Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 10:09, контрольная работа
Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?
Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства.
Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания – филология в широком смысле слова: грамматика,
критика текста, литературная критика.
Философия в эпоху эллинизма обладала целым рядом особенностей. Важнейшей из них является эклектизм –
стремление сочетать элементы различных школ, неспособность создать единую и последовательную систему. Кроме
того, философия имеет в основном этическую направленность - первое место занимают вопросы морали,
натурфилософии.
Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта – религиозный уклон. Эпоха эллинизма
привнесла в религию ряд новых явлений. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя.
Другая характерная черта эллинистической религии – культ судьбы.
Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы
образования. На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой.
Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории
музыки. Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики.
Древний Рим в философии и науке во многом следовали грекам. Их интересовали не теоретические исследования, а
обобщения и систематизация уже накопленных знаний, создание энциклопедий, которые служили делу воспитания и
образования.
Примерно такая же картина наблюдается и в художественной культуре. Римские художники буквально копируют
греческих мастеров. В скульптуре римляне первыми начали придавать своим произведениям индивидуальные черты,
наполняли их психологизмом. Римские писатели создали в литературе жанр романа. Римские зодчие оставили после
себя прекрасные памятники архитектуры.
К особенностям древнеримской культуры относятся: рациональность, приземленность, практическая польза и
целесообразность. Сильное взаимодействие и взаимовлияние двух культур привели к созданию единой греко-римской
культуры.
В период империи получает распространение философия - эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. Все это было продолжением
греческих течений. В эпоху империи весьма успешно развивается наука (Плиний Старший, Птолемей, Гален).
Птолемей создал геоцентрическую систему мира, ему принадлежат работы по оптике, математике и географии. Врач
Гелен обобщил знания греческой медицины. Тит Ливий и Тацит написали историю Рима от основания
Лучшие достижения римской культуры продолжают существовать и сегодня: римское право, римская
архитектура, литература, латынь и Христианство.
Вопрос 7. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство?. Какое это имело значение для Руси?
Крещение Руси - это наступление исторического
"совершеннолетия", включение ее в христианскую традицию культурного мира. Русь должна была выбрать между
старым и новым Римом и выбрала Византийское Православие. Основной факт в истории русского Православия -
органическая связь с византизмом в его славянском переводе. Православие есть главнейший фактор
в истории России, и одновременно Россия определила собой судьбу русского Православия.
Христианство объединило Русь; вместе с христианством на Русь пришла письменность и с нею книжное
просвещение и познание; церковь управляла и судила на основе сборника законов греческой церкви (как это делалось
в Византии); христианство благотворно влияло на быт людей: с принятием христианства вырос авторитет княжеской
власти ("поставлен от Бога" - влияние Византии), церковь опекала нищих, больных, убогих, давала пример более
совершенного и гуманного устройства общества, восстала против рабства. Христианская вера на Руси совершила
переворот в области пластического искусства и ювелирного ремесла. Выдающуюся роль сыграли монастыри (первые
монастыри расположились в среднем и верхнем течении Днепра, до конца XII в. монастыри появились во всех
славянских землях). Благодаря распространению просвещения, книг началась выработка языка, образовалась
литературная школа.
Не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти, православие, тем не менее, оказало влияние на русскую
политическую традицию. Одним из центральных понятий государственной идеологии Византии было понятие
таксиса, сущность которого заключалась в сближении, соединении земного и небесного порядков. Соединяющей
силой была власть императора, нормальное функционирование которой во многом снимало напряжение между сущим
и должным, между земным и небесным порядком.
Христианство обеспечило историко-культурный процесс. Истины новой веры прозвучали на славянском наречии.
Старославянский язык стал государственным языком.
Эстетическое сознание древних формировалось под влиянием Христианства. Сущность эстетического сознания древних славян: центральное место в системе ценностей - природа (не
отношение "Человек-Бог", а "Человек-природа").
Развивалась литература. Наряду с письменной литературой широкое развитие имело устное народное творчество, и прежде всего
знаменитые былины, повествующие о героической борьбе нашего народа против кочевников, о его созидательном
труде.
Строились храмы. Вслед за
строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси
известно около 15 каменных храмов XI - начала XII вв., близких по стилю.
Вопрос 8. В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?
XVIII век явился временем
крутых перемен и в
характеризуется резким скачком, сопровождавшимся разрушением прежних устоев и появлением новшеств. Лозунг
"Москва-третий Рим" в конце XVII в. потерял свое значение, и русская мысль устремилась на поиски. Созревает
новый лозунг - "Великая Россия". Русская идея с XVIII в. выступает в нескольких ипостасях: имперская идея,
религиозно-социальное движение, социально-политическое мессианство.
В течение века в стране распространяются рационализм, атеизм, политико-социальное просветительство. Между
этими направлениями шла борьба. Одной из форм борьбы с вольтерьянством стало масонство. Другим - Просвещение.
Во второй половине века Просвещение было пронизано идеями
французского Просвещения. Наибольшим влиянием в России пользовались произведения Ш. Монтескье. Все
обсуждали вопросы происхождения государства и проблемы крепостного права. Опираясь на эти идеи, Екатерина II
отстаивала существование в России самодержавной монархии как формы, обеспечивающей свободу, равенство,
благополучие всех граждан. Крупнейший консервативный мыслитель и публицист этого времени М. М. Щербатов
отрицал саму идею возможности равенства всех людей. Он проповедовал усиление власти и значение столбового
дворянства. При этом Щербатов резко критиковал деятельность Екатерины II, ратовал за ограничение власти монарха.
Представители зарождавшейся в России либеральной мысли А. П. Сумароков, Н. И. Панин, Д. И. Фонвизин
пытались смягчить рознь между дворянством и крестьянством и выступали за обновление сословной монархии. Н. И.
Новиков и А. Н. Радищев отчетливо видели и прозрачно намекали на то, что Екатерина II не является просвещенным
правителем, а самодержавная монархия, возглавляемая ею, несет людям угнетение и бесправие. Новиков отстаивал
первичность общества по отношению к государственной власти, выступал за независимость общественного мнения от
официальной идеологии. Радищев отрицал феодально-крепостнические порядки, являлся приверженцем идеи
"общественного договора"
Ж.-Ж. Руссо и пришел к выводу
о законности революционной
было то короткое время, когда общество и Зимний дворец, недоверчиво приглядываясь, пытались понять и убедить
друг друга. К концу века понятия "государь" и "отечество" в образованном обществе разошлись окончательно.
Вопрос 9. Какие изменения произошли в культуре с наступлением «оттепели»?
С середины 50-х годов в стране началась некоторая демократизация, создавшая условия для развития культуры.
Более лояльным стало руководство учреждениями культуры, были расширены права государственных организаций
культуры на местах (в том числе местные Советы). Регулярно стали собираться съезды художественной
интеллигенции (писателей, художников, композиторов, историков, архитекторов, руководителей кафедр
общественных наук). Была осуждена практика некомпетентного вмешательства в процесс творчества. С 1956 г.
лучшие работы в области науки, литературы и искусства стали награждаться Ленинским премиями (1958 г.).
Постепенно преодолевался страх, шло оздоровление нравственного климата. Были восстановлены добрые имена
ранее репрессированных ученых, писателей и деятелей искусства (реабилитация). Исправлялись несправедливые
оценки творчества ряда художников и литераторов. Стали публиковаться и исполняться почти забытые произведения
русских и западноевропейских писателей, композиторов. На выставке в 1962 г. были широко представлены
произведения художников 20-30-х годов, долгое время находившиеся в запасниках. Оживлению культурной жизни
способствовали публикации новых и возобновление издания некоторых старых литературно-художественных
журналов - “толстые журналы” - (“Нева”, “Иностранная литература”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”,
“Москва”, “Дон”, Вопросы литературы”, “Творчество”, “Советский экран”, “Музыкальная жизнь”). Особую роль
сыграл на посту главного редактора “Нового мира” поэт А. Твардовский. В 60-70-е гг. между официозным искусством
(сафроновский "Огонек", кочетовский "Октябрь" и т.п.) и оппозиционной (диссидентской) культурой возникает
промежуточная культура - внеклассовая, общечеловеческая.
