Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:26, реферат
Много тысячелетий до нашей эры образовалась первая цивилизация в Европе, которая получила название крито-микенская цивилизация. Ее так назвали в честь двух образовавшихся цивилизованных обществ (государств) на Крите и в Микенах. Это первые зарождения очагов цивилизации на территории Европы, которые внесли огромный вклад и оказали огромное влияние на развитие не только Греции, но и Европы. Понять какое значение имело, и какую пользу принесла крито-микенская цивилизация современному обществу, можно только рассмотрев каждый этап образования и развития этой цивилизации.
1. Введение……………………………………………………...3
2. Крит. Раннеминойский период……………………………..4
3. Среднеминойский период…………………………………..5
4. Позднеминойский период…………………………………10
5. Дворец критских царей в Кноссе……………………….....11
6. Культура Крита……………………………………….........12
7. Микены……………………………………………………...15
8. Заключение…………………………………………………22
9. Список литературы……………………….………………..
Древние идеи общинного равенства и полноценности населения сохраняли силу представления о неразрывной связи племени и всех его членов, хотя уже произошел переход полномочий вождя племени в царскую власть. Внешнее расширение постоянно усиливало авторитет царей. В изучаемые период было два землетрясения, которые сыграли ускоряющую роль в культуре Крита. Каждый раз восстановление построек на акрополях позволяло царям проводить здесь реконструкцию в собственных интересах. Это может свидетельствовать лишь о том, что рост монархических идей не был принят народом пассивно. Самым ярким свидетельством этого являются изменения в религиозной жизни критян. Именно тогда на Крите появляются горные святилища, изолированные от населенных пунктов. Простой народ нес туда свои недорогие приношения (глиняные фигурки людей, животных, разные бытовые предметы). Позднее в горах стали возводить специальные культовые здания, в которых сохранялись религиозные обряды. Религиозная жизнь каждого племени протекала тогда не только на акрополях, но и вне них. Царь не обладал у критян полной духовной властью, хотя большинство религиозных церемоний проводилось возле дома царя.
ПОЗДНЕМИНОЙСКИЙ ПЕРИОД
Характеризуется позднеминойский период (примерно с 1600 по 1100 год) максимальным развитием культуры острова Крит и затем постепенным ее упадком вплоть до полного разрушения. Население Крита в XVI веке было достаточно большим, чем в последующие периоды истории острова. По всему Криту в то время прокладывались дороги со сторожевыми постами, расширялись дворцы. К этому времени относятся такие памятники критской архитектуры и искусства, как «тронный зал», фрески с изображением процессий, рельефы «царя-жреца», статуэтки. Очень богатой в это время становится местная знать. Найденный археологами частный дом кносского богача был двухэтажным: с портиком, священной площадкой, колоннами, погребом и кладовой, где нашли различные бронзовые орудия. Сделанные в скалах гробницы знати в это время преображаются, и уже выглядят как роскошных усыпальницы.
Все вышеперечисленное способствовало дальнейшему подъёму производства, особенно кораблестроения. Мы можем увидеть из изображений на печатях, что прежние ладьи перерастают в большие палубные корабли. Примерно в это же время Крит устанавливает активные связи с Египтом, Сирией особенно с микенской Грецией. Во многих местах острова найдены медные слитки в форме бычьей шкуры, служившие, возможно, деньгами. Их вес в 29 килограммов соответствует более поздней греческой единице веса.
В XIV веке до н. э. критская культура начинает увядать. К этому времени прерываются связи с внешним миром, свертывается торговля, при раскопках ремесленных изделий попадается все меньше и меньше. В орнаменте вместо ярких изображений теперь начинает преобладать растения и морские животные.
