Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:10, реферат
Культура Белоруссии в начале XX века развивалась под воздействием дальнейшего развития капитализма, революционного и национально-освободительного движений, получивших в это время довольно широкий размах
КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЕ XX В.
культура книгопечатание живопись скульптура
Культура Белоруссии в начале XX века развивалась под воздействием дальнейшего развития капитализма, революционного и национально-освободительного движений, получивших в это время довольно широкий размах. За короткое время Россия, а вместе с ней и Белоруссия, пережили три революции. На протяжении небольшого отрезка времени (со второй половины 1907 до начала 1910 года) царизму удалось установить режим жестокой политической реакции. Но и в это время революционное движение не прекращалось. Борьба рабочего класса, который шея в авангарде революционной борьбы, оказывала благотворное влияние на другие общественные слои и группы населения. В революционное и общественно-политическое движение втягивались крестьянство, демократическая интеллигенция.
Марксизм, социал-демократия завоевывали сознание рабочего класса и оказывали влияние на передовых представителей других социальных слоев и групп, которые постепенно втягивались в революционную борьбу. В то же время либеральная буржуазия перед угрозой революции все теснее смыкалась с царизмом и открыто поддерживала политику царского правительства.
Революционная борьба рабочего
класса и крестьянства, усиление национально-освободительного
движения, общий политический подъем
создали благоприятные условия
для развития белорусской культуры.
Под их влиянием у трудящихся возрастало
стремление к свободе и равенству,
рос интерес к книге, театру, печатному
слову на родном языке. Из народа вышли
талантливые поэты и писатели
этого времени, заложившие прочный
фундамент новой белорусской
литературы и современного белорусского
литературного языка. В ходе революции
1905 — 1907 годов и в первые послереволюционные
годы появилась белорусская
Однако развитие белорусской
культуры не представляло собой однородного
потока. В ней ясно определились
два направления: -буржуазно-либеральное
и революционно-
Демократическая культура развивалась
под влиянием идей ссоциал-демократии.
Представители этого
Поднимающаяся белорусская
национальная буржуазия пыталась стать
во главе своей нации, но встречала
противодействие царизма, проводившего
политику великодержавного шовинизма
и национального угнетения. Ведя
осторожно борьбу с царизмом, белорусская
буржуазия и ее идеологи стремились
объединить всех белорусов, не взирая
на различия социального положения,
вокруг вопросов культурного движения,
национально обособить
Под влиянием развития капитализма
и общественно-политического
Расширилась сеть средних
специальных учебных заведений,
готовивших специалистов для различных
отраслей народного хозяйства, медицины
и народного образования. Больше
всего среди них было учительских
семинарии. Помимо четырех семинарии
(в Несвиже, Молодечно, Свислочи и
Полоцке), открытых еще во второй половине
XIX века, в 1909 — 1915 годах были открыты
учительские семинарии в
В 1910 —1914 годах в Белоруссии были открыты 3 учительских института (в Минске, Витебске и Могилеве), программа обучения в которых была несколько шире, чем в учительских семинариях.
Они готовили учителей для начальных школ повышенного типа.
Высших учебных заведении в Белоруссии не было, хотя потребность р высшей школе настоятельно диктовалась развитием экономики и культуры края. Городские думы Минска и Витебска, буржуазные круги и интеллигенция неоднократно ставили перед царским правительством вопрос об открытии в этих городах университетов или же технических институтов.
Но царская администрация
не спешила удовлетворять их просьбы.
В 1913 году министр просвещения
Методы обучения в школах
в начале XX века стали более совершенными.
В начальных школах шире стали
использоваться объяснительное чтение,
наглядные пособия. Лучшие учителя
организовывали экскурсии на природу,
фабрично-заводские
Расширение сети школ не привело и к коренным изменениям в области народного образования. Школ по-прежнему не хватало, ибо население в западных губерниях, куда входила и территория Белоруссии, с 1897 по 1914 годы увеличилось более чем на 30 %. Согласно данным Виленского учебного округа, в 1911 году в школах обучались только 25,9% мальчиков и 10,7%девочек, или 18,4% детей школьного возраста. Из-за недостатка мест школы отказывали в приеме на обучение десяткам тысяч детей В 1916 году 41% детей в городах и 27,4% в деревнях не были приняты в школу. В связи с этим многие крестьяне обучали своих детей дома, нанимая в качестве учителей местных грамотных подростков (так называемых "директоров»), которые сами недавно окончили народные школы.
Многие школы не имели своих помещений и размещались в обычных крестьянских избах. Не лучшим было и состояние школ, которые имели собственные помещения. Многие из ник не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим нормам.
И, тем не менее, школа в начале XX века сделала шаг вперед в своем развитии. Увеличение количества учащихся почти в два раза свидетельствовало о стремлении народных масс к образованию, повышению их культурного уровня.
Революция 1905 — 1907 годов пробудила политическую сознательность учителей, передовой школьной молодежи и втянула их в борьбу за перестройку образования на демократических началах. Они требовали ликвидации полицейско-церковной опеки над школой, введения всеобщего обучения на родном языке и так далее. Эти требования находили широкую поддержку трудящихся, о чем свидетельствуют наказы крестьян своим депутатам I и II Государственных дум.
Революционными выступлениями
учащихся руководили организации РСДРП.
При Минской группе РСДРП существовала
ученическая организация. Она распространяла
революционную литературу среди
учащихся, создавала кружки, организовывала
собрания, митинги и забастовки учащихся
средних школ Минска. Весной 1905 года
в социал-демократических
Активное участие в
революционной борьбе принимали
также многие учителя школ Белоруссии.
На съезде группы учителей Минской
губернии в июне 1906 года, состоявшемся
на родине учителя К.Мицкевича (Я.Коласа)
— Николаевщине, было принято решение
присоединиться к Всероссийскому учительскому
союзу и «стремиться к
В начале XX века дальнейшее развитие
получили культурно-просветительные
учреждения в Белоруссии — библиотеки,
избы-читальни, клубы и так далее.
Царское правительство
Еще во второй половине XIX века были открыты губернские публичные библиотеки, был создан отдел по изучению Западного края. Однако небольшие книжные фонды, высокая плата за пользование книгами не могли притянуть массы читателей в эти библиотеки.
В конце ХК века начали создаваться и так называемые «попечительские» библиотеки с целью идеологического воздействия на заселение. Они создавались для «низших сословии», и пользование литературой в них было бесплатным. Но книжные фонды в них были небольшими (200 — 300 экземпляров) и комплектовались, в основном, литературой на религиозные и моральные темы.
Местная демократическая
интеллигенция часто выступала
инициатором открытия не государственных,
а общественных библиотек. Правительство
с недоверием ставилось к этому
делу и всячески препятствовало их
открытию. И тем не менее, в начале
XX века общественные библиотеки были созданы
в Минске, Витебске, Орше, Полоцке
и Бобруйске. Наиболее крупной из
них была Минская публичная библиотека
имени А.С.Пушкина, которая была создана
в 1900 году. В 1917 году ее фонд уже составлял
17 тысяч экземпляров. Минские большевики
использовали ее для сохранения и
распространения марксистской литературы.
Библиотека пользовалась большой популярностью
у жителей Минска. За 1911 год читальный
зал библиотеки посетили 10254 читателя,
им было выдано 74946 книг. Постоянными
читателями библиотеки были учащиеся
средних учебных заведений
Большой популярностью пользовались также общественные библиотеки имени Л.Н.Толстого в Минске, Витебске, Полоцке, Орше и в других городах Белоруссии.
Работой общественных библиотек
руководили советы. Финансирование библиотек
осуществлялось за счет взносов читателей,
частных пожертвований и
Кроме общественных библиотек, существовали библиотеки различных ведомств, культурно-просветительных обществ, воинских частей, расположенных на территории Белоруссии. Всего в Белоруссии в 1914 году насчитывалась 851 библиотека. Их книжный фонд составлял 423 тысячи экземпляров.
Во второй половине 90-х годов в некоторых городах Белоруссии были открыты воскресные школы для взрослых. Часто эти школы открывались по инициативе демократической интеллигенции. Преподавание в школах осуществляли учителя городских училищ, представители интеллигенции. При некоторых предприятиях были открыты курсы для рабочих. В Минской и Витебской губерниях на курсах занимались 450 человек, из них около 50% женщин. В 16 воскресных школах Министерства народного образования в пяти западных губерниях в 1904 году обучалось 1500 человек.
В конце ХГХ — начале
XX века в Белоруссии начали создаваться
различные культурно-
Власти в большинстве
случаев отказывали им в регистрации,
но некоторые ходатайства
Общество любителей искусства было создано по инициативе местного журналиста Е.Чирикова. Оно объединяло либеральных представителей местной интеллигенции и состояло из четырех секций — литературной, драматической, музыкальной и художественной. На заседаниях литературной секции обсуждались произведения известных писателей и поэтов, читались рефераты на литературные темы, организовывались выступления литературных критиков и так далее. Члены драматической секции ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных писателей. Музыкальная секция объединяла местных музыкантов-любителей, из которых был создан оркестр. Художественная секция была занята, главным образом, организацией выставок местных и иногородних художников. Во время революции 1905 — 1907 годов Общество активно включилось в революционную борьбу, за что в феврале 1906 года было закрыто.