Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:55, контрольная работа
Во все времена, в любом обществе без культуры и нравственности не могут действовать законы экономики, юриспруденции, законы исторические (ведь любое появление тиранов тормозит развитие общества, хотя может показаться, что « добрая тирания» может загнать общество в счастливое будущее). Нравственность – это то, что превращает «население» в упорядоченное общество, смиряет национальную вражду, заставляет «большие » нации учитывать и уважать интересы « малых » (а вернее, малочисленных).
1.«Экология культуры», гуманизация жизни людей
и переориентация воспитательных идеалов
Д.С. Лихачева (1906-1999)…………………………………………………….3
2. Массовая культура, субкультура, контркультура.
Когда и почему появились эти понятия? Как массовая
культура влияет на культурную жизнь общества?........................................16
3. Культура Древнего Китая………………………………………………..18
4. Русская культура XVII в…………………………………………………. 23
В 1950 году американский социолог Дэвид Риcмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж (англ.)русск. своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Французский социолог Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Российский орнитолог Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка».
Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.
Термин «контркультура»
Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.
Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.
В СССР примером контркультуры являлась андерграундная рок-культура.
3. Культура Древнего Китая
Китайская культура
— одна из наиболее интересных и, безусловно,
уникальных восточных культур. Она
принадлежит к кругу великих
речных цивилизаций, возникших в
древности. Начало культурной истории
Китая восходит к рубежу III—II тыс. до н. э. Именно к этому времени китайская
историография относит период правления пяти
легендарных императоров,эра владычества которых воспринималась
как золотой век мудрости, справедливости
и добродетели.
Непрерывность развития китайской культуры
— одна из важнейших ее особенностей, неразрывно
связанная с такими чертами этой культуры
как традиционализм и замкнутость. Замкнутость
китайской культуры основана на убеждении
китайцев в своей исключительности, в
том, что их страна является центром обитаемой
земли и всего мироздания. Поэтому китайцы
называли ее Срединной империей.
Становлению единой культуры способствовало
то обстоятельство, что древние китайцы
населяли единую равнину, целостный географический
район. Это обусловливало тесное общение
народов Китая между собой. У них сравнительно
быстро сложился единый хозяйственный
уклад, что, в свою очередь, предопределило
общность самых разных сторон быта, начиная
с облика жилищ и кончая годовым ритмом
праздников.
Замкнутый характер развития древнекитайской культуры, обеспечивший ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. В зависимости от социального положения каждому человеку предписывались строго определенные нормы поведения, широко известные как «китайские церемонии». Из всех известных нам стран и культур именно в Китае система обязательных и общепринятых норм поведения была особенно развитой. Существовало даже специальное учреждение — Палата церемоний, которая строго следила за выполнением правил, обрядов и процедур, унаследованных от прошлого. Статус человека в Китае мог меняться. Простолюдин в Китае мог стать даже императором, но нормы поведения, характерные для определенного статуса, никогда не менялись.
На очень
ранней стадии развития культуры в
Китае вся человеческая жизнь
стала соизмеряться с природой, через
законы которой люди пытались осмыслить
принципы своего бытия. Поэтому у
китайцев было особое отношение к
природе: наряду с ее обожествлением
для китайской культуры, как ни
для какой другой, были характерны
ее эстетизация и поэтизация. По
этой причине в китайской
Понять специфику
китайской культуры можно лишь обратившись
к картине мира, сложившейся в
китайской культуре, ее основным категориям,
нормам и ценностям.
Одним из главных факторов, объясняющих
особенности китайской культуры, является
тоново-изолирующий язык, создающий совершенно
иное (по сравнению с европейским) семантическое
пространство. Значение слова в китайском
языке зависит от тона, которым оно произнесено.
Поэтому одно слово может означать совершенно
разные вещи. Эти слова записываются с
помощью иероглифов. Общее количество
иероглифов доходит до 80 тысяч. Иероглифическая
письменность и мышление составляют основание
символизма китайской культуры, поскольку
именно образы-иероглифы стали средством
мышления, что сближает китайское мышление
с мышлением первобытных людей.
Важной чертой китайской культуры также является холизм — представление о целостности и гармоничности мира. Мир в представлении китайцев — это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, а все различия относительны. В каждом явлении природы — будь то цветок, животное или водопад, просвечивает богатство всего мира.
Важнейшим этапом
на пути становления китайской
Опираясь
на культ предков, конфуцианство
разработало целую систему
Еще одна характерная черта китайской
культуры — ее обращенность в прошлое, ориентация
на прожитый опыт, отказ от новаций, не
имеющих достаточных оснований. Поэтому характерным
приемом китайской культуры является
цитирование — постоянное обращение к
классическим образам, который каждый
новый автор переживал по-своему. Это привело
к тому, что все основные художественные
приемы, стили, жанры родились в Китае
очень рано и существуют до сих пор.
Несколько позже конфуцианства появилась
совершенно иная ветвь китайской культуры,
совершенно новое учение о жизни, а также
и способ жизни — даосизм.Основателем
этого учения, ставившего своей целью
раскрыть перед человеком тайны мироздания,
вечные проблемы жизни и смерти, стал Лао-Цзы
— полулегендарная личность, старший
современник Конфуция. Лао-Цзы считал,
что человек открывает истоки своей бесконечности
через следование естественности и слияние
с бесконечным путем великой жизни природы.
Отсюда и название учения — даосизм (дао
можно перевести как «путь»). Даосизм,
подобно конфуцианству, оказал огромное
влияние на развитие литературы и искусства,
на мировоззрение китайцев. Но в отличие
от конфуцианства он обобщил зародившиеся
ранее принципы отношения к природе —
его властительнице, придав им новый, поэтический
смысл. Этот опоэтизированный подход к
миру ярко проявился во всех областях
дальнейшей художественной жизни Китая.
В это же время в Китай проникает буддизм,
который в начале благодаря аскетической
практике и отсутствию жертвоприношений
выглядел как разновидность даосизма.
Но уже в IV веке буддизм завоевывает все
большую популярность и начинает оказывать
воздействие на традиционную китайскую
культуру, что наиболее наглядно проявилось
в архитектуре, — храмовые комплексы и
изящные пагоды стали символами буддийской
веры и воплощением возвышенных духовных
начал. Однако буддизм в Китае не стал
прямым заимствованием индийской мысли.
Буддизм махаяны был дополнен традиционной
китайской мыслью, конфуцианским прагматизмом,
что привело к возникновению одного из
наиболее глубоких и интересных, интеллектуально
насыщенных и пользующихся до сих пор
немалой привлекательностью течений мировой
религиозной мысли — чань-буддизма (японский дзэн). Таким образом, можно
предположить, что классическая китайская
культура представляла собой сплав конфуцианства,
даосизма и буддизма. Эти течения практически
не соперничали друг с другом, а сосуществовали
в духовной жизни китайцев, занимая свои
собственные ниши. А поскольку они являются
не только философскими, но и религиозными
течениями, для китайской культуры характерен
религиозный синкретизм и функциональный
подход к религии, выбор которой определяется
конкретной жизненной ситуацией.
Своего наивысшего
расцвета архитектура и искусство
Древнего Китая достигли в III в. до н.
э. — III в. н. э. Разрозненные мелкие царства
объединились в могущественную державу.
После многолетних войн наступил
период передышки, и была создана
единая обширная империя. Этому времени
объединения страны соответствует и создание
наиболее грандиозных монументальных
памятников древнего китайского зодчества.
Самое крупное сооружение Китая конца
IV—III вв. до н. э. — Великая китайская стена,
достигающая в высоту 10 м и в ширину 5—8
м, она служила одновременно и суровой
глинобитной крепостью со множеством
сигнальных башен, защищающей от набегов
кочевых племен, и дорогой, протянувшейся
по уступам труднопроходимых горных хребтов.
На раннем этапе строительства протяженность
Великой китайской стены достигала 750
км, а позднее превысила 3000 километров.
Города в этот период строились как крепости,
обнесенные стенами и обведенные рвами
с несколькими воротами и дозорными башнями.
Они имели прямоугольную планировку, прямые
магистрали, на которых размещались дворцовые
комплексы. Летописи сообщают, что самыми
известными дворцовыми комплексами того
времени были дворец Эфангун в Сяньяне
(длиной более 10 км вдоль реки Вэйхэ) и
дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру
11 км), состоявший из 43 зданий.
Особым явлением в древнекитайской архитектуре
были подземные каменные дворцы знати
— их погребальные склепы. Поскольку ритуал
погребения стал одним из важнейших обрядов,
покойник и после смерти окружался той
же роскошью, теми же почестями и теми
же оберегающими его предметами, что и
при жизни. Усыпальницы составляли целые
комплексы подземных комнат, ориентированных
на стороны света, и учитывающих благоприятное
расположение ветров и небесных светил.
К подземным сооружениям вела наземная
«аллея духов» — охранителей могилы, обрамленная
с двух сторон статуями крылатых львов
и каменными пилонами, обозначающими вход
в склеп. Зачастую в комплекс входили и
небольшие наземные святилища — цытаны.
Внутрь погребения вели каменные двери,
на которых изображались четыре сторожа
сторон света: тигр — запада, феникс —
юга, дракон — востока, черепаха — севера.
Древняя эпоха для развития художественной
культуры Китая и всей Восточной Азии
имела такое же значение, что и греко-римский
мир для Европы. В древнекитайскую эпоху
были заложены основы культурных традиций,
которые отчетливо прослеживаются на
протяжении многовековой истории Китая
вплоть до Нового и Новейшего времени.
В XVII в. в разных областях русской культуры произошли большие сдвиги. «Новый период» в истории России властно порывал с традициями прошлого в науке, искусстве и литературе. Это сказывалось в резком увеличении печатной продукции, в появлении первого высшего учебного заведения, в зарождении театра и газеты (рукописные «куранты»). Гражданские мотивы завоевывают все большее место в литературе и живописи, и даже в таких традиционных видах искусства, как иконопись и церковные росписи, наблюдается стремление к реалистическим изображениям, далеким от стилизованной манеры письма русских художников предшествующих столетий. Деталь фрески с изображением семьи гостя Гр. Никитина в церкви св. Троицы в Москве. Середина XVII в.
Громадные
и плодотворные последствия для
русского, украинского и белорусского
народов имело воссоединение
Украины с Россией. Зарождение театра,
распространение партесного пения
(церковное хоровое пение), развитие
силлабического стихосложения, новые
элементы в архитектуре были общими
культурными явлениями для
Грамотность
сделалась достоянием значительно
более широких кругов населения,
чем раньше. Большое количество торговых
людей и ремесленников в
В XVII столетии
делаются усиленные попытки создания
в России постоянно действующих
учебных заведений. Однако только в
конце столетия эти попытки приводят
к созданию первого высшего учебного
заведения. Сначала правительство
открыло в Москве училище (1687 г.),
в котором ученые греки братья
Лихуды преподавали не только церковные,
но и некоторые светские науки (арифметику,
риторику и пр.). На основе этого училища
возникла Славяно-греко-латинская
Дальнейшее
развитие получило книгопечатание. Главным
его центром был Печатный двор
в Москве, каменное здание которого
существует и в настоящее время.
Печатный двор в основном издавал
церковные книги. За первую половину
XVII в. было выпущено около 200 отдельных
изданий. Первой книгой гражданского содержания,
напечатанной в Москве, был учебник
патриаршего дьяка Василия
На Украине важнейшими центрами книгопечатания были Киев и Чернигов. В типографии Киево-Печерской лавры был напечатан первый учебник по русской истории — «Синопсис или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-русского народа».