Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 07:49, реферат
Культура Китая - это культура гармонии, согласия, единения. Основные принципы идеологии и религиозных учений Китая заключаются в стремлении поддержания порядка, стабильности и мира. Согласно древнекитайским учениям, все есть природа и равно — все есть человек.
Традиционные учения Востока сосредоточены на Человеке: даосизм – на отношении человек – природа; конфуцианство – на отношении человек – человек и человек – общество;
I. Введение
II. Конфуцианско-даоcистский взгляд на мир
1. Религиозная структура Китая
2. Конфуций и конфуцианство
3. Лао-цзы и его путь (Дао)
III. Заключение
IV. Литература
Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни.
Основная идея практической философии, или этики Лао-Цзы: это принцип бездействия. Всякое стремление что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Злом считает Лао-Цзы и всякое знание: "святой муж", управляющий страной, "старается, чтобы мудрые не смели сделать что-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то на земле будет полное спокойствие". "Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть".
Лао-цзы говорил о пути-дао:
"Смотрю на него и не
вижу,
а поэтому называю его невидимым.
Слушаю его и не слышу,
поэтому называю его неслышимым.
Пытаюсь схватить его и не достигаю,
поэтому называю его мельчайшим.
Не надо стремиться узнать об источнике
этого,
потому что это едино.
Его верх не освещен, его низ не затемнен.
Оно бесконечно и не может быть названо.
Оно снова возвращается к небытию.
И вот называю его формой без форм, образом
без существа.
Поэтому называют его неясным и туманным.
Встречаюсь с ним и не вижу лица его,
следую за ним и не вижу спины его"
Мир в представлении китайцев - это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, все различия относительны. В каждом явлении природы, будь то цветок, животное, или водопад, просвечивается богатство всей природы. Каждое воплощает в себе ее мудрость.
Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии.
На протяжении веков даосизм переживал взлеты и падения, поддержку и гонения, а порой, правда, на короткие сроки, становился официальной идеологией какой-либо династии. Даосизм был нужен и образованным верхам, и невежественным низам китайского общества, хотя проявлялось это по-разному.
Образованные верхи обращались чаще всего к философским теориям даосизма, к его древнему культу простоты и естественности, слияния с природой и свободы самовыражения.
Необразованные низы искали в даосизме иное. Им близки были социальные утопии с уравнительным распределением имуществ, при этом жизненный распорядок был жестко регламентирован. Кроме того с народными массами даосизм был связан обрядами, практикой гадания и врачевания, суеверий и оберегов, верой в духов, культом божеств, магией и лубочно-мифологической иконографией.
Основная идея "Даодэцзина" – путь ненасилия, ненарушения природы вещей, естественного ритма – следование моральному закону – дао. Воинственность - приносит только видимость победы. Сила не нужна, если все развивается само собой, естественно, в бездействии (увэй), следуя пути. Человек, следующий дао, не покоряет другие страны при помощи войск, ибо это может обратиться против него. Прославлять себя победой – это значит радоваться убийству людей. Главная добродетель - воздержание. "Для того, чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства". Франсуа Жюльен, для которого ключевой категорией служит у вэй (буква "пресность", "безвкусность"), считает это качество положительным. (1, стр.67).
Великий Лао-цзы говорил:
"Музыка и накрытый стол
"Пресность" в философии даосизма – высшая моральная добродетель, она главная черта святого. Для того чтобы характер был уравновешен и гармоничен, человеку необходимо быть ровным, пресным и безвкусным, т.к. тогда он не отдает предпочтений какой-либо определенной тенденции, способен контролировать свои наклонности, используя их должным образом и приспосабливая ко всякой ситуации.
Мир, как и человек, есть процесс безостановочных изменений, и потому непознаваем, непостижим обычным наблюдением. Зато в своей невидимой основе он покоен и доступен проницанию. Главное условие - не нарушить путь, не придти в противоречие с мировым ритмом, встроиться в мир, вслушаться в него. Чтобы это произошло, необходимо разработать способ жизни в согласии с миром.
Таким образом, как мы видим, даосизм не требует переделки, перестройки природы. Он нацеливает на чуткое, бережное отношение к ней. Природа существует не для того, чтобы ее изучали, для того, чтобы ее переживали, извлекали удовольствие от общения с ней.
Огромное влияние даосизм оказал на культурное развитие Древнего Китая. Даосские алхимики проводили бесчисленные опыты в области химии и медицины, даосы-астрологи составили немало астрологических карт, атласов и календарей. Они составляли также гороскопы и делали предсказания; причем без совета даосского гадателя никто обычно не начинал серьезного дела.
Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что между конфуцианством и даосизмом имеется существенная разница: для достижения идеала даосизм предлагал учение, в основу которого заложена идея увэй — идея пассивности, бездеятельности. Конфуцианство же утверждало, что человек обязательно должен действовать. Только работая над собой, он может достичь нравственного совершенства. Даосисты это положение учения Конфуция расценивали как преступное вмешательство в деятельность всемогущего Дао.
Заключение
В современном Китае государственная религия официально отсутствует, и ее заменяет идеология коммунистической партии, но среди обычных людей конфуцианство сохранило свое влияние. Европейская цивилизация, где главенствует технический прогресс и человек, добивающийся господства над миром ради самого господства, ради удовлетворения своего эгоизма, комфорта и безудержного потребительства, пытается оказывать внешнее влияние на китайские традиции. Этой цивилизации противостоит, наряду с другими культурными традициями, и конфуцианство, которое несет людям нормальные, здоровые нравственные принципы: преданность своему народу и семье, снисходительность, почтительность к родителям, уважение к старшим, великодушие, правдивость, сметливость, милость. Конфуцианские принципы действенны и в современных условиях, поскольку они открыты для многих учений, включая западные представления об историческом развитии или рыночных методах ведения хозяйства.
Следствием этого стали высокие темпы роста экономики Китая, страны, которую можно назвать лидером мирового хозяйственного развития. Это можно объяснить тем, что китайская цивилизация признает необходимость следовать основным экономическим законам, но при этом не отказывается от признания законов, сформулированных в конфуцианском учении: "Государь обращается с подданными в соответствии с ритуалом, а подданные служат государю, основываясь на преданности".
Для Конфуция главным во взаимоотношениях является умение верхов сохранить доверие народа. Он говорил: "…если народ перестанет верить (управляющим), то государству не устоять" (3,стр.189).
Современное государство Китая продолжает оставаться хранителем нравственности и порядка. Дисциплинированность рабочей силы, готовность китайцев безропотно сносить лишения и исполнять приказы стали факторами, которые обеспечили политическую стабильность и высокую производственную дисциплину. В ходе обсуждения различных национальных проблем и путей политического развития наблюдается плюрализм мнений. Большое значение уделяется изучению общественного мнения, в том числе зарубежного.
Сегодня очень важно, чтобы народы мира сохраняли свои традиции, т.к. уникальность отдельно взятого народа заключается именно в его культурных особенностях, которые присущи только ему.
Литература
1. Бог-человек-общество в
2. Васильев Л.С. "История религий Востока: религиозно-культурные традиции и современность". - М.,1983
3. Переломов Л.С. "Слово Конфуция". - М., 1992
4. Григорьева Т.П. "Дао и Логос (встреча культур)". - М., 1992
5. Лукьянов А.Е. "Истоки Дао: древнекитайский миф". - М., 1992
6. Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М., 1983
7. "Этика и ритуал в традиционном Китае". - М., 1988
Информация о работе Конфуцианско-даосистская культурная традиция