  Давно  установлено,  что отдельные культуры ,  взаимовлияя  и  соотносясь   не   только   в  географическом   пространстве,  но  и  в 

историческом   времени,  стремятся  к  некоему,  не   всегда   достигаемому   единству.  Прогресс   в разного  рода  средствах  сообщения   увеличивает  возможности   объединения  культур (не   всегда, впрочем,  без значительных   потерь,  от   которых  так  или  иначе  спасают  музеи,  библиотеки, архивы,  да   просто   бережное  отношение   к  памятникам,  свойственное уважающим  свое прошлое  нациям и людям  образованным). Необходимо,  впрочем,  сказать,  что  так  называемые  истории  культуры,  изучающие  культуру  одного  народа,  одного  континента  или целого  человечества,  упускают  многие   связи, которые  выходят   за   рамки   наших   узких  современных   представлений  о  культуре.  Особенно это  следует  сказать  о  явлениях   общечеловеческого  характера,  вообще  всего  того,  что выходит  за  рамки  одной  национальности  или  группы национальностей. Изучая   экологию  культуры ,  необходимо  обратить   внимание,  что  экологические

катастрофы   захватывают  собой  чрезвычайно  широкие  сферы   культуры.  Некоторые  примеры: вывоз культурных   ценностей и выведение их  из   сферы,  доступной  для  той   или   иной  группы людей  ( простейшие примеры:  высокая  плата  за   вход   в  музеи,  библиотеки   и  пр.).  К экологическим  бедствиям,  происходящим  в  наше  время,  следует  отнести  обеднение лексики  русского   языка,  замену   русских  слов   однозначными  иностранного   происхождения, исчезновение   склонения  сложных числительных ,  экспансию   предлога  «о» («намерение  о...», «идея   о...», «рассмотрение   о...»  и  т.п.). Исчезновение  поговорок  и  пословиц   в устной   речи одних   и  отдельных  выражений   из   басен  Крылова  или  «Горя   от   ума»  Грибоедова   и  других.

Зоной   экологического   бедствия   может   оказаться   кино, классический   репертуар  театров, частично  музыка  и т. д.  и т. п. Изучению  экологии   культуры   подлежат   взаимоотношения  между   отдельными областями культуры,  например,  между  искусством  и наукой –зависимости их друг  от  друга, равномерности  их  развития   в  обществе.  В  пределах   науки  изучению  подлежат взаимоотношения   гуманитарных  наук   и «естественных », «точных» (к  которым принадлежат  и  некоторые  гуманитарные –  например,  лингвистика)  и «неточных» (к которым  частично  принадлежат и « естественные »,  вроде географии).  Особый интерес имеет изучение   органического  единства   в  пределах   человеческого  поведения:  падение  сексуальной стыдливости  и  стыдливости  отправлениями  человеческого   тела;  уменьшение  общей  стыдливости  и  снижение  интереса   к  личной  репутации  в  человеческом   обществе,  в результате  чего   исчезает   чувство  чести,  честность, наступает  хаос   в  науке,  в  экономической области и т.д.  и т.п. Нет  необходимости  говорить   о  том ,  в  какой  мере «экология   культуры»,  изучающая 

органическое   единство   и  равновесие   всех   сторон   человеческой   культуры,  представляет интерес  для  нормального  развития   человеческого  общества,  для  создания   определенной системы   воспитания,  правильного распределения средних и высших  учебных   заведений в стране   и более или   менее продуманного   распределения разных   образовательных дисциплин и дисциплин  специальных.

Экология  культуры – это  не   просто  «забота   о  сохранении памятников   культуры»,  как это  в  большинстве  случаев  сейчас   воспринимается, –  это  сложнейшая  и  ответственейшая дисциплина,  призванная   играть   первенствующую роль  в культурной  политике государства  и в понимании  взаимосвязанности  всех  частей  культуры и возможных  срывов в этой  области.

Экология  – проблема  нравственная Казалось   бы,  связь  между   экологией  и  нравственностью  понятна  сама   собой.  Это так,  но в то же время  она требует раскрытия. Человек  остается   один  в  лесу,  в  поле.  Он  может   натворить  бед,  и  единственное,  что сдерживает   его ( если   сдерживает !) –  его  нравственное   сознание,  чувство  ответственности, совесть. Но  и  человечество   в  целом,  в  нынешнем  его  осознании,  также   существует  «наедине  с природой».  Не  означает   ли  это,  что  только   от   нравственности   человечества   зависит отношение   человечества   к  окружающему  его  миру,  к  природе  в  частности?  Но  ведь   совесть одного   человека  –  нечто  реальное   при   всей   ее   неопределенности,  но  совесть  всего человечества как единого целого  –  это абстракция. Дело,  следовательно,  не  так просто. 