ДВОРЕЦ КРИТСКИХ ЦАРЕЙ В KHOCCE
Дворец в Кноссе самый грандиозный памятник архитектуры п-ова Крита, который не только сохранился до наших дней, но помогает раскрыть и показать нам всю культуры критской эпохи. В мифах Древней Греции дворец Кносса называется лабиринтом, видимо потому что дворец имел очень сложную конструкцию постройки. Согласно мифам следует, что в глубине дворца обитал полубык — получеловек Минотавр, который питался молодыми юношами и девушками. По преданиям Минотавр был убит греческим героем Тезеем, сыном царя Эгея. У Кносского дворца площадь около 16 тысяч квадратных метров, и представляет, как было уже выше упомянуто очень сложную систему сотен различных помещений. Скорее всего, именно поэтому грекам и казалось, что кносский дворец – это здание, войдя в которое выбраться уже никак нельзя. С того времени слово «лабиринт» стало обозначать помещение со сложной системой соединения комнат и коридоров. Можно предположить, что кносский дворец специально был построен в такой сложной системе, чтобы посторонние люди, возможно враги, не смогли выбраться без помощи людей, которые знали схему дворца.
Раскопками доподлинно установлено, что постройка дворца произведена в среднеминойский период и затем он неоднократно расширялся. До нашего времени сохранился лишь первый этаж кносского дворца, хотя во времена расцвета минойской культуры дворец имел два-три этажа, подвальные помещения с погребами, мастерскими, складами продовольствия и оружия, темницами. Дворец имел прекрасную систему водоснабжения и канализацию, ванны в специальных помещениях, продуманную вентиляцию и освещение. Канализация во дворце была выполнена из глиняных труб большого и малого размера, которые подводились к бассейнам, ванным и уборным. Многие предметы быта были выполнены на высоком художественном уровне, часть из драгоценных металлов. Стены дворца украшали великолепные росписи, на которых были изображения текущей жизни того времени.
КУЛЬТУРА КРИТА
Самым важнейшим открытием минойской культуры, которое принесло неоценимый вклад в развитие культуры Европы, и не только Европы, конечно письменность. Письменность успешно прошла путь от графических символик через иероглифические знаки к линейному письму. В некоторой степени, критская иероглифическая письменность была позаимствована от египетского письма. Но уже линейное письмо Крита было своеобразно, как и вся минойская культура. Выше мы уже рассматривали, что первоначальное линейное письмо «А» развилось в линейное письмо «Б» в Кноссе и материковой Греции. На острове Кипр на основе линейного письма «Б» было написано кипро-минойское письмо (XV—XI века), а также кипрское слоговое письмо (VII —IV века до нашей эры). Прочтение кипрского слогового письма значительно облегчило ученым расшифровку линейного письма «Б». Связано распространение письменности по большому счету с дворцовым хозяйством. В основном надписи были обнаружены на узких и длинных глиняных табличках, напоминали эти таблички пальмовые листья по очертаниям. Археологами при раскопках было найдено огромнейшее количество табличек, к сожалению не все надписи сохранились до наших дней, так как они были не только на табличках, но и на сосудах, печатях и других предметах. Также о широком использовании письма мы можем судить по использованию чернил.
Благодаря многолетним усилиям ученых линейное письмо «Б» практически расшифровали. Расшифровка письменности дало грандиозный шанс прочесть около 2 тысяч кносских, 1 тысячу пилосских табличек. Линейное письмо «Б» состоит из 88 знаков, которые обозначают гласные и слоги, помимо этого есть знаки и для понятий. У критян система счисления была десятичной. В большинстве надписей, которые расшифровали на табличках и не только, язык написания оказался греческим, с небольшими отличиями от языка древнего греческого эпоса. Из всего перечисленного, можно сделать вывод, что язык греков является более древним, чем предполагалось ранее. Только после расшифровки линейного письма, ученые смогли предположить, что уже в то время Кноссом владели ахейцы, которые говорили на греческом языке. Отсюда пошло предположение, что именно ахейцы и приспособили линейное письмо «А» к греческому языку.
