Критика и опровержение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:23, реферат

Краткое описание

Критика (от греч. kritike — искусство разбирать) имеет несколько значений: а) обсуждение с целью дать оценку; б) отрицательное суждение в целях указания недостатков; в) проверка достоверности чего-то.
Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков, по снятию возникших проблем. Критика — это не хладнокровное, незаинтересованное описание допущенных промахов, она предполагает активное, пристрастное отношение, заинтересованность в улучшении дела.

Содержание

I. Критика………………………………………………………………………………стр.2-10
1. Критика и ее строение………………………………………………………………….стр.2
2. Виды и способы критики…………………………………………………………….стр.3-4
2.1 Критиканство
2. 2 Псевдокритика
2. 3 Позитивная критика
3. Критический диалог………………………………………………………………стр.5-10
II. Опровержение……………………………………………………………………стр.11-23
1. Опровержение и его строение…………………………………………………….стр.12-13
2. Виды и способы опровержения…………………………………………………...стр.14-15
2.1 Опровержение тезиса
2.2 Опровержение аргументов
2.3 Опровержение демонстрации
3. Правила опровержения……………………………………………………………стр.16-23
3.1 Правила тезиса
3.2 Правила аргументов
3.3 Правила демонстрации
III. Список литературы…………………………………………………………………стр.24

Вложенные файлы: 1 файл

Критика.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

I. Критика………………………………………………………………………………стр.2-10

1. Критика и ее строение………………………………………………………………….стр.2

2. Виды и способы критики…………………………………………………………….стр.3-4

2.1 Критиканство

2. 2 Псевдокритика

2. 3 Позитивная критика

3. Критический диалог………………………………………………………………стр.5-10

II. Опровержение……………………………………………………………………стр.11-23

1. Опровержение и его строение…………………………………………………….стр.12-13

2. Виды и способы опровержения…………………………………………………...стр.14-15

2.1 Опровержение тезиса

2.2 Опровержение аргументов

2.3 Опровержение демонстрации

3. Правила опровержения……………………………………………………………стр.16-23

3.1 Правила тезиса

3.2 Правила аргументов

3.3 Правила демонстрации

III. Список литературы…………………………………………………………………стр.24

 

 

Критика. Понятие  критики в деловом общении.

Введение

Критика (от греч. kritike — искусство разбирать) имеет несколько значений: а) обсуждение с целью дать оценку; б) отрицательное суждение в целях указания недостатков; в) проверка достоверности чего-то.

Возможны следующие варианты критики: 
• упрек («А мы на вас так рассчитывали!»); 
• надежда («Надеюсь, в следующий раз вас ждет успех!»); 
• аналогия («В моей практике была подобная ошибка»); 
• похвала («Работа выполнена хорошо, но только не для этого случая»); 
• озабоченность («Особую озабоченность вызывает состояние дел у...»); 
• сопереживание («К сожалению, вынужден отметить некачественную работу»); 
• удивление («Весьма сожалею, не ожидал от вас этого»); 
• смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы»); 
• опасение («Очень жаль, но я уверен, что подобное может повториться снова»); 
• намек («Я знал одного человека, который поступил так же, но карьера у него почему-то не пошла»); 
• наказание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды и способы  критики

Критиканство — это вид злопыхательской критики. Оно характеризуется полным отсутствием позитивности и конструктивности, как правило, неуместно, имеет завуалированную форму, преследует эгоистические цели, например: показать свою активность, деловитость и т. п.

Цель псевдокритики — сведение личных счетов; используется также как средство сохранения или повышения своего положения и престижа, как стиль работы. Разновидности псевдокритики: ординарная критика, показная критика, «организованная критика», «согласованная критика», контркритика.

Позитивной (конструктивной) критике свойственны следующие характеристики: 
1. Она всегда ситуативно уместна, т. е. к ней прибегают в том месте и в то время, когда от нее есть созидательная польза (на деловом совещании, в процессе дискуссии, на конференции, в ходе деловой беседы и пр.). 
2. Осуществляется в присутствии объекта критики. Замечания о ком-то или о его поступках, высказанные третьему лицу в отсутствие второго, как правило, создают потенциально конфликтную ситуацию. Автор замечаний не может быть уверен в конфиденциальности разговора, а доверенное лицо может воспользоваться полученной информацией и распространить ее или передать тому, о ком идет речь, но уже в искаженном, деформированном виде, с добавлением собственных комментариев. Поэтому целесообразно критиковать что-либо в присутствии самого человека, допустившего ошибки. 
3. Предметом критики являются дела и поступки (неверные или сомнительные умозаключения, высказывания, рассуждения, ошибки, допущенные в работе, неправильные действия), а не личностьчеловека (его особенности, характер, умственный потенциал). 
4. Опирается на конкретные факты, аргументы, доказательства, а не на «вкусовые суждения» или вымышленные сюжеты. 
5. Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков, по снятию возникших проблем. Критика — это не хладнокровное, незаинтересованное описание допущенных промахов, она предполагает активное, пристрастное отношение, заинтересованность в улучшении дела. 
6. Цель критикующего заключается в том, чтобы выявить действительные причины допущенных ошибок и предложить конструктивные шаги по их устранению. 
7. Должна быть щадящей. Когда о критике говорят метафорически, часто употребляют такие образы, как «критические стрелы», «удары критики», «такой-то попал под критический обстрел», «под ударами критики его здоровье не выдержало» и т. п. Все эти характеристики имеют отношение к разрушительной критике. Цель ее, как правило, не конструктивна, она направлена на подавление тех, кто мыслит и поступает иначе, чем критикующий. Такая критика иногда бывает полезной: если на дороге лежит камень и мешает проезду, его несомненно нужно убрать — перенести, разрушить, отбросить. Но совсем другое дело, когда в деловом общении разрушение (личности, отношений, дела) становится главным и единственным направлением критики, когда она видится орудием разоблачения и преследования.

