Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:45, реферат
Тема данного реферата «Кризис социальных связей и проблема одиночества в условиях мегаполиса». Для раскрытия данной темы было необходимо решить следующие задачи:
Определить уровень влияния мегаполиса на социальные связи населения.
Понять природу одиночества, основные причины формирования проблемы;
Определить причинно-следственные отношения искусственного интеллекта и проблемы одиночества.
Введение…………………………………………………………………….…3
1. Влияние большого города на социальные связи населения……..…..4
2. Проблема одиночества и ее причины в условиях мегаполиса…..…10
3. Виртуальная коммуникация как средство избавления от одиночества…………………………………………………………….…....12
Заключение………………………………………………………….….……15
Список литературы…………
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
Государственная
морская академия имени адмирала
С.О. Макарова
Реферат по культурологии
на
тему:
«Кризис
социальных связей и проблема одиночества
в условиях мегаполиса»
Выполнил:
курсант Банников В.О.
группы 114 СВФ
Проверил:
Доцент кафедры истории и культурологии
Селиванова
Е.В.
Санкт-Петербург
2011г.
Содержание
"Достижение" современного индустриального общества состоит в том, что оно пришло к существенной утрате традиционных связей, общих ценностей и целей. В массовом обществе человек чувствует себя изолированным и одиноким даже будучи частью массы; у него нет убеждений, которыми он мог бы поделиться с другими людьми, их заменяют лозунги и идеологические штампы, которые он черпает из средств массовой информации. Он превратился в A-tom (греческий эквивалент латинского слова "in-dividuum", что в переводе значит "неделимый"). Единственная ниточка, которая связывает отдельных индивидов друг с другом, - это общие денежные интересы.
(
Э. Фромм. Анатомия
человеческой деструктивности)
Современную цивилизацию принято называть техногенной, так как движущей силой развития является научно-техничесский прогресс. «Роковая роль техники в человеческой жизни связана с тем, что в процессе научно-технической революции, инструмент, сотворенный руками homo faber (существа, изготавливающего орудия), восстает против творца. Прометеевский дух человека не в силах справиться с небывалой энергией техники».1Этот факт и есть основа социального кризиса населения большого города. Наиболее яркое выражение этой «болезни» цивилизации мы можем наблюдать в различных симптомах распада социальной коммуникабельности. Центрами социокультурного кризиса, согласно ряду причин, являются мегаполисы.
Мегаполис – это центр культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город - средоточие информации, потенциально доступной его жителям.
В то же время город - средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняющегося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.
В последние десятилетия широкое распространение получили различные формы девиантного поведения (такие, как наркомания, бродяжничество, попрошайничество, проституция), и в целом для современного российского общества характерна патология социальных связей. Большое количество случаев девиантного поведения подтверждает тот факт, что наше общество находится в состоянии социального кризиса, в нем проявляется недостаток веры в ценности, а также постепенно стираются нравственные рамки, регулирующие общественную жизнь и для него характерна глубочайшая трансформация, которая затронула все сферы общественной жизни.
Наиболее
очевидные черты данного
Именно
в мегаполисах с
Мегаполис характеризует также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки:
- преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;
- небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);
- высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;
- многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций;
- неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;
- слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.
Названные выше характеристики делают город мощным фактором социализации человека, ибо создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.
В
условиях российских мегаполисов в
период социально-политических трансформаций
межличностные отношения носят
кризисный характер, это связано
как с внутриполитическими, экономическими,
социальными факторами, так и
с глобальными цивилизационным
и культурным кризисами. Жители мегаполисов,
находятся в противоречивых условиях
выбора путей и возможностей своего
социокультурного развития, сопровождающегося
падением общего культурного уровня,
негативными явлениями в
В современной России самой распространенной и общепризнанной формулой стала фраза: российское общество переживает «кризис». При всей своей очевидности эта формула содержит в себе три скрытых момента. Во-первых, она выражает неудовлетворенность тем, что происходит в России; во-вторых, намекает на временный характер происходящего; в-третьих, кризис противопоставляется желаемому будущему — состоянию, в котором кризис окажется преодоленным и жизнь общества войдет в «нормальную колею».
Равнодушие, отчужденность, индивидуализация, социальное одиночество – вот признаки нового демакратизированного социума. Фромм пишет: «Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным "я" и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи на свое окружение, что практически неотличимы от него. Отказавшись от собственного "я" и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой собственной личности».2 Общепринятым шаблоном стала отрешенность от проблем других людей.
Почему в современной России взято за один из шаблонов поведения именно равнодушие? Думаю, ответ прост. Вспомним 90-е годы, когда нашу страну настигли социальные и экономические потрясения, капитализм привнес в Россию для многих граждан отчаяние в связи с экономическими проблемами в семье, разрастался бандитизм. Детей стали воспитывать в духе противостояния и отрешенности, все "чужие" стали врагами, которые могут навредить, плюс ко всему родители остерегали своих детей от всякого рода опасностей. В общем авторитет родителей привнес в развитие детей равнодушие, и мы не можем их обвинить, ситуация в стране требовала этого.
Также
в современном мегаполисе особый
авторитет имеет СМИ и
В условиях мегаполиса растет процент одиноких людей. Отсюда появилось множество активных Интернет пользователей, которые безуспешно выстраивают отношения в виртуальном пространстве и открывают свои души «живому журналу». Вечная спешка и плотный трафик на улицах города, не позволяют не только вглядываться в лица прохожих, но и вглядываться внутрь самих себя. Огромный поток информации не дает мозгу расслабиться, даже пока он спит.
Информация о работе Кризис социальных связей и проблема одиночества в условиях мегаполиса