Минойское искусство отложило огромный отпечаток на искусство всей Европы. Сначала цивилизации Критские мастера изображали на своих росписях простейшие точечные и линейные рисунки. Постепенно кносские мастера развивались в своем искусстве и уже стали изображать в росписях растительный и животный мир. Самым наверно потрясающим художественным произведением древнего мира являются росписи на стенах дворца в Кноссе. Для нас очень ценным источником истории являются произведения изобразительного искусства мастеров Крита. В искусстве критян также присутствовали и религиозная тематика. Минойские художники середины II тысячелетия очень четко показывали детали одежды участников пышных шествий. Мужская одежда состояла из простых элементов набедренной повязки и пояса. Иногда у царя изображали головной убор: корону или венец, которые были украшены длинными перьями. Очень занимательным является том факт, что на знаменитом клинке «меча Миноса», инкрустированного золотом, на изображениях трех охотников были одеты не набедренные повязки, как у всех мужчин, которых изображали в искусстве, а короткие, подобные современным мужским трусам, штаны.
В ритуальных сценах, изображенных на росписях, участвуют в основном женские фигуры. Они жрицы культа матери-природы. Конечно же, этот самый культ позволял быть женщинами в положении привилегий. Положение привилегированности женщины в обществе сказалось на ее внешнем виде. Именно это нам объясняет особенности критского женского костюма, столь непохожего на все, существовавшие до него. Костюм женщины поражает больше, чем все искусство в целом. Это прекрасно разработанный крой, подчеркивающий все характерные особенности женской фигуры: пышную грудь, тонкую талию, округлые, широкие бедра. Роскошные распущенные волосы критянок поддерживала драгоценная диадема или венец. Конечно, только костюм не может определить женщин Крита. В любом сюжете мастера пытались всегда зашифровать интересный рассказ, который может поведать о полноте чувств, скрытых желаний и особенностей идеалов того времени. Но, как и все изобразительное критское искусство, женский костюм привлекает нас своей современностью и необычностью для этого времени. Каждое появление любой новой формы костюма имеет глубокие корни. Вся история крито-микенской культуры до настоящего времени построена на предположениях, настолько много неизвестного и непонятного в ней.
Раскрашенный рельеф из Кносского дворца также является довольно интересным для современного человека. На рельефе изображен юноша с набедренной повязкой из светлой ткани, спереди темный клапан, прикрепленный к широкому массивному поясу. Левая нога изображена обнаженной. Головной убор окружен золотым венцом, на верхушке которого декорирует основание пучка перьев. Очень уникальна фаянсовая статуэтка богини со змеями из того же Кносского дворца, чем-то напоминает модели современных парижских «Кутюрье». Под обнаженной грудью спереди зашнурован узкий и плотный лиф с короткими рукавами. Колокообразная юбка покрыта семью оборками. Оборки составлены из чередующихся кусков то гладкой ткани, то заложенной в складку. Поверх юбки надет небольшой передник, спереди и сзади одинаковой овальной формы, слегка покрывающий бедра. По краям он обшит двумя рядами выпуклого жгута. Его передняя часть украшена ромбовидной сеткой. Этот передник является частью древнейшего ритуального костюма, поэтому он и перенесен на статуэтку богини.
МИКЕНЫ
На Пелопоннесе на полпути от Коринфа до Аргоса находятся Микены. Сам микенский холм был заселен в начале III тысячелетия до нашей эры. Он удобно расположился в центре небольшой плодородной долины, где протекает река Персея, и недоступен противнику. Очевидно, по этой причине поселение, названное Микены, постепенно расширялось. В среднеэлладский период была поставлена оборонительная крепость и возведены дома на соседних холмах. Само широкое применение бронзы и драгоценных металлов — показатель отделения ремесла от земледелия и накопления трудовых навыков у микетских ремесленников. В результате внутреннего развития в Микенах образовался рабовладельческий строй. Все археологические данные свидетельствуют о наличии местных корней микенской культуры.