Разрушительная, «ударная» критика  в деловом общении по форме  выражения монологична. Она не предполагает конструктивного взаимодействия, сотрудничества критикующего и критикуемого. Она априори не предполагает двух позиций, взаимно уточняющихся или вырабатывающихся в процессе критики. У автора такой критики только одна позиция, одна точка зрения, и он заранее присвоил себе право быть правым. Удар - не приглашение к спору, дискуссии, а избиение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критический диалог.

Критический диалог — это не просто средство обнаружения недостатков, относительно которых нужно потом «принять меры», но процесс устранения недостатков. Диалог здесь — учет мнений и представлений людей - участников деловой коммуникации, монолог - диктат, насильственное навязывание экономических, ценностных, управленческих, моральных и любых других способов, принципов, мерок, поведенческих стереотипов. Критика как диалог — это не необходимое предисловие к делу, а само дело, она действительна и действенна, она есть преодоление разрыва между словом и делом.

В деловой коммуникации критика «вплетена» в жизнь, поэтому  важно корректно подходить к таким вопросам, как: кто имеет право на критику, а кто — нет, о мере критики, о соотношении критики и «дела», о «зонах» вне критики; о том, как прибегать к критике, не «изранив» критикуемого.

В общении деловых партнеров  целесообразнее использовать прием lege artis, т. е. осуществлять процесс критики по всем законам искусства: сначала сказать что-то позитивное, затем высказать замечания, оценить обратную связь для определения реакции критикуемого и установить «мост» на сотрудничество [1, с. 294]. Этот наиболее эффективный способ критики состоит из четырех этапов: 
1) ввод в критику, создание доброжелательной атмосферы в начале разговора; 
2) критические замечания, высказывания по существу вопроса; 
3) «обратная связь», визуальный контакт с критикуемым для определения реакции на критику: 
а) реакция адекватная (есть контакт глаз, доброжелательное лицо, кивки головой) — завершение критики («мост» на сотрудничество); 
б) реакция интрапунитивная (вовнутрь) — обида (нет контакта глаз, плечи опущены, руки закрыты, избегание взгляда, тремор пальцев рук, покраснение, побледнение кожных покровов); необходимо «снять» обиду с помощью психологических приемов, например приема «валидол», т. е. сказать о том, что основная работа сделана хорошо, недостатки вполне устранимы, на что не потребуется больших затрат времени («не так страшен черт, как его малюют»); потом следует прием «авансированная похвала», т. е. выражение уверенности в том, что критикуемый коллега вполне справится с предлагаемыми изменениями, доработками, пересмотром точек зрения, а затем — завершение критики; 
в) реакция экстрапунитивная (вовне) — агрессия, гнев; невербальные сигналы, свидетельствующие о такой реакции, — суженные зрачки глаз, вертикальная складка на лбу, сжатые зубы, стиснутые кулаки, одно плечо направлено вперед и т. п.; критикующий в этой ситуации должен быстро перестроиться, чтобы избежать конфликта, и предложить критикуемому то, о чем говорили, воспинимать как информацию к размышлению; 
4) выход из критики, ее завершение, предложение о возможной помощи, эмоциональная поддержка: «я уверен, вы с этим справитесь».