“Оттепель” дала импульс творческим поискам. Советская культура стала более открытой по отношению к
мировой и отечественной культуре. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии.
Официально провозглашенные идеалы и цели не вдохновляли население страны и люди искали истинные ценности.
Ярко заявили о себе: Ю. Трифонов, В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, Б. Можаев, В. Белов, Е. Носов, А.
Тарковский, Э. Неизвестный, К. Муратова, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев, О. Целков, В. Некрасов, Н. Коржавин,
В.Высоцкий.
Духовные поиски 70-х годов привели к осмыслению культурного наследия прошлого. Постепенно начала
восстанавливаться преемственность в культуре. Вырос интерес к классике, как отечественной, так и зарубежной.
Многие произведения были экранизированы. Возрос поток посетителей картинных галерей, выставок старых
мастеров. Громадными тиражами вышли Библиотека иностранной литературы и Библиотека литературы для детей.
Книга стала дефицитом, подписка не удовлетворяла книжную аудиторию России. Широкое распространение получил
культурный туризм. Началось широкое общественное движение по охране памятников истории и культуры.
Возрождались фольклорные ансамбли, художественные промыслы, народные обряды. Население довольно активно
стало посещать храмы. Началось некоторое движение по возвращению в страну литературы русского зарубежья, в
том числе и философии. Но бесконечные запреты, идеологический контроль, проработки и компромиссы заставляли
художников приспосабливаться. Все это калечило людей, терялась вера в свои силы, способствовало росту серых
произведений, фильмов. В этих условиях ряд художников возродили “самиздат”, наладили выпуск литературно-
художественного альманаха “Метрополь” (1978 г.). В нем приняли участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В.
Ерофеев и другие авторы. За эту самодеятельность авторы стали преследоваться, их перестали печатать, исключали из
творческих союзов. После начала преследования некоторые художники уехали из СССР: Тарковский, И. Бродский,
Ю. Любимов, Н. Каржавин, А. Галич, В. Некрасов, А. Солженицын, С. Давлатов и др. Творческая интеллигенция
работала “в стол” или результаты их работы идеологические комиссии складывали “на полку” или, в лучшем случае, в
запасники музеев. Но вычеркнутые произведения продолжали жить в “самиздате”, иногда печатались за границей,
расходились в ксерокопиях, фото- и кинопленках.
В 70-е годы четко обозначились два пласта культуры - официальный и неофициальный. Развитие научно-
технической революции способствовало сохранению и тиражированию многих непризнанных официальными
властями идей, тем и форм искусства, многообразию творчества. Неофициальная культура очень сильно
распространялась (пример В. Высоцкого).
Исследование процессов художественного творчества 60-80-х свидетельствует, что гуманистические традиции
русской литературы и искусства стали возрождаться с “оттепели” и не были прерваны в последующие десятилетия.
Вопрос 10. Назовите причины возникновения русского Зарубежья.
Революция и гражданская война раскололи Россию надвое. Одна ее часть утратила исконное имя - Россия - и стала
называться РСФСР. Другая, не признавшая новой советской власти, образовала Россию за рубежом - Русское
Зарубежье. Эта часть русского общества продолжала сохранять свое единство. Большинство беженцев считали себя
преемниками русских политических эмигрантов XIX - начала XX вв. Изгнание рассматривалось как временное
состояние, когда необходимо выжить и переждать. По этой же причине изгнанники хотели, чтобы их дети оставались
русскими. Большая часть детей при этом вырастала двуязычными и с двойным самосознанием.
Эмиграция переставала быть лишь способом выжить, она приобретала характер духовной миссии, которая
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Культурология"