Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 04:36, реферат
Актуальность данной темы определяется глобальными структурными изменениями мирового сообщества, ломкой устоявшейся системы международных взаимоотношений и обострением межэтнических и межцивилизационных противоречий, что не укладывается в формационный метод постижения культуры и истории. В настоящее время все более актуальным становится обращение внимания культурологов, историков, социологов и политологов на циклический подход к мировой культуре как многозначному явлению, о чем свидетельствует возросшее число публикаций мыслителей, представляющих данное направление, а также исследований на эту тему.
Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теории культуры……………………………………………………………....4
2 Особенности развития культуры и цивилизации…………………………...6
3 Взаимодействие и влияние культур друг на друга и на человека……….. 8
4 Классификация культур…………………………………………………… 11
5 Таблица. Сравнительный анализ теорий культуры Данилевского Н.Я. , Шпенглера О. и Тойнби А………………………………………………….... 14
Используемая литература……………………………………………………. 16
В основу
типологии цивилизаций Тойнби
кладет два признака: наличие,
как он пишет, «универсальной
церкви» и степень удаленности
от того места, где зародилась
та или иная цивилизация.
Дифференцируя
цивилизации по территориальному признаку,
Тойнби выделяет следующие группы:
1) цивилизации, прародина которых
не совпадает полностью с
Тойнби
глубоко и обстоятельно исследует
проблему взаимодействия цивилизаций.
С его точки зрения, между цивилизационными
системами никогда не было состояния гармонии
и равноправного сотрудничества. Вся история
человеческого рода, считает он, была историей
борьбы цивилизаций, где каждый раз побеждала
цивилизация, находящаяся на более высоком
уровне технического развития.
Критика теории
Подробному критическому разбору
культурологическую теорию
Второй ошибкой
Тойнби, по мнению П. Сорокина,
является утверждение о том,
что все цивилизации проходят
один и тот же цикл и обречены
на исчезновение с
Ошибочным, с точки зрения П. Сорокина, является и тезис Тойнби о том, что один и тот же уровень развитости присущ различным сферам общественной жизни в один и тот же период.
Авторы, стоящие на позициях материалистического понимания истории, обращают внимание, прежде всего, на иррационализм тойнбианских воззрений, на преувеличение роли творческих личностей в историческом процессе, на абсолютизацию метода сравнительного анализа, на то, что Тойнби явно совмещает идеалистическое толкование истории с эмпирическими обобщениями, на почти полное игнорирование явлений и процессов экономической жизни. Самое же слабое место в концепции Тойнби, с их точки зрения, — это размытость самого понятия «цивилизация». Хотя Тойнби и выделяет два главных критерия, лежащих в основе его типологии цивилизаций (наличие универсальной религии и степень удаленности от места возникновения), они оказываются плохо «работающими» применительно к конкретной ситуации.
Исследователями-марксистами
особо подчеркивается, что концепция
цивилизаций Тойнби не позволяет
понять ни общих закономерностей
исторического развития, ни тех специфических
особенностей, которые присущи всякой
национальной культуре. По их мнению, автор
«Постижения истории» не смог преодолеть
как ограниченность и априоризм культурологических
теорий XIX в., так и эмпиризм позитивистской
социологии XX в. Его учение о цивилизациях
явилось своеобразным компромиссом. Благодаря
обращению к огромному пласту исторических
данных, он смог нарисовать весьма впечатляющую
картину истории как истории цивилизаций,
но объяснение происходящего он позаимствовал
из мировоззренческой конструкции, внешней
по отношению к истории, в силу чего эвристические
возможности концепции Тойнби весьма
ограничены. Они явно не соответствуют
тем надеждам, которые Тойнби возлагал
на новый метод анализа истории.
Однако
сегодня, когда происходит
Используемая литература:
Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов/Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1999. – 511 с.
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. Пособие для учащихся. – М.: Интерпракс, 1994. – 272 с.
Культурология в вопросах и ответах/Под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Гардарики, 2000. – 336 с.
Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.