Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:04, контрольная работа
Цели данной контрольной работы состоят в раскрытии культуры новоевропейского типа и разума в эпоху Нового времени, а также рассмотрение концепции культура В.С. Соловьева.
Чтобы достичь эти цели, нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть культуру новоевропейского типа;
Показать разум в эпоху Нового времени;
Изучить концепцию культуры В.С. Соловьева.
Введение ………………………………………………………….. 3
Культура новоевропейского типа ………………………………. 4
Разум в эпоху Нового времени …………………………………. 6
Культура нового времени …………………………………….. 7
Культура Нового времени, как механическое
взаимодействие тел ………………………………………………… 9
«Естественный порядок» культуры Нового времени ……… 11
Концепция культуры В.С. Соловьева ………………………….. 15
Заключение ……………………………………………………… 19
Список использованной литературы ………………………….. 20
Такая модель государства имела
вертикальную (иерархическую) структуру,
в которой большинство
Классический пример
монархии такого типа сложился во Франции в эпоху Людовика
XIV, которому приписывают формулу «Франция
– это я». Развитие абсолютизма шло по
пути «просвещенной монархии», предполагавшей
усиление роли образованного слоя общества
в формировании воли монарха. Русская
императрица Екатерина II может быть примером
монарха, стремившегося к такому стилю
правления.
Параллельно с этой «придворно-аристократической»
формой культуры Нового времени, в XVII-XVIII
веках развивалось представление об иной
модели – «естественно-правовой», которая
опиралась на принцип равенства всех граждан
в их «естественных» правах на жизнь, свободу
и собственность. По этой модели власть
вырастала из самого общества в силу необходимости
согласовать частные и потому противоположные
интересы граждан. «Закон есть выражение
общей воли. Все граждане имеют право участвовать
лично или через своих представителей
в его образовании», – записано в историческом
документе эпохи Нового времени – «Декларации
прав человека и гражданина», принятой
Национальным собранием Франции 26 августа
1789 года. Делегируя правительству полномочия,
граждане брали на себя обязательство
подчиняться созданной ими власти. Закон
«должен быть равным для всех как в тех
случаях, когда он оказывает свое покровительство,
так и в тех случаях, когда он карает»,
– читаем мы в том же параграфе знаменитой
«Декларации».
Культура Нового времени
исходит из предположения, что вся
Вселенная организована законами, неотъемлемо
присущими ей по природе, познанными
или еще не познанными человечеством.
Это предположение, правда, не могло быть ни доказано, ни опровергнуто,
ибо никакой открытый и сформулированный
закон не может служить доказательством
существования не открытых еще законов.
В рамках анализируемой культуры предположение
о законосообразности мироздания было
предметом веры, принималось за очевидную
истину – единственно возможную и необходимую,
потому что для мира, мыслимого теперь
без единоправного управителя (Бога), с
человеческой точки зрения, необходим
был все-таки надежный источник порядка,
способный оградить мир от губительного
хаоса. Этим источником была, по представлениям
эпохи, всеобщая подчиненность мироздания
лежащим в нем самом законам.
С другой стороны, сама эта принципиальная
возможность познавать истинное положение
вещей, познавать «законы Вселенной»,
усматривалась в том обстоятельстве, что
человеческий мозг, порожден той же природой,
подчинен ее же законам и обладает разумом
– способностью усматривать свойства
вещей и их взаимосвязи независимо от
собственного положения и интереса, бескорыстно
и объективно. Эта способность разумного
суждения врожденная человеку и свойственная
только ему, считалась свойством, возвышающим
человека из мира живого, где поведение
принижено тем, что подчинено всегда конкретному
практическому интересу.
Разумное начало, или Разум – вот что в культуре Нового времени считалось основанием единства мира, объединившим живую и неживую природу, человека и мир. «Природа разумна, разум естественен» – таков символ веры эпохи Нового времени. Пространство в культуре Нового времени законосообразно, разумно и естественно, т.е. зависимо только от самого себя.
В пространстве культуры
Нового времени, где деятельность познания
приобрела небывалую в
Этот персонаж полон воодушевления, свойственного людям, освободившимся от сковывающих традиций, и берет теперь на себя инициативу и ответственность за свое и общее будущее, руководствуясь в деяниях своих разумом и «разумной страстью – волей».
3. Концепция культуры В.С. Соловьева
Ключевой фигурой в русской культуре выдающееся место занимает крупнейший философ XIX в., одновременно поэт, публицист и литературный критик - Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900).
Свободный от всяких национальных
пристрастий Соловьев считал главным
субъектом исторического
Посвятив себя в дальнейшем свободному
творчеству в области философии, теологии
и литературы, Соловьев незадолго до смерти
был избран почетным членом Российской
Академии наук по разряду изящной словесности.
В противовес казенному псевдопатриотизму философ так определил свое жизненное кредо: «Оправдать веру наших отцов, возведя ее на первую ступень разумного сознания; показать, как эта древняя вера, освобожденная от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечною и вселенскою истиною, - вот общая задача моего труда».
В сочинениях Соловьева вся его философическая система пронизана, в каком направлении и на каких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мировая культура. Последователь Канта с его нравственным пафосом, Гегеля с его идеей бесконечной эволюции «мирового разума», Шеллинга с его преклонением перед красотой, Соловьев пробудил к жизни целую философскую школу, отличительной чертой которой, – так же как и у марксистов, но на совершенно иной основе, - было не созерцание, а активное отношение к действительности. Фраза Соловьева «Пришло время, не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразить его» поразительно напоминает хрестоматийное высказывание К. Маркса в «Тезисах о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Однако активность марксизма – ленинизма питалась идеей материализма и революционного насилия, а соловьевская концепция философии основывалась на религии и любви. Так, в частности, в международной жизни, выступая против любых проявлений национализма, он призывал, по христианской заповеди, «любить все другие народы, как свой собственный». И хотя сослагательное наклонение в истории у многих вызывает неприятие, нетрудно представить себе, насколько сохранение и богаче была бы наша культура, победи в ней не разрушительные силы большевизма, а заветы Соловьева и его последователей, объединенных так называемой философией всеединства и стремившихся не к расколу, а к сплочению и русского общества, и всех народов мира.
В.С. Соловьев так сформулировал
суть теории всеединства:
«Всеединство, по самому понятию своему,
требует полного равноправия, равноценности и равноправности
между единым и всем, между целым и частями,
между общим и единичным». При этом философ
призывает различать два вида всеединства
– истинное и ложное: «Я называю истинным
или положительным всеединством такое,
в котором единое существует не за счет
всех или в ущерб им, а пользу всех. Ложное,
отрицательное единство подавляет или
поглощает входящие в него элементы и
само оказывается, таким образом, пустотою;
истинное единство сохраняет и усиливает
свои элементы, осуществляясь, в них как
полнота бытия». Нетрудно заметить, что
принцип всеединства как воплощение некоей
божественной воли повсеместно проявляет
себя в окружающей вселенной и в частности
в природе, общественной жизни и теории
познания.
Так, Соловьев следующим образом объясняет одно из его проявлений в природе: «Сама индивидуальная жизнь животного организма уже содержит в себе хотя бы ограниченное подобие всеединства, поскольку здесь осуществляется почти полная солидарность и взаимосвязь всех частных органов и элементов в единстве живого тела». Действительно, признание биологической взаимозависимости и равновесия как применительно к отдельному живому существу, так и ко всей природе, в свете нынешних экологических проблем становится одним из главнейших условий нашего существования.
В тесной связи с религиозным характером учения Соловьева находится, и преобладание в нем нравственного начала, хотя он и его последователи много внимания уделяли как практическим научным изысканиям, так и вопросам эстетики. Подобно Паскалю и Канту, сего «категорическим императивом», Соловьев был убежден, что каждая душа «по природе – христианка». Лучше всего христианское мироощущение Соловьева было выражено им в таких строках:
Смерть и время царят на земле,
Ты владыками их не зови.
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Выступая против того,
что в наши дни получило название
«потребительство», и, призывая к осознанному
ограничению безмерно растущих человеческих
потребностей, Соловьев утверждал, что
цель христианского аскетизма, т.е. борьбы
против всякого рода излишеств, - не ослабление
плоти, а «усиление духа для преображения
плоти». В соответствии с этим и христианский
универсализм имеет целью не уничтожение
природных особенностей каждой нации,
а, напротив, усиление национального духа
через очищение его от всякой эгоистической
закваски.
По Соловьеву, три «кита»,
на которых покоится наша нравственность,
это свойственные человеку от природы
чувства «стыда», «жалости» и
«благоговения». При этом под чувством
стыда Соловьев понимал, прежде всего, человеческую совесть,
которая стоит выше ума и делает человека
венцом творения. Несомненно, что совестливый
человек «человечнее» умного, который
может быть и злым и вредным, опасным для
других людей. Первые два чувства хорошо
известны и не требуют особых пояснений,
хотя совестливость и жалость, кажется,
сдают свои позиции в условиях современной
цивилизации с ее культом прагматизма
и гедонизма и изощренными орудиями массового
уничтожения (душегубки, разные формы
геноцида).
Заключение
В эпоху Нового времени
утвердилось представление о
законе как исходной управляющей
силе в природе и обществе. Познать
и сформулировать законы природы
призвана наука. Наука как общественный
институт, сообщество ученых мира, совместно
формирующих систематические, проверяемые
и доказуемые знания, имеющие всеобщий
смысл – впервые сложился в эпоху Нового
времени.
Искусство (живопись, театр, литература,
музыка) в эпоху Нового времени впервые
освободилось от воплощения устоявшихся
религиозных представлений и стало независимым
средством познания и образного воплощения
господствующих общественных закономерностей,
средством воспитания в людях норм морали,
которая признавалась «естественной»,
присущей самой человеческой природе.
В эпоху Нового времени впервые была выработана
общественно значимая система образования
и воспитания. Учебники по основным отраслям
знаний – тоже новшество этой эпохи. Политические
формы, опробованные в эпоху Нового времени,
частью сохранились до наших дней. Ценнейшим
из наследия Нового времени является выработанное
тогда представление о человеке как самоответственном
деятеле (монархе, вельможе, политике,
ученом, собственнике и т. п.), свобода которого
ограничена лишь естественным моральным
законом.
Весьма значителен вклад В.С. Соловьева в отечественную культуру не только как мыслителя и "стихийного" культуролога, но и как талантливого поэта и литературного критика, автора многочисленных стихов и работ о крупнейших русских писателях XIX в.
В данной контрольной работе были раскрыты понятия культуры новоевропейского типа, разум в эпоху нового времени, а также концепция культуры В.С, Соловьева, из чего следует то, что мы решили следующие задачи – раскрыли понятие культуры новоевропейского типа и разума в эпоху Нового времени, а также концепцию культура В.С. Соловьева.