Кризис социальных связей и проблема одиночества в условиях мегаполиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:45, реферат

Краткое описание

Тема данного реферата «Кризис социальных связей и проблема одиночества в условиях мегаполиса». Для раскрытия данной темы было необходимо решить следующие задачи:
Определить уровень влияния мегаполиса на социальные связи населения.
Понять природу одиночества, основные причины формирования проблемы;
Определить причинно-следственные отношения искусственного интеллекта и проблемы одиночества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
1. Влияние большого города на социальные связи населения……..…..4
2. Проблема одиночества и ее причины в условиях мегаполиса…..…10
3. Виртуальная коммуникация как средство избавления от одиночества…………………………………………………………….…....12
Заключение………………………………………………………….….……15
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

сборка.docx

— 50.50 Кб (Скачать файл)

     Федеральное государственное образовательное  учреждение

     высшего профессионального образования 

     Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат по культурологии

     на  тему:  

     «Кризис социальных связей и проблема одиночества  в условиях мегаполиса» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил:

       курсант Банников В.О.

     группы 114 СВФ

     Проверил:

     Доцент  кафедры истории и культурологии

     Селиванова  Е.В. 
 
 
 

     Санкт-Петербург

2011г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

1. Влияние большого  города на социальные  связи населения……..…..4

2. Проблема одиночества  и ее причины  в условиях мегаполиса…..…10

3. Виртуальная коммуникация  как средство избавления  от одиночества…………………………………………………………….…....12

Заключение………………………………………………………….….……15

Список  литературы………………………………………………….…......16

Введение

     Человек как существо социальное немыслим без  взаимосвязи с окружающим его  миром, с социумом, с другими людьми. Его внутренний мир обусловлен его  социальными связями, в отрыве от «других» он перестает быть носителем  ряда функций – как позитивных, так и негативных. Современные  мировые интеграционные и глобализационные процессы, с одной стороны, ведут  к объединению людей, стиранию границ между государствами и актуализации роли коллектива, но с другой стороны, отдельный индивид в этом глобальном мире остается наедине со своими проблемами, а следовательно, становится все более одиноким. Проблема одиночества возникла не сегодня, но в условиях современного постиндустриального общества она стала одной из наиболее актуальных для человечества в глобальном масштабе.

     Тема  данного реферата «Кризис социальных связей и проблема одиночества в  условиях мегаполиса». Для раскрытия  данной темы было необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить  уровень влияния мегаполиса на социальные связи населения.
  1. Понять  природу одиночества, основные причины формирования проблемы;
  1. Определить  причинно-следственные отношения искусственного интеллекта и проблемы одиночества.

     При написании работы в основном использовался  метод сбора и анализа информации. Источниками информации послужили  различные библиографические носители данных. Полный перечень использованных источников представлен в конце  работы.

     Проблема  одиночества является сложной. Каждый отдельно взятый человек решает данную проблему по-своему, исходя из его мировоззрения  и привитых воспитанием жизненных  ориентиров. Поэтому необходимо отметить, что целью написания данной работы не является выявления наилучшего способа  решения проблемы одиночества, а  рассмотрение основных причин формирования данной проблемы.

1. Влияние большого города на социальные связи населения

  

 "Достижение" современного индустриального  общества состоит  в том, что оно  пришло к существенной  утрате традиционных  связей, общих ценностей  и целей. В массовом  обществе человек  чувствует себя  изолированным и  одиноким даже  будучи частью  массы; у него  нет убеждений,  которыми он мог  бы поделиться  с другими людьми, их заменяют лозунги  и идеологические  штампы, которые он  черпает из средств  массовой информации. Он превратился  в A-tom (греческий  эквивалент латинского  слова "in-dividuum", что в переводе  значит "неделимый"). Единственная ниточка,  которая связывает  отдельных индивидов  друг с другом, - это общие денежные  интересы.   

        

    ( Э. Фромм. Анатомия  человеческой деструктивности)  
     

     Современную цивилизацию принято называть техногенной, так как движущей силой развития является научно-техничесский прогресс. «Роковая роль техники в человеческой жизни связана с тем, что в процессе научно-технической революции, инструмент, сотворенный руками homo faber (существа, изготавливающего орудия), восстает против творца. Прометеевский дух человека не в силах справиться с небывалой энергией техники».1Этот факт и есть основа социального кризиса населения большого города. Наиболее яркое выражение этой «болезни» цивилизации мы можем наблюдать в различных симптомах распада социальной коммуникабельности. Центрами социокультурного кризиса, согласно ряду причин, являются мегаполисы.

     Мегаполис – это центр культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город - средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

     В то же время город - средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняющегося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

     В последние десятилетия широкое  распространение получили различные  формы девиантного поведения (такие, как наркомания, бродяжничество, попрошайничество, проституция), и в целом для  современного российского общества характерна патология социальных связей. Большое количество случаев девиантного  поведения подтверждает тот факт, что наше общество находится в  состоянии социального кризиса, в нем проявляется недостаток веры в ценности, а также постепенно стираются нравственные рамки, регулирующие общественную жизнь и для него характерна глубочайшая трансформация, которая затронула все сферы общественной жизни.

