Контрольная работа по «Культурология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 20:18, контрольная работа

Краткое описание

Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.
Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство).

Содержание

Введение 3
Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код», «культурные символы». 4
Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез. 7
Закономерности развития культуры, традиции и инновации. 12
Заключение 15
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа Культорология.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

Структурно в культурогенезе можно выделить такие частные процессы, как:

  • генезис культурных форм и норм;
  • формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнических, политических, конфессиональных и др.);
  • формирование межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентаций.
  • Трансляция традиций.

Трансляция традиций – это вид культурной динамики. Он заключается в трансформации традиций при передаче их от поколения к поколению. Информация, передаваемая в качестве накопленного опыта, не остается в неизменном виде. С течением времени она изменяется.

Например, в нашей стране долгое время существовала традиция выходить замуж в белом платье, с фатой на голове. С передачей  этой традиции из поколения в поколение, под воздействием целого ряда изменений  в российской культуре, эта традиция тоже претерпела изменения. Сейчас невесты  облачаются не только в белые, но и  в цветные платья, фата часто уступает место прическе и так далее.

Изменение традиций при их трансляции – это естественный процесс, происходящий повсеместно и постоянно.

 

 

 

Закономерности  развития культуры, традиции и инновации. 

Законы развития культуры одной из основополагающих проблем  культурологи является поиск законов  культурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законы развития культуры, практически все  авторы отвечают утвердительно, отвергая идею о хаосе и нецелесообразности культурного процесса. Культурологи признают, что есть как законы развития культуры в целом, так и отдельных  ее составляющих элементов живописи, литературы, музыки. К настоящему времени  выделены следующие закономерности и законы в развитии культуры.

    1. Культура обладает способностью к воспроизведению самой себя; каждое культурное событие находится в зависимости от того, что было прежде, и влияет на то, что будет потом. Обычным является несовпадение ритмов общественно экономической и культурной жизни.
    2. Культура есть результат сплетения множества различных факторов, одни из которых в определенные моменты оказываются сильнее и значимее других это есть так называемая стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегические переменные разные.
    3. Устойчивыми элементами культуры являются нематериальные элементы традиции, обряды. Обычаи, привычки, совокупность привычных для данного общества набора ценностей и норм, выраженных в устном народном творчестве, мифологии, литературе. В обществе носителем этой линии, как правило, выступает крестьянство, и чем обширнее этот слой, тем устойчивее традиции, тем медленнее и реже меняются культурные образцы. Менее всего поддается чужому влиянию самая специфическая часть культуры народный дух, менталитет. Новаторская сторона культуры тесно связана с наукой и творчеством, прежде всего техническим. Носителем этой линии является город центр и воплощение цивилизации. Эта закономерность проявилась в глубокой древности, на заре человеческой истории и действует до сих пор. Культурологи справедливо интересуются проблемой городов как фактором становления человеческой цивилизации. Так, французский историк Ф. Бродель (1902 1985) составил великолепное описание жизни и быта многих крупнейших городов мира.
    4. Исследователи пришли к выводу, что наиболее существенные черты культуры проявляются в специфике общения людей, и каждое общество вырабатывается свой стиль общения. Также каждый культурно исторический тип формирует свой идеал человека. В Античности это нравственно чистый, смелый, совершенный физически гражданин, для которого характерна радостная активность в познании мира. Для западноевропейского Средневековья идеалом был глубоко религиозный человек, способный на подвиг во имя христианской веры и отрицающий чувственные наслаждения. В эпоху Возрождения идеалом становится всесторонне развитая талантливая личность, человек умелый, с сильной волей, свободный в выборе жизненного пути. Идеалом для западного общества Нового и Новейшего времени является целеустремленный человек, который «сделал себя сам», добился успеха благодаря личным заслугам. Идеал человека, будучи результатом, продуктом культуры, сам в свою очередь, сильно воздействует на культурное развитие данного общества.

Современная "традиция" - это форма ограничения роста  социокультурной энтропии, гарант медленного и упорядоченного нарастания хаоса. Суть проблемы свелась к противостоянию прагматически понимаемого равновесия и тех новаций, которые не укладываются в существующую систему и нарушают ее в принципе мягкие и терпимые правила. Если Священная Традиция представлялась ее адептам неприступной крепостью на страже Истины. то теперь "традиция" стала в глазах современного человека либеральной таможней для сохранения компромиссного равновесия между враждебными интересами. 

Инновация становится "богом" цивилизации, она заменяет собой  Откровение: сами инновации рассматриваются  как "откровения". Не случайно среди  ученых принято говорить о том, что  в священных книгах и преданиях  многих народов заложено немало ценной информации о тех "инновационных  состояниях", которые были пережиты человечеством п далеком прошлом. Один из наиболее авторитетных исследователей фольклорной традиции.

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Культура - это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

Мир человека - это мир  культуры Культура - это освоенный  и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним  вопросы человек ищет ответ в  усвоенной им культуре. Культура выступает  уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой  сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 
1. Ерасов Б. С., Социальная культурология. М.: Аспект пресс - 2000.  
2. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – 8-е изд.- М.: Академический проект, 2008.

3.  Васильев В.М. Культурология. Учеб. пособие .– 3-е изд. перераб. и доп. – М.: МГИУ, 2007.

4. Терминасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово - 2000. 
 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Культурология»