Культура Древнего Египта.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:29, лекция

Краткое описание

В течение многовекового развития египетского государства значение и характер различных культов менялись. Смешивались верования древнейших охотников, скотоводов, земледельцев, на них наслаивались отзвуки борьбы и политического роста или упадка разных центров страны. В то же время для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлении, и многие древнейшие культы сохранили свое значение на протяжении всей истории древнего Египта.

Вложенные файлы: 1 файл

культура древнего египта.docx

— 57.90 Кб (Скачать файл)

Более поздним, возникшим  уже на почве Египта эпохи государственности, является мемфисское сказание. Оно  приписывает местному богу Птаху  сотворение мира сердцем (т.е. разумом) и словом. Называя вещи, Птах тем  самым их создает.

Архитектура.

О древней гражданской  архитектуре мы осведомлены очень мало. По некоторым изображениям и описаниям можно представить жилище как дом из кирпича-сырца внутри ограды. Со двора вход в дом был оформлен в виде колонного портика с навесом, из которого две-три двери вели в расположенные рядом комнаты. Опорами для перекрытий служили легкие деревянные колонны с растительными капителями. Крыша могла быть плоской или сводчатой. На плоской крыше часто располагали крытую беседку, которая затем развивается во второй этаж, а с течением времени появляется и третий. Лестницы размещали снаружи дома. Во дворе мог иметься небольшