Крепостной театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 22:27, реферат

Краткое описание

Во второй половине XVIII века получают развитие не только театры Петербурга и Москвы, но и провинциальные и крепостные театры. Провинциальные театры были в таких крупных городах, как Харьков, Казань, Саратов, Нижний Новгород, но существовали они и в маленьких городках, как, например, в Богородицке и даже на далекой окраине страны — в Иркутске. Эти театры ставили в основном пьесы отечественных авторов, отдавая предпочтение комедийному жанру. Провинциальный театр способствовал широкой профессионализации актерского искусства. Из среды провинциальных актеров вышло много одаренных мастеров сцены, в том числе великий М. С. Щепкин.

Содержание

История крепостного театра;
Характеристика театральных деятелей - Щепкина, Семенову, Жемчугова;
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

История крепостного театра.docx

— 73.75 Кб (Скачать файл)

Особенной славой пользовался театр графа Н.П.Шереметева в Кускове. По свидетельству современников, он считался «старшим и лучшим из русских частных театров, не уступавшим Петербургским придворным и далеко превосходившим устройство тогдашнего Московского, содержавшегося Медоксом».

Список литературы

1. Кашин Н. П., Театр Н. Б. Юсупова, М., 1927;

2. Елизарова Н. А., Театры  Шереметевых, М., 1944;

3. Михаил Семенович Щепкин. Записки, письма. Современники о  М. С. Щепкине, М., 1952;

4. Соловьев И. А., Останкино, М., 1958;

5. Асеев Б. Н., Русский драматический  театр XVII-XVIII вв., М., 1958.

6. Краснобаев Б.И. Очерки  истории русской культуры XVIII века. М., 1987.

7. ПанченкоАМ Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984.

8. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М., 1995.

9. Асеев Б.Н. Русский драматический  театр от его истоков до  конца XVIII века. М.

 В Беларуси  во второй половине XVII—XVIII в. существовали крепостные капеллы, которые выступали на семейных и больших публичных праздниках, и крепостные оркестры в Несвиже, Слониме, Гродно, Шклове, Могилеве, Ружанах, Деречине. Среди них выделялись оркестры смешанного состава, камерные струнные оркестры («домашняя музыка»), духовые («музыка шкловского корпуса»), роговые, ударных, народных инструментов («янычарская музыка», «литовская музыка»). Широкую известность получил крепостной оркестр в Несвиже. Местные магнаты пригласили туда первоклассных музыкантов: капельмейстера Дж. Альбертини, скрипача Дж. Константини, виолончелиста Я. Фляйшмана. «Северными Афинами» называли имение Залесье Махала Клеофаса Огинского — автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной», активного участника восстания 1794 г. Наиболее популярным музыкальным произведением у шляхты являлась опера с сюжетом из жизни крестьян или самой шляхты. Так, инициатором создания оперы «Агатка» на стихи Матея Радзивилла и музыку Яна Давида Голанда был известный Пане Коханку.

С середины XVIII в. любительские актерские труппы в частных владениях магнатов превращаются в профессиональные крепостные театры. Расцвет крепостного театра был обусловлен влиянием Просвещения. Театр являлся сильным средством воспитания и улучшения нравов общества. Развитию театрального искусства содействовали не только короли Речи Посполитой (Август II, Август III), но и магнаты. У последних общественно-политическая деятельность сочеталась с развлекательными формами быта. Во времена общего ухудшения жизни они стремились к вычурному украшению своего быта, что проявлялось в исполнении бессмысленных ритуалов, в интересе к моде в одежде — например, парики, обувь с красными каблуками. Все это соответствовапо рококо — стилю, который театрализовал быт. Например, у Иеронима Радзивилла отстрел зверей на охоте происходил в специальном бутафорском лесу. А Пане Коханку превратил в театр костельное богослужение: на мессе в Несвиже пели евреи, одетые в турецкие костюмы. Около Несвижа была построена «идеальная» деревня, которую он заселил обедневшей шляхтой. Ее жителей называли «альбанская банда». Сама жизнь обитателей этой деревни была театрализованной и бутафорской. Они ходили «вооруженные» турецкими мушкетами и восточными музыкальными инструментами. Таким образом, театр являлся частью быта.

