Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:49, реферат
Слово «культура» происходит от латинского означающего обрабатывание почвы, её культивирование, т.е. изменение в природе под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными природными процессами. В это понятие изначально заложена важная особенность - единство культуры, человека и его деятельности.
Введение
1. Развитие культуры, ее концепции и понятия……………………..
2. Виды и критерии культуры…………………………………………
3. Специфика антропологического исследования культуры………..
4. Понятие культуры в антропологии…………………………………
5. Концепция черт культуры. Культурные универсалии…………….
Заключене……………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………
Следует отметить еще
один важный факт, на который
указывает Б.Малиновский.
2. Культура есть особая
форма или разновидность
Б.Малиновский, анализируя
предметное содержание
3. Культура есть мир артефактов (материальная природа культурных объектов).
Артефакт понимается
в науке как искусственно
Артефакт нельзя отделить
от его культурной формы и
материального субстрата. Он
Частичные свидетельства
или факты относятся к
4. Культура есть мир
смыслов и значений (“интерпретативная”
функция культуры). (Понятие “смысл”
буквально означает то, что связано
с мыслью, мысленное содержание
предмета или явления.
Такой подход разделяют некоторые западные и отечественные исследователи. Символико-интерпретативный подход К.Гирца является наиболее полной и разработанной версией постижения смыслового содержания культуры. Согласно этой версии, человек живет в “паутине значений” — системы смыслов, которая ориентирует его по отношению к другим людям и окружающему миру в целом. Следовательно, чтобы постичь культуру как своеобразную систему смыслов, необходимо расшифровать значения действий и взаимодействий людей.
С этой точки зрения культура представляет собой не внешнюю силу, детерминирующую поведение людей, а контекст данного поведения, в котором только и может быть понята деятельность.
Конкретизируя далее
содержание указанного выше
Культурная реальность
воплощает в себе
5. Культура есть мир знаков и знаковых систем (семиотическая функция культуры).
Такое понимание близко по содержанию к предыдущему определению. Однако имеются и некоторые специфические отличия. В отличие от смыслов знаки и значения являются их символическими посредниками. (Под знаком понимают обычно предмет, предназначенный для хранения, переработки и передачи информации о других предметах)
Они занимают срединное положение между артефактами как материальными носителями определенных культурных форм и ментальностью как способом мысленного воспроизводства и конструирования реальности (системой смыслообразования).
Предметы и явления,
зависящие от способности
Следовательно, знаки как элементы смыслообразующей деятельности человека включаются в структурное содержание культуры благодаря способностям людей к символизации. Они в отличие от артефактов как материальных проводников являются символическими проводниками деятельности, а в отличие от институционально заданных способов удовлетворения человеческих потребностей, опосредующих взаимодействие между организмом и средой, они опосредуют отношения между различными классами культурных явлений безотносительно к их биологическим предпосылкам или материальным воплощениям.
6. Культура — это своеобразный
механизм, встроенный в информационный
процесс и осуществляющий
В антропологии обычно
выделяются и рассматриваются
отдельно несколько общих
Культурными чертами
в антропологии называют
(1) культура передается
посредством научения; она возникает
на основе наученного
(2) культура прививается воспитанием;
(3) культура социальна,
то есть культурные навыки
и привычки разделяются людьми,
живущими в организованных
(4) культура идеационна, то есть она выступает в виде идеальных норм или паттернов поведения;
(5) культура обеспечивает
удовлетворение базисных
(6) культура адаптивна,
так как она вооружает
(7) культура интегративна,
поскольку способствует
Культурные универсалии
выражают родовые начала в
культуре. Согласно данной концепции,
базис или фундамент
Так, К.Уисслер выделил девять фундаментальных черт, присущих всем культурам: речь (язык), материальные черты, искусство, мифология и научное знание, религиозная практика, семья и социальная система, собственность, правительство, война.
В 1965 году Дж.Мердок
выделил свыше 60 универсалий культуры.
Это — изготовление орудий
труда, институт брака, право
собственности, религиозные
Соотечественник Мердока
К.Клахкон считает, что в
Заключение
Антропологический подход отличается предельной конкретностью, ориентацией на исследование иного — “промежуточных” слоев и уровней культуры, удаленных от ее институционального ядра. В первом случае антрополог пытается найти и указать на предельно конкретные формы или единицы культуры, к которым или благодаря которым человеческая жизнь разлагается на рационально конструируемые элементы, называемые культурными универсалиями. Во втором случае он стремится определить своеобразие этих элементов, отличающее их друг от друга. Следовательно, его интересуют как общие черты культуры (культурные универсалии), так и ее специфические особенности.
Список используемой литературы
1. Аберкомби Н. Хилл С, Тернет Б.С. Социологический словарь. М. «экономика» 2004
2. Данилевский Н.Я «Россия и Европа», М., «Книга», 1997
3. Козлова О.Н. «Социология». М. «Омега-Л», 2004
4. Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2 томах, СПб., «Университетская книга», 1998
5. Культурология: учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2002
6. Матецкая А.В. Социология культуры. Уч. пособие. Ростов. РГПУ, 2006
7. Солонин Ю.Н. и М.С. Каган Учебник «Культурология» Москва Высшее образование 2007
8. Окладникова Е.А. Социология культуры: Учеб. Пособие. - СПб: СПбГИЭУ, 2006
9. Флиер А.Я. «Культурогенез в истории культуры»/ «Общественные науки и современность», №3, 1995