     Наиболее  очевидные черты данного кризиса, на мой взгляд, проявляются в следующем: 

    
  • в духовно-нравственной области: разрушение традиционных ценностных ориентаций, норм общественной жизни, ощущение огромным числом людей страха, бессмысленности и бесперспективности их деятельности, нарушение эмоциональной связи между людьми, рост отчужденности изолированности человека в обществе, разгул преступности, наркомании, алкоголизма;
  • в трудовой области: падение престижа трудовой деятельности и профессионального образования, трудовая пассивность, сужение сферы культурно-творческой деятельности, ориентация на потребление уже готовых продуктов материального и духовного производства, утверждение потребительской идеологии;
  • в этнической области: процессы дезинтеграции и размежевания в межнациональных отношениях, ведущие к острым межэтническим конфликтам, разрушение интернационалистских установок и оживление национализма, экстремизма, терроризма, шовинизма и религиозного фанатизма, экспансия западных образцов массовой культуры, образа жизни и ориентаций на культуры других народов и подрыв национального культурного достояния;
  • в экологической области: опасность уничтожения биологических условий жизни, угроза физического самоуничтожения человека в результате экологической катастрофы и генетического вырождения.
 

     Именно  в мегаполисах с многомиллионным  населением наиболее сильно чувствуется  зависимость каждого отдельного индивида от общей системы. И когда  система, не важно – экономическая  или социологическая, дает сбои, неудобства же эти наиболее четко видны именно на примере жителей крупных городов.

     Мегаполис характеризует также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки:

      - преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

      - небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);

     - высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;

     - многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций;

     - неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

     - слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.

     Названные выше характеристики делают город мощным фактором социализации человека, ибо  создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

     В условиях российских мегаполисов в  период социально-политических трансформаций  межличностные отношения носят  кризисный характер, это связано  как с внутриполитическими, экономическими, социальными факторами, так и  с глобальными цивилизационным  и культурным кризисами. Жители мегаполисов, находятся в противоречивых условиях выбора путей и возможностей своего социокультурного развития, сопровождающегося  падением общего культурного уровня, негативными явлениями в культуре, ростом пессимистических настроений. 

     В современной России самой распространенной и общепризнанной формулой стала фраза: российское общество переживает «кризис». При всей своей очевидности эта формула содержит в себе три скрытых момента. Во-первых, она выражает неудовлетворенность тем, что происходит в России; во-вторых, намекает на временный характер происходящего; в-третьих, кризис противопоставляется желаемому будущему — состоянию, в котором кризис окажется преодоленным и жизнь общества войдет в «нормальную колею».

     Равнодушие, отчужденность, индивидуализация, социальное одиночество – вот признаки нового демакратизированного социума. Фромм  пишет: «Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным "я" и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской некоторых животных: они настолько похожи на свое окружение, что практически неотличимы от него. Отказавшись от собственного "я" и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой собственной личности».2 Общепринятым шаблоном стала отрешенность от проблем других людей.

     Почему в современной России взято за один из шаблонов поведения именно равнодушие? Думаю, ответ прост. Вспомним 90-е годы, когда нашу страну настигли социальные и экономические потрясения, капитализм привнес в Россию для многих граждан отчаяние в связи с экономическими проблемами в семье, разрастался бандитизм. Детей стали воспитывать в духе противостояния и отрешенности, все "чужие" стали врагами, которые могут навредить, плюс ко всему родители остерегали своих детей от всякого рода опасностей. В общем авторитет родителей привнес в развитие детей равнодушие, и мы не можем их обвинить, ситуация в стране требовала этого.

     Также в современном мегаполисе особый авторитет имеет СМИ и телевидение. Мнение «телевизора», чаще убедительнее, чем то, что люди видят собственными глазами. Мысли других должны проходить через фильтр нашего разума, разума, в котором не забита способность к критичности и самостоятельности. Фромм пишет:  "Право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способные иметь собственные мысли".3 Именно рекламе мы также обязаны навязанному людям равнодушию перед смертью и страданием. Убийство стало чем-то стандартным и нормальным, тем, что не вызывает эмоций, то есть опять же превратилось в норму. Человек более не в состояние почувствовать страдание других.

     В условиях мегаполиса растет процент  одиноких людей. Отсюда появилось множество  активных Интернет пользователей, которые  безуспешно выстраивают отношения  в виртуальном пространстве и  открывают свои души «живому журналу». Вечная спешка и плотный трафик на улицах города, не позволяют  не только вглядываться в лица прохожих, но и  вглядываться внутрь самих себя. Огромный поток информации не дает мозгу расслабиться, даже пока он спит.

Информация о работе Кризис социальных связей и проблема одиночества в условиях мегаполиса