Абсолютно уникальным явлением можно считать Несвижский театр Франтишки Уршули Радзивилл, жены магната Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки). Сначала дворцовые представления должны были «украшать» жизнь. Так, первая пьеса «Остроумная любовь» (1746) ставилась по случаю дня рождения Михала Казимира. Однако постепенно в театральную жизнь втянулись многие придворные Радзивиллов, шляхта, духовенство, богатые мещане.

. Создание оригинального репертуара связано с именем Франтишки Уршули Радзивилл, жены Михаила Рыбоньки. Она вышла из семьи краковского князя Вишневецкого, получила блестящее образование и обладала примерными литературными способностями.

При жизни Франтишки Уршули Радзивилла на несвижской придворной сцене преимущественно ставились её собственные пьесы на польском языке или переложенные комедии и трагедии французских драматургов. Использовались сюжеты из арабских сказок“Тысяча и одна ночь”, славянских легенд.

Героини комедий и трагедий, написанных княжной Радзивилл –преимущественно жертвы мужской фальши, двуличия. Это нежные, прекрасные создания, терпящие от вероломства любимых. Сюжеты произведений Уршуля черпала из личных переживаний: она очень ревновала своего мужа, часто уезжавшего из Несвижа. Пьесы писались ему как назидания перед дальней дорогой. Героини“Остроумной любви” (1746 г. ), “Судьи, лишённого разума” (1748 г. ), “Любовь рождается со взгляда” (1750 г. ), “Бесчестья в занепаде”(1751 г. ), самоотверженно и покорно любящие своих мужей, должны были убедить князя, что семейная верность всегда вознаграждается судьбой, а измена карается жестоко.

 

 При театре действовали балетная, музыкальная и театральная школы.

Спектакли несвижских школяров были рассчитаны на социальные верхи, шли на латинском и польском языках. К сожалению, тексты пьес, которые тогда роказывались до нашего времени не дошли. Зато в библиотеке Вильнюсского университета сохранились программы некоторых несвижских школьных представлений. Из них следует, что в 1723 году местными школярами показывалась драма“Зрелище мира”, рассказывающая о Христофоре Колумбе. Есть предположение о том, что выбор такого сюжета объясняется совпадением имён открывателя Америки и несвижского мецената Криштофора“Христофора”Кондратовича, которому была посвящена драма. Между её актами исполнялись интермедии.

Сохранились также программы 1730 и 1732 годов, когда, ставились пьесы “Дух бурь” и “Золотая свобода вне свободной власти царства мудрых”. Школьные драмы писались по определённым канонам. Так по инструкции 1647 года на сцене нельзя было“есть, пить, топать ногами, показывать, что – нибудь такое, что могло бы вызвать неприятное впечатление у актёров и зрителей”. В соответствии с виленским предписанием спектакль не мог продолжаться более тёх часов. Сначала женские роли запрещались вообще, а потом их разрешили играть только мужчинам.

Репертуар несвижского школьного театра значительно обогатился в 50-е году XVIII века–после того, как поэтику и риторику в коллегии стал преподавать довльно одарённый драматург Юзеф Катенбринк. В 1755 году была поставлена его трагедия“Суета суёт, или Томас Паунд”. Сюжет произведения взят и английской истории. На примере юного героя трагедии автор доказывал бренность земной жизни и славы. В 1758 году была показана пьеса Катенбринка“Сироэс! ”В программе указывается, что перед началом пьесы и после неё, а также в антрактах исполнялись интермедии, балетные номера.