В начале XV века до н. э. в Кноссе пришла к власти династии ахейцев. Именно в это время культура Крита наиболее повлияла на Микены. При расшифровке линейного письма «Б» было установлено, что именно в этот период ахейцы завоевали Кносс и преобладали там. В качестве трофеев ахейцы могли вывезти на родину не только предметы критского искусства, но и самих ремесленников Крита. В это время Микены расширяют связи с другими странами.
XIV века до нашей эры в Микенах преобладает время интенсивного строительства. Микенский кремль расширяется и укрепляется, возводятся циклопедические стены с Львиными воротами. Строится новый дворец на самой вершине холма. Дворец имеет святилище и тронный зал, стены дворца расписаны. Идет большое сопротивление критскому влиянию: критские цветочные и морские мотивы становятся более расплывчатыми и постепенно поддаются линейному орнаменту с множеством лент и спиралей. Появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы богине с Крита.
Приблизительно в это время создаются дороги, которые связывают Микены с Коринфским и Арголидским заливами. В Микенах существовал единый план дорожно-строительных работ, это доказывают нам сохранившиеся до наших времен остатки мостов, осыпи и т.д. Именно наличие разветвленной сети дорог позволяет нам предполагать, что Микены в то время были столицей какого-то государства, небольшого и цивилизованного. Очень много было найдено Микенской керамики того времени. Очень много керамики было сделано на островах Эгейского моря и на юге Малой Азии. Очевидно, это было время наибольшего расцвета и распространения микенской культуры.
Очень много всего в себя включала металлургия, к примеру, высокотемпературную плавку меди. Также литейщики работали с оловом, свинцом, серебром и золотом. На изготовление ювелирных изделий шло редкое самородное железо, создание сплавов не ограничилось бронзой. Уже в XVII — XVI веках до н. э. греки хорошо знали прием золочения бронзовых изделий. Из бронзы изготавливали орудия труда, оружие и бытовые предметы. Все изделия из бронзы были очень качественными и отличались по форме.
Греки в микенский период владели знаниями о сложных термических процессах и применяли и на практике. Использование гончарного круга, привело к созданию механизмов, которые приводились в движение силой человека или животных. Уже в начале II тысячелетия до н. э. колесный транспорт состоял из боевых колесниц. При обработке дерева применялись токарно-сверлильные приспособления. В строительном деле использовали сложные комбинации катков и рычагов. Только мастерское владение этими механизмами подтверждает исключительно точную установку массивных каменных плит монументальных сооружений XIX — XII веков.
В XVI — XII веках ахейцами были созданы водопроводы и водосборники. Очень показательными являются знания гидравлики и точность расчетов, так как невозможно создать сооружения потайных систем водоснабжения в крепостях без этих знаний. Все сказанное, указывает на выработку греками сложных инженерных норм, передававшихся из поколения в поколение в устной форме.
У критских дворцов общий план был как бы лишь повторением плана усадьбы зажиточного земледельца, но у микенцев был совершенно иной уровень архитектурной мысли. В основе их лежит центральное ядро — мегарон, который повторял план традиционного жилища. Он состоял из переднего, главного зала с парадным очагом и задней комнаты. У многих дворцов были построены мощные каменные стены толщиной в среднем 5- 8 метров, возводились стены из тщательного отесанного штучного камня или из огромных глыб, составляющих так называемую циклопическую кладку. Также очень впечатляет мастерство архитекторов, создававших монументальные ульевидные царские гробницы. Выдающимся памятником архитектуры является микенский большой Фолос, который Павсаний назвал «сокровищницей Атрея». Эта усыпальница была возведена около 1250 года и даже сейчас она сохранила все черты своей конструкции. Это еще раз указывает нам на то факт, что строители и зодчие того времени работали на профессиональном уровне. Вход в гробницу был перекрыт монолитным каменным блоком, весящим 120 тонн. Купол усыпальницы высотой 13,2 метра составляет 33 ряда плит, эти блоки повторяющихся очертаний сложены очень плотно.
Информация о работе Крито-микенская культура – первая цивилизация в Европе