Критический реализм в русской культуре 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 23:47, творческая работа

Краткое описание

Реализм – (от лат. realis, вещественный) – художественный метод в искусстве литературы. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нём менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.

Содержание

1. Развитие русского реализма
2. Творчество писателей – реалистов
3. Искусство и живопись русских реалистов
4. Театр и музыка

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 30.89 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

 

«Российский государственный университет  инновационных технологий и предпринимательства»

 

 

Дисциплина: Культурология

Эссе

На тему:

Критический реализм в  русской культуре 19 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  группы РЗ-41

Новикова Инна

 

Москва 2013г.

 

План

1. Развитие  русского реализма

2. Творчество  писателей – реалистов

3. Искусство и живопись русских реалистов

4. Театр и  музыка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализм – (от лат. realis, вещественный) – художественный метод в искусстве литературы. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нём менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.

Новый тип реализма складывается в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Дикенса, Теккерея в Англии, в России – А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и  окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи  с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального  анализа стал внутренний мир человека, критический реализм одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую  роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я».

1. Развитие русского реализма

 

Особенностью исторического  аспекта развития России середины XIX века является обстановка после восстания  декабристов, а также возникновение  тайных обществ и кружков, появление  произведений А.И. Герцена, кружка петрашевцев. Это время характеризуется началом  разночинного движения в России, а  также ускорением процесса формирования мировой художественной культуры, в  том числе и российской.

                                                                      

2. Творчество писателей  - реалистов

 

В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Богатство и многообразие русского реализма XIX века позволяют говорить о разных его формах.

Формирование его связано  с именем Пушкина, который вывел  русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного  развития русской литературы Пушкин как бы навёрстывает её прежнее отставание, прокладывает новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни талантам Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются основы критического реализма, развитого в творчестве Гоголя и – за ним – в так называемой натуральной школе.

Грибоедов и Пушкин, а  вслед за ними Лермонтов и Гоголь всесторонне отразили в своем  творчестве жизнь русского народа. « Поэзия Пушкина удивительно  верна русской действительности», - пишет Белинский. В ней нет  ничего «ложного, призрачного». «Страшная  верность действительности» присуща  и произведениям Гоголя; эта ничем  не прикрытая правда изумила современников  автора «Ревизора». Как глашатай «беспощадной истины» выступил и Лермонтов.

Писателей нового направления  роднит то, что для них нет высоких  и низких предметов для жизни. Все, что встречается в действительности, становится предметом их изображения. « Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; что для них балы проза, для  него была поэзия», - отмечает Белинский. Пушкин, Лермонтов, Гоголь заселили свои произведения героями « и низших, и средних, и высших сословий». Но что еще важнее, они правдиво раскрыли их внутренний мир, заставили «говорить  и барина, и мужика их языком».

Белинский считал, что «Горе  от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и «Мертвые души» являются немеркнущими образцами подлинного реализма. Реализм этих бессмертных  произведений проявился в том, что  в них изображена «жизнь, как она  есть… со всем холодом, со всею её прозою». Здесь впервые глубоко и всесторонне  раскрыты характеры героев, взятых из повседневной деятельности.

Писатели реалистического  направления увидели в жизни  и показали в своих произведениях  то, что «человек, живущий в обществе, зависит от него и в образе мыслей и в образе своего действования».

3. Искусство и живопись русских реалистов

В основе критического реализма в изобразительном искусстве  России - боль передовых людей за русский народ, надежда на его  освобождение от политического бесправия  и духовного рабства. Все это  отразилось в творчестве русского художника  А.А. Иванова. Он верил в преобразующую  силу искусства, особую роль художника  в борьбе за торжество идей добра  и справедливости. Мы можем проследить постижение жизни Ивановым и углубление его мастерства от классической картины "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» до эпического полотна "Явление  Христа народу", крупнейшего реалистического  произведения XIX века. Работая над  этим произведением Иванов, оставаясь  в рамках внешних вековых традиций, пытался ответить на самые животрепещущие вопросы своего времени. Идейный  замысел картины достаточно сложен. Художник, изображая приход Спасителя  в мир, объединяет несколько евангельских эпизодов, и это придает сюжетному  построению исключительную многоплановость, глубину и особый философский  смысл. Это большое полотно отличается богатством и сложностью характеров, глубиной постижения психологического состояния человека.

Иванов - основоположник психологического портрета. Им написано более 600 портретов-этюдов к картине "Явление Христа народу". В них - глубина постижения характеров людей, разнообразия их судеб, яркая  индивидуальность и типичность образов. Пейзажи Иванова предвосхищают  появление искусства импрессионистов.