Первое упоминание о зрелище в Несвижском замке относится к 1740 году, когда здесь иностранцы поставили пьесу“Пример справедливости”. В последующие годы там же были поставлены впервые в Беларуси комедии Мольера и знаменитая“Заира” Вольтера, а также сочинения местных авторов. 

 

Народные виды театра – скоморохи, батлейка, «кiрмашовы» театр, народная драма, связанные своими истоками с народной обрядностью и играми, неповторимые по кругу образов, манере игры и сценическим приёмам – издавна были распространены на Слутчине. Соответственное место в культурной жизни занимали спектакли школьных театров, которые ставились по пьесам, написанным в основном преподавателями тогдашних учебных заведений (коллегий, семинарий, академий). В Слуцке школьные представления налаживали иезуиты и протестанты. Крепостной театр появился в городе благодаря Иерониму Флориану Радзивиллу (1715-1760), безжалостному крепостнику, балетоману, владельцу чудесной капеллы из профессиональных музыкантов, ставшему в 1744 году владельцем Слутчины.

Началом театральных показов в Слуцке считают 1751 год. В это время для театральных нужд приспосабливали то манеж, то довольно тесное помещение оружейной палаты слуцкого замка, то помещение бывшего «судного дома». Формирование первой труппы столкнулось с определёнными трудностями: актёры, узнав о деспотическом нраве князя, который мог больных артистов и музыкантов поднимать с постели и гнать на спектакли, сажать на гауптвахту, силой принуждать к продолжению контракта, - не хотели ехать в Слуцк. Поэтому к спектаклям привлекали музыкантов капеллы, а также педагогов кадетского корпуса. Солдаты гарнизона – «гранд-мушкетёры» - обязательные участники всех массовых сцен. Они же, в парадной форме, с оружием служили «украшением» зала: их ставили навытяжку около ложей во время спектаклей.

Дух прусской казармы витал в театре, обозначал его вкус. Специально для показов на немецком языке писались драмы, рассчитанные на театральные картины с выходом на сцену целых рот солдат: взятие штурмом крепостей, фехтование, баталии, сцены покарания смертью через повешение. Иероним Радзивилл увлёкся и «шатен-шпилем» - теневым театром, участвовать в котором приказывал всем актёрам. Он считал, что такие спектакли больше доходят до публики, которая не знала немецкого языка. Эти спектакли сочетались с показами марионеток, комедий «дэль артэ», «турецких комедий», оперных спектаклей.

В 1756 году в Слуцк прибыла новая партия актёров, которых наняли в Гданьске и Вене. Чтоб сопровождать их в свои владения, был выслан конный эскорт во главе с генералом, который на возах вёз труппу вместе со зверинцем и рабами-неграми. Им предстояло выступать на сцене построенного «комедихауза».

Слуцкий «комедихауз» был оборудован кулисными машинами, имел партер с покрытыми сукном лавками, был окружен ложами. Зал, украшенный зеркалами, имел неглубокую сцену с занавесом и живописными декорациями, натянутыми на рамы. Перед сценой было отведено специальное место для оркестра. Вокруг театра находились флигели, где жили музыканты, певцы, а также размещалась балетная школа, которая в 1756 году создала первую балетную труппу в истории Беларуси.

Владетельный князь не только хотел украсить свой быт балетом, но и стремился подготовить своих собственных танцовщиков и танцовщиц, которые должны были обходиться ему намного дешевле, чем иностранцы, содержание которых требовало больших денег. Исходя из этого, приглашение такого отличного педагога, каким был итальянский балетмейстер Антони Путини, являлось несомненным успехом. Путини приехал из Вены и, возможно, вместе с ним приехал известный французский танцор ЛуиДзюпре, солист парижскойоперы, один из основателей мужского классического танца. Иероним Флориан поручил им в короткий срок создать труппу.

Л.Дзюпре и А.Путини в балетную школу набрали 8-10-летних детей из семей слуцких мещан – подданных князя. Выбирая детей, балетмейстры смотрели: прямые ли у них ноги и изящная ли фигура.Среди них были и будущие звёзды радзивилловского театра.

