Конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 00:32, реферат

Краткое описание

Конфликт (от лат. conflictus) — столкновение или борьба, враждебное отношение; ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Содержание

1. Виды и структура конфликта. ………………………………………………3
2. Стадии протекания конфликта. …………………………………………….8
3. Тест:
«Соотнесите виды и причины конфликтов:
а) внутриличностного конфликта;
б) межличностного конфликта;
в) межгруппового конфликта;
г) организационного;
1) отличие в культуре, социально-психологическом типе личности;
2) конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;
3) фрустрация;
4) конфликт между формальной и неформальной группой.»……………12
Вывод………………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

деловое общение.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

                                     Оглавление:

 1. Виды  и структура конфликта. ………………………………………………3 

 2. Стадии  протекания конфликта. …………………………………………….8 

 3. Тест:

 «Соотнесите виды и причины конфликтов:

 а) внутриличностного  конфликта;

 б) межличностного конфликта;

 в) межгруппового  конфликта;

 г) организационного;

 1) отличие  в культуре, социально-психологическом  типе личности;

 2) конкуренция  за получение группой ограниченных  ресурсов;

 3) фрустрация;

   4) конфликт  между формальной и неформальной  группой.»……………12

Вывод………………………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос1:

«Виды и структура конфликта.»

Ответ:

1)Конфликт (от лат. conflictus) — столкновение или борьба, враждебное отношение; ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

     Конфликт  в системе трудовых отношений  – это любые виды борьбы между  индивидами и социальными группами, цель которых достижение или сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация, либо устранение действительного или мнимого противника.

     В обыденном сознании широко распространена точка зрения, выражающаяся в отрицательном отношении ко всякого рода конфликтам – ведь конфликт это всегда стрессовая ситуация, психологический дискомфорт, нарушение взаимоотношение между людьми. Но конфликт в то же время – это сигнал о сбоях в функционировании производственной организации в целом или какой-то ее части.

     В практике организационных взаимодействий довольно типичными являются две  позиции руководителей по отношению  к конфликтам: они либо не вмешиваются, предоставляя конфликту разрешиться  самим собой, либо конфликт пытаются подавить в самом зародыше, не вникая в его суть. Обе позиции глубоко ошибочны. В первом случае развитие конфликта, предоставленного самому себе, может привести к деструктивным последствиям, во втором – к утрате информации о реальных противоречиях в организации.

     Известно, что источником всякого развития является разрешение противоречий. Противоречия разрешаются различными способами  и на разных стадиях.  

Основу конфликтных  ситуаций состовляет столкновение противоположных  мнений,интересов,целей. 

Наиболее распространенная типология конфликтов,выделяет четыре типа конфликтов:внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между  личностью и группой и межгрупповой. 

Внутриличностный  конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Внутриличностный  конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются  с личными ценностями, а также  является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности работой, отсутствием настоящего дела. Это обстоятельство часто болезненно бьет по той категории работников, которые в течение длительного времени вели активную деятельность на работе, но затем, в силу определенных причин, были вынуждены резко изменить объем или место работы. Эта проблема в настоящее время весьма актуальна. 
 

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью. 

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы. 

Межгрупповые  конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.). 

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.. 

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие  конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов  конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов. 

Понятно, что  в рамках конфликта какого-либо типа возможна дальнейшая классификация, к  примеру, относящаяся к межнациональным  конфликтам

а) Конфликты «неуправляемых эмоций»

б) Конфликты «идеологических доктрин»

в) Конфликты «политических институтов» 

     Каждый  конфликт имеет также более или  менее четко выраженную структуру. Составляющими элементами конфликта  являются:

  • объект (предмет) конфликтной ситуации, связанный с технологическими и организационными трудностями, со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон;
 
 
     
  • цели, субъективные мотивы его участников. Мотивы – стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация определяет формирование цели, которой хочет достигнуть индивид. Мотивы и цели сторон расходятся;
  • оппоненты, конкретные лица, являющиеся участниками конфликта. Конфликтующие стороны – две или несколько конфликтующих сторон, кроме того, могут быть и другие участники – сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы;
  • причины конфликта. Представления о ситуации – это сложившиеся в зоне разногласий представления участников конфликта, которые не совпадают, что создает почву (причины) для их столкновения.
 

Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода) , он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта. 

     Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия  его возникновения. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними. 
 
 
 
 
 
 

 Вопрос 2:

«Стадии протекания конфликта.»

Ответ:

Основными стадиями протекания в конфликтных  ситуациях является:

-предконфликтная  ситуация;

-непосредственно  конфликт;

-разрешение  конфликта;

-постконфликтная  стадия. 

                              Далее,конктетно рассмотрим эти  стадии:

     1. Предконфликтная ситуация.

       Ни один социальный конфликт  не возникает мгновенно. Эмоциональное  напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

       Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны  оценивают свои ресурсы, прежде  чем решиться на агрессивные действия или отступать.

       Первоначально каждая из конфликтующих  сторон ищет пути достижения  целей избегания фрустрации без  воздействия на соперника. Этот  момент в предконфликтной стадии  называется идентификацией.

       Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

       2. Непосредственно конфликт.

       Эта стадия характеризуется, прежде  всего, наличием инцидента, т.е.  социальных действий, направленных  на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта.

       Действия, составляющие инцидент, могут  быть различными. Их можно разделить  на две группы, каждая из которых  имеет в своей основе специфическое  поведение людей.

       К первой группе относятся  действия соперников в конфликте, носящем открытый характер: словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.п.

       Ко второй группе относятся  скрытные действия соперников  в конфликте. Основным образом  действия в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление, когда основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.

       3. Разрешение конфликта.

       Внешним признаком разрешения  конфликта может служить завершение  инцидента. Именно завершение, а  не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое,  но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

       Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

Информация о работе Конфликты