Другим ярким представителем изобразительного искусства середины XIX века является П.А. Федотов. У этого  художника была трагическая судьба и особый путь становления (он был  кадровый военный). Большое влияние  на творчества Федотова, которое он преодолевал на протяжении всей жизни  по мере постижения характеров героев, психологии их поступков, оказал английский художник эпохи Просвещения У. Хогарт. Искусствоведы называют три вехи творчества Федотова: "Свежий кавалер", "Сватовство майора", "Анкор, еще  анкор!". В этих произведениях типическое в образах героев поднято до уровня обличительной сатиры. В этом близость героев Федотова к героям Гоголя. Здесь особо ощущается сила художественного обобщения, живописное мастерство. Особое место на полотнах Федотова занимают детали. Его произведениям свойственно проникновение в духовную жизнь героя, в среду, которая его формирует. К своей знаменитой картине "Сватовство майора" он придумал объяснение в стихах ("Рацею"), которое прочитал на открытии выставки. Особо важную роль в его произведениях играет тонкая разработка цвета. Федотов был также известен как прекрасный, тонкий портретист. Особенно ему удавалось передать настроение в женских портретах. Горькая судьба женщины предстает перед нами в картине "Вдовушка", в которой чувствуется широта обобщения, лаконизм, глубокое сочувствие художника, чистота юности. В портрете Н. Жданович - одухотворенность образа, певучая музыкальность линий, тонкая гармония цвета.

Представителем бытового жанра в русской художественной культуре середины XIX века был А.Г. Венецианов. Он изображал людей в интерьере. В центре его пристального внимания обыденные явления жизни. Герои  Венецианова - люди из народа. Поэтичность  и красота повседневного крестьянского  труда ("На пашне", "Васильки") - главная тема его произведений.

Живопись начинала приобщаться  к современным стремлениям - раньше всего в Москве. Московское Училище  не пользовалось привилегиями петербургской  Академии художеств, зато меньше зависело от ее укоренившихся догм, атмосфера  была в нем более живая.

Самобытные таланты, выкристаллизовавшиеся  из этого раствора, из этой пестрой  смеси "племен, наречий и состояний", стремились, наконец, поведать о том, чем они жили, что им было кровно близко. В Москве этот процесс был  начат, в Петербурге он скоро ознаменовался  двумя поворотными событиями, положившими  конец академической монополии  в искусстве. Первое: в 1863 году 14 выпускников  Академии во главе с И. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный сюжет "Пир в Валгалле" и  просили предоставить им самим выбор  сюжетов. Им было отказано, и они  демонстративно вышли из Академии, образовав независимую Артель художников по типу коммун, описанных Чернышевским в романе "Что делать?".

Второе событие - создание в 1870 году. Товарищества передвижных  выставок, душою которого стал тот  же Крамской. Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениям обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города ("передвигать" по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге - из петербуржцев, а из москвичей - Перову, Прянишникову, Саврасову.

«Передвижники» совершили  подлинные открытия в пейзажной  живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и  тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871) заставила многих современников  по-новому взглянуть на родную природу.

Нежные, мягкие краски, прозрачность воздуха дают возможность любоваться блестящей гладью водной поверхности, невольно пробуждают воспоминание о  ранних весенних днях, когда дыхание  весны чувствуется повсюду: и  в мягком, местами побуревшем от весеннего ветра снеге, и в  подвижных легких тенях от деревьев и кустов, и в набухших почках вербы, и в розовом утреннем освещении  крыш, а главное, в хлопотах первых вестников весны – грачей; их граяние оглашает отклик в душе человека, заставляя радоваться жизни и сильнее ценить её.

Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников»  попали в собрание Третьякова. Павел  Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель  старинного московского купеческого  рода, был необычным человеком. Худой  и высокий, с окладистой бородой  и тихим голосом, он больше походил  на святого, чем на купца. Собирать картины  русских художников начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное  дело жизни. В начале 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

В 1898 г. в Петербурге, в  Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских  художников из Эрмитажа, Академий художеств  и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX века.

4. Театр и музыка

 

В театральном искусстве  развитие критического реализма связано  с проникновением на сцену пьес Н.В.Гоголя.

Все началось с постановки в 1831 г. комедии "Горе от ума" (1824) Александра Сергеевича Грибоедова (1795—1829), правда, в подцензурной редакции, когда самого автора уже не было в живых. Без  пропусков комедия появилась  на сцене только в 1869 г.. через 40 лет после смерти автора. Грибоедов - драматург органично соединил в ней принцип историзма и типизацию характеров, общественные и личные мотивы в сюжете и конфликте комедии, острую сатиру и лиризм, комическое и драматическое. Чем яростнее преследовали пьесу цензоры, тем больше восторгалась "Горем от ума" читающая Россия. Люди как в зеркале, увидели в ней русскую жизнь того времени. Увидели мир барской косности, лицемерия и отсталости. Увидели бюрократическое бездушие и чиновничий карьеризм. ненависть к просвещению, крепостнический застой. Пьеса "Горе от ума" вошла в золотой фонд мировой драматургии, переведена почти на все языки мира.

В 30-40 гг. XIX в. степень увлечения  театром была велика. Никогда раньше столько о нем не писали, не спорили. Пьесы, спектакли, актеры - стали сферой интереса большого количества зрителей. Для одних театр был частью светского быта, где встречались  со знакомыми. Для других театр —  это место, где творится искусство, это праздник смотреть пьесы Грибоедова, наблюдать игру Мочалова, Щепкина, Семеновой.

Новое понимание роли театра появляется в статьях Н.В. Гоголя, ''Из театра мы сделали игрушку вроде  тех побрякушек, которыми заманивают детей... Позабыли, что театр - это  кафедра, с которой читается разом  целой толпе живой урок... Театр - великая школа."

Информация о работе Критический реализм в русской культуре 19 века