Высоко ценил способности крепостных детейбалетмейстер А.Путини, который говорил князю, что никогда не учил таких умных детей и не слышал о таких, прибавляя, что «через три года он сам бы стоял с позором зазанавесом, так как не смог более удивить своих учеников». Это высказывание – свидетельство талантливости слуцких деток, их артистических способностей, которые выявились даже в тяжелейших условиях балетной муштры. С крепостными на считались, детей принуждали танцевать по шесть часов в день, жестоко наказывали за самую незначительную провинность (в школе был карцер), кормили бедно. Надзирателям при «балетниках и балетницах» позволялось употреблять розги. Жёсткий дух прусской казармы, такой милый князю, вводился и в балетных классах.

Жаль, неизвестен репертуар слуцкого балета, но, судя по названиям костюмов, это были балеты пасторального плана, в числе которых «Балет с Арлекином», «Венгерский балет» и «Турецкий балет». В других балетах фигурировали немецкие танцы, танцы «стрелков», «садовников», «цветочниц», «крестьянок» и другие.

После смерти Иеронима его наследникам надо было решать судьбу слуцкой сцены. Театр был закрыт, а костюмы и декорации переданы в Несвиж. Балетную труппу объединили с несвижской. Так была закрыта последняя страничка в истории слуцкого «комедихауза», а для его труппы начался новый период творчества. 

Первый в Беларуси придворный крепостной театр был создан в резиденции Радзивиллов в середине XVIII века. Ещё раньше здесь начал действовать школьный театр – тоже один из самых ранних на белорусской земле. Первое известное его представление состоялось в 1696 году, когда местные школяры показали пьесу “Млечный путь радзивилловского орла”. А через два года на несвижской сцене была поставлена драма “Вакх, опьяневший от крови и любви”. 

 

Спектакли несвижских школяров были рассчитаны на социальные верхи, шли на латинском и польском языках. К сожалению, тексты пьес, которые тогда показывались до нашего времени не дошли. Зато в библиотеке Вильнюсского университета сохранились программы некоторых несвижских школьных представлений. Из них следует, что в 1723 году местными школярами показывалась драма “Зрелище мира”, рассказывающая о Христофоре Колумбе. Есть предположение о том, что выбор такого сюжета объясняется совпадением имён открывателя Америки и несвижского мецената Криштофора “Христофора” Кондратовича, которому была посвящена драма. Между её актами исполнялись интермедии. 
Сохранились также программы 1730 и 1732 годов, когда, ставились пьесы “Дух бурь” и “Золотая свобода вне свободной власти царства мудрых”.

 
Школьные драмы писались по определённым канонам. Так по инструкции 1647 года на сцене нельзя было “есть, пить, топать ногами, показывать, что – нибудь такое, что могло бы вызвать неприятное впечатление у актёров и зрителей”. В соответствии с виленским предписанием спектакль не мог продолжаться более трёх часов. Сначала женские роли запрещались вообще, а потом их разрешили играть только мужчинам.

 
Репертуар несвижского школьного театра значительно обогатился в 50-е году XVIII века – после того, как поэтику и риторику в коллегии стал преподавать одарённый драматург Юзеф Катенбринк. В 1755 году была поставлена его трагедия “Суета суёт, или Томас Паунд”. Сюжет произведения взят и английской истории. На примере юного героя трагедии автор доказывал бренность земной жизни и славы. В 1758 году была показана пьеса Катенбринка “Сироэс!” В программе указывается, что перед началом пьесы и после неё, а также в антрактах исполнялись интермедии, балетные номера.

 
Первое упоминание о зрелище в Несвижском замке относится к 1740 году, когда здесь иностранцы поставили пьесу “Пример справедливости”. В последующие годы там же были поставлены впервые в Беларуси комедии Мольера и знаменитая “Заира” Вольтера, а также сочинения местных авторов.

Информация о работе Крепостной театр