Практические советы критикующему [16, с. 456] 
Прежде чем приступить к критическому анализу негативной ситуации, постарайтесь выяснить, нельзя ли исправить дело без критики. 
При анализе любой проблемы исходите из того, что, если полезное не делается вообще или делается не так, как надо, необходимо в первую очередь искать того, кому это выгодно. 
Перед тем как выступить с критикой в адрес любого сотрудника, постарайтесь предельно четко определить цели критики: что и как конкретно должно измениться. 
До начала критического анализа полезно выяснить позицию критикуемого по сути негативного события: вполне возможно, что это окажется импульсом для исправления дела. 
Помните, что обязательные условия успеха критического анализа деятельности любого работника — знание его способа восприятия критики и выбор соответствующей формы критического воздействия. 
Объективной основой критики должно быть точное и детальное знание того, что произошло и каковы последствия невыполнения или плохого выполнения работы. В противном случае критика становится уязвимой из-за возможных фактических ошибок и неточностей и, соответственно, из-за ошибок в оценках. 
Критический анализ должен быть всеобщим, т. е. касаться всех и всего, что делается в организации (отделе, службе, группе); для него нет закрытых зон и неприкасаемых лиц. 
Не отвергайте предложений до и без анализа. 
Прежде чем высказывать критическое замечание, выслушайте позицию критикуемого до конца. 
Не оглупляйте действия и высказывания критикуемого ради того, чтобы разнести его «в пух и прах». 
Перед тем как сделать критическое замечание, изложите свое понимание того, что собираетесь критиковать. 
Критика должна обладать достаточным эмоциональным накалом, чтобы задеть за живое, но одновременно она не должна превращать сотрудников в непримиримых врагов. 
Рекомендуется завершать критическое выступление предложениями, направленными на исправление дела. 
Если во время обсуждения нельзя сразу указать, как исправить положение, следует, как минимум, назвать фамилии тех, кто мог бы это сделать. 
Критикуя, не объявляйте виновными многих людей. Укаpав на того, по чьей вине допущена ошибка, прежде всего определите меру ответственности других; без этого критика обезличивается. 
Квалифицируйте суть допущенного промаха, недостатка, вскройте его субъективные причины. 
Учитывайте мотивы действий критикуемого (например, старался, но не удалось), но оценивайте результат по объективным последствиям. 
Не сглаживайте «острых углов» — это может привести к повторению негативных явлений. 
Не оставляйте без внимания ни одного случая, заслуживающего критики, но направляйте своюактивность прежде всего на то, что способствует улучшению дела 
Не забывайте, что критикующий несет моральную, а в определенных случаях и юридическую ответственность за сознательное искажение фактов. 
* Предоставляйте критикуемому право на контркритику и возможность ее осуществить. 
Не критикуйте в общих словах, без точного указания ошибки.

Нельзя использовать понятия или речевые формы, оскорбляющие достоинство человека.

Представляйте доказательства личной вины критикуемого. Критикуйте доброжелательно: задача критики помочь сотруднику, а не задеть его самолюбие.

Не критикуйте человека, пока не выслушали  его до конца. Не повторяйте (ни публично, ни один на один) критические замечания в адрес человека, исправившего дело.

Будьте предельно корректны, когда  критикуете неприятных вам людей: здесь  легко совершить ошибку — подмену  осуждения ради дела осуждением из-за неприязни.

Критикуя подчиненных, не подавляйте в них чувства самостоятельности.

Учите сотрудников самокритичности. Помните, что при произнесении критических  высказываний человека можно оскорбить  не только словами: поза, жесты, мимика часто не менее выразительны.

Не копите замечания для публичного разноса — если можно помочь исправить  ошибку сразу же, сделайте это.

Учтите, что критикуемый конструктивнее воспринимает замечания, если они сопровождаются напоминаниями о его способностях.

Критику осуществляйте в такой  форме, чтобы критикуемый понял, что ему лично полезно (целесообразно) исправление дела.

Будьте самокритичны. Требуя выполнения определенных правил и норм, проверьте, следуете ли вы им сами.

Руководствуйтесь принципом уместности формы критики по отношению к конкретным людям (начинающий работник, новый партнер, депрессивное состояние человека и т. п.).

Некоторые психологи считают, что  большинство людей, которые при  деловом взаимодействии предпочитают критику, обладают негативными чертами характера и руководствуются, как правило, следующими мотивами: из мести, из зависти, из-за недоброжелательного отношения, по злому умыслу, из-за собственной неспособности, из тщеславия, из-за высокомерия, чтобы обратить внимание на себя, вследствие неудовлетворенности собой, агрессивного настроения и т. п.

Если у человека открытые, положительные  установки, то любое сообщение, информацию или событие он сначала воспримет нейтрально и попытается выделить в них положительные и отрицательные стороны, поразмышляет над теми и другими и постарается найти решение, но не связанное с критикой. Найти решение можно через разговор с человеком, допустившим промах, ошибку. С этой целью необходимо его выслушать, понять ход его мыслей, направленность его действий. Нельзя считать, что наше мнение единственно правильное, что именно мы знаем, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Как показывает реальная практика делового взаимодействия, успехи при использовании критики, к сожалению, невелики. Более того, отрицательный эффект иногда гораздо выше, чем положительный. К психологическим издержкам, негативным последствиям критики относят: 
• плохое настроение у критикуемого; 
• неблагоприятная обстановка на работе; 
• появление у критикуемого потребности защищаться; 
• бесполезные, длящиеся долгое время споры, оправдания; 
• появление враждебных отношений, агрессивности в общении; 
• упадок сил как у критикуемого, так и у критикующего, что ведет к снижению работоспособности, ухудшению качества работы; 
• состояние неуверенности, неверия, безразличия у критикуемого; 
• желание ответить встречной критикой, «свести счеты»; 
• появление страха перед дальнейшей критикой, боязнь выполнения заданий в связи с этим; 
• критикуемый испытывает чувство оскорбленного самолюбия и пр.

Информация о работе Критика и опровержение