В XX столетии   роль   этики,  самые   этические  принципы усложнились  чрезвычайно. Сейчас   вообще  требуется  не   просто   чувство  моральной  ответственности ,  но  крайне необходима научно -прикладная  разработка  проблем  этики в различных  областях. Например,  требует  внимательного  изучения,  определения  и  выводов   в  виде   точно сформулированных  правил   научная  этика.  Не  только   этика взаимоотношений   между учеными,  между   руководителями  и   учениками,  но  и   этика  отношения   к предшественникам,  нравственное   понимание   того ,  что  такое « предшественник»  в   той или   иной  научной   деятельности,  в   том   или   ином  научном   открытии.  Например,  в  очень сложном   вопросе  об  авторстве  научной  идеи,  научного   подхода. Требуют   своего этического   рассмотрения   цели   и  способы   ряда   научных   экспериментов:  например,  в области «генной   инженерии» (вспоминается   печально   знаменитый  термин «инженеры человеческих  душ»). Допустимо  ли создание  удобрений,  вредно  отражающихся  на   природе и на  человеке  – потребителе? Без  высокой   нравственности   и  культуры  не   может   существовать   современное  общество –  современное   особенно .  Ибо   благодаря  существованию сложнейшей  техники   и  ответственнейшей   науки  наш   мир   стал   более  подвержен  возможному воздействию  со  стороны  человека.

Во  все  времена,  в  любом   обществе   без  культуры   и  нравственности  не   могут  действовать законы   экономики,  юриспруденции,  законы   исторические  (ведь   любое   появление  тиранов тормозит  развитие общества,  хотя   может   показаться,  что « добрая   тирания»  может   загнать общество   в  счастливое   будущее).  Нравственность  – это  то,  что  превращает  «население»  в упорядоченное  общество,  смиряет национальную  вражду,  заставляет  «большие »  нации учитывать  и  уважать  интересы  « малых » (а  вернее,  малочисленных).  Нравственность  в  стране 

–  самое  могучее  объединяющее  начало. 

Невозможно  помыслить   нормальное  общество  без  сострадания,  жалости, милосердия,  доброты ,  благотворительности,  без  ответственного   отношения   к  детям, старикам,  больным ,  в  чем -то   ущербным,  просто   бедным.  Общество  не   может   существовать без бескорыстия состоятельных,  ученых,  художников... Чем   движется   доброта  и  бескорыстие?  Желанием  прославиться?  Но  тогда  уже   нет или  очень мало бескорыстия,  ибо слава –  это тоже корысть... Мы  плохо  представляем   себе,  что  такое  доброта.  Мы  думаем,  что доброта  только   дает,  но  доброта  и  получает !  Когда  человек  совершает  акт  милосердия,  он становится   счастливее   сам,  становится   духовно  богаче .  Это  и  есть  «духовная   отдача» доброты , «духовная   корысть».  А  кроме   того,  добрый  поступок   служит  умиротворению общества,  семьи .  Товарищество  сменяет  собою   просто   коллектив.  Появляется товарищество  (рабочих,  служащих)  вместо  « кадров  предприятия». Можно много распространяться на  эту тему,  жаль,  что над ней мало думают. Нравственность  нужна   особенно   в современном  обществе .  Почему?  А ведь  мы не  замечаем,  что живем  в последние  десятилетия в  совершенно  особом  мире.  Мы  с  вами  сейчас   инопланетяне,  и  не   заметили ,  как  ими   стали! Изменились  не   мы,  изменилась   планета,  на   которой  мы  живем:  стала  маленькой, перенаселенной  и чрезвычайно зависимой от  нас. В самом  деле,  мир  науки невероятно  усложнился по сравнению  с  тем,  каким он был десятки  лет  назад.  От  каждого   ученого  требуется  нравственность   в «тысячи  вольт напряжения».  Стоит  совершить   ошибку  в  опыте,  который   стоит  иногда   сотни  тысяч   и миллионы  рублей,  и  скрыть   эту  ошибку,  подтасовать  факты,  нарушить  товарищество ученых,  как « полетят»  выводы  целой  отрасли  науки  или   затормозятся   надолго.  Мы  знаем это  на   примерах  Лысенко,  Марра,  Вышинского.  Вспомните  войну   против   кибернетики, генетики,  космополитизма,  формализма...  В  науке  сейчас   нужны   не   только   честь,  честность вместо   честолюбия,  лести,  подхалимства ,  но  и  осторожность,  скромность:  полное   осознание масштабов себя  и всего своего . А  в  промышленности?  Все  большее   значение   приобретает  качество,  а  не   количество: будет  ли  это  качество   бетона ,  металла,  готовых  изделий  всех  «кругов   жизни», которые   легко из   кругов   мечтаемого  рая  могут  стать  кругами ада.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"