Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:55, контрольная работа
Во все времена, в любом обществе без культуры и нравственности не могут действовать законы экономики, юриспруденции, законы исторические (ведь любое появление тиранов тормозит развитие общества, хотя может показаться, что « добрая тирания» может загнать общество в счастливое будущее). Нравственность – это то, что превращает «население» в упорядоченное общество, смиряет национальную вражду, заставляет «большие » нации учитывать и уважать интересы « малых » (а вернее, малочисленных).
1.«Экология культуры», гуманизация жизни людей
и переориентация воспитательных идеалов
Д.С. Лихачева (1906-1999)…………………………………………………….3
2. Массовая культура, субкультура, контркультура.
Когда и почему появились эти понятия? Как массовая
культура влияет на культурную жизнь общества?........................................16
3. Культура Древнего Китая………………………………………………..18
4. Русская культура XVII в…………………………………………………. 23
А в истории? В медицине? В армии? Сколько нравственных проблем решает сейчас водитель транспорта , строитель плотины , нефтепровода , АЭС... Совсем особая область – дипломатия государств, нравственная ответственность «высоких договаривающихся сторон » и отдельных дипломатов. В последнее время со всей остротой проявилась нравственная сторона национальных взаимоотношений, отношений к культуре и культурным памятникам других народов, в том числе и исчезнувших на данной территории. Важнейшая область «усложнившейся этики» – работа чиновников, правдивость их информации, недопустимость так называемого « административного вранья », то есть лжи, с помощью которой начальники отделываются от обращающихся к ним за помощью, продвигают свои планы, проекты, финансирование своих замыслов и т.д., и т.д.
Наибольшей сложностью, ответственностью и драматизмом отличаются отношения человека к природе в силу «немоты» последней. И опять-таки не все здесь так просто, как кажется. Мало того, разработка проблемы нравственного отношения к живой и «мертвой»
природе даже не начиналась. Здесь необходима ясная и всеми признаваемая философия экологии, исходя из которой будет строиться и этика экологии. Мы говорим «человек и природа», «отношение человека к природе», то есть мы разделяем человека и природу. С моей точки зрения, это глубоко ошибочно. Человек не противостоит природе: он сам – неотделимая часть природы. Но если «часть», то какая?
Здесь мы сталкиваемся с проблемами чисто мировоззренческого порядка и необходимостью признания того положения , что мир, за исключением какой- то неясной части, основан на разумных основаниях. То есть мы должны признать разумное начало в мире. Наука в различных дисциплинах все ближе подходит к этому признанию.
Мир представляет собой органическое целое. Одна из важнейших философских книг золотого века русской культуры конца XIX – начала XX века философа Н. О. Лосского так и называлась – « Мир как органическое целое» (1916). Сейчас, чтобы основать философию экологии, а на ней – этику экологии, мировоззренческая сторона этой книги при всех ее достоинствах, к сожалению , уже недостаточна. Необходимо привлечение более широких, а главное, современных данных, чтобы сделать наглядной взаимосвязь всего существующего в мире. Прежде всего необходимо обратить внимание на следующее: при миллионах разновидностей живых существ – зверей, птиц, насекомых, растений – человек единственное существо, обладающее речью и разумом. Это призывает человека к тому, что он должен говорить и отвечать за все живое в мире, за все существа, за растительный мир, даже за так называемый «мертвый», в отношении которого мы не можем быть до конца уверенными, что он «мертвый».
Человек не только нравственно отвечает за всех живых и за все мертвое, лишенное осмысленной , «умной» речи (не только эмоциональных возгласов), но и морально обязан за них говорить, защищать их права, их интересы.
Человек – носитель самосознания Вселенной.
Наш « дом », в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса (в который входит и человек как часть природы), но и из комплекса культуры. Мы живем в среде исторических памятников, произведений искусств, результатов научных исследований, технических достижений и т.д. Поэтому экология состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека . Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры. Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры. И тут и там может действовать право неразумного сильного, которое создает опаснейшую ситуацию. Такое сочетание бездуховного человечества и бескультурной природы вполне возможно с помощью бездуховной «техники переустройства». Больше того, мы уже идем по этому пути, не замечая этого.
Человек – часть природы, и отсутствие в природе духовного человека ,
представляющего как бы «самосознание вселенной», лишает смысла существования не только человека , но и все сущее , все мироздание ... Такую обезглавленную природу не будет смысла сохранять.
Объединение под одним названием «экология» двух ее частей – экологии природы (с человеком) и экологии культуры (тоже с человеком) тем более разумно, что очень часто природа и культура страдают от общих причин. Например: кислые дожди в Петербурге разрушают одновременно в Летнем саду и мраморные статуи XVII–XVIII веков, и окружающие деревья. В результате одно следствие: может погибнуть и фактически уже медленно погибает в Петербурге Летний сад. И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры.
Таков должен быть идеал человеческой деятельности и такова конечная большая (настоящая) цель.
Человечество не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди.
Гуманизация жизни людей и переориентация воспитательных идеалов Д.С. Лихачева (1906-1999).
Будучи Почетным членом Российской академии образования, Д. С. Лихачев своим вкладом в развитие образования и культуры в нашей стране фактически стал и ее действительным членом. В самом этом факте уже отражено особое значение Д. С. Лихачева для отечественной педагогики.
В чем конкретно заключается
вклад Д. С. Лихачева в образование?
При всей простоте вопроса ответить
на него нелегко. В современных справочниках
можно прочесть о том, что Дмитрий
Сергеевич — филолог и историк
культуры, общественный деятель, что
он «создал культурологическую концепцию,
в русле которой рассматривал
проблемы гуманизации жизни людей
и соответствующей
Отечественной педагогике необходимо
определенно выяснить, что в научных
воззрениях Д. С. Лихачева является традиционным,
и что — новаторским. Необходимо
вычленить суть его воззрений
из публицистики и логично, последовательно
описать в контексте истории
педагогических учений. К примеру, возьмем
его книгу «Школа на Васильевском»,
написанную в соавторстве с Н.
В. Благово и Е. Б. Белодубровским.
В первых же строках читаем: «Главная
цель средней школы — воспитание.
Образование должно быть подчинено
воспитанию. Воспитание — это в
первую очередь прививка нравственности
и создание у учащихся навыков
жизни в нравственной атмосфере.
Но вторая цель, теснейшим образом
связанная с развитием
А вместе с тем, очевидно,
что абсолютно все компоненты
этого урока могут и должны
быть подвергнуты теоретическому и
методическому анализу. Например, очень
интересно, что в целом ряде публикаций
академика педагогическая система
воспроизводится и
Такой ретроспективный анализ,
проводимый академиком, с учетом уникального
научного аппарата неизбежно дает и
уникальные результаты. Данную ситуацию
можно рассматривать как
Работы Д. С. Лихачева должны
сыграть свою роль и в переосмыслении
неких фундаментальных
Интереснейший материал для
исследователя — собственные
гуманитарные взгляды Д. С. Лихачева.
Вся мировая история может, по
его мнению, рассматриваться как
история вызревания и прорастания
из глубин бытия Человеческого начала.
Может быть, именно Человеческое начало
является главным предметом
Член-корреспондент РАО О. Е. Лебедев посвятил данной теме публикацию «Уроки Лихачева для детей и взрослых». В частности, он пишет: «Тысячи школьных уроков не сводятся к занятиям по математике и физике, литературе и истории, биологии и другим учебным предметам. Это уроки отношения к миру, к природе, к ценностям культуры, к людям. Сейчас началась работа над созданием нового поколения стандартов для общеобразовательной школы. В связи с этим возобновились дискуссии относительно главных результатов школьного образования. В ходе одной из таких дискуссий была высказана верная, на мой взгляд, мысль о том, что главным результатом образования, полученного в школе, надо считать способность ее выпускников различать добро и зло».
По Лихачеву, совесть — единственная власть, сила которой не только не лишает человека свободы, но и гарантирует ее. Размышляя о ней, академик утверждает: «Совесть принуждает, но принуждение совести является гарантией его (человека) полной свободы, потому что совесть принуждает изнутри, все остальные принуждения приходят извне: партийные, классовые, какие угодно другие».
Источником нравственного образования человека является освоенная им гуманитарная культура, источником образования — культура в целом. Если вдуматься в смысл слов «общее образование», то можно его представить как образование, которое объединяет людей общими представлениями о ценностях культуры. В этой связи можно предположить, что магистральный путь дальнейшего развития образования лежит в направлении усиления его культурологической составляющей, несущей в себе интегрирующее различные предметы гуманистическое начало. В данном плане методологический вклад Лихачева в образование очень важен. И здесь открывается широчайший фронт работы для педагогической науки.
Массовая культура или поп-
Содержание массовой культуры обусловлено
ежедневными событиями, стремлениями
и потребностями, составляющими
жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура» возник
в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д.
Массовая культура является противоположностью традиционно
Субкультура (лат. Sub-под и cultura -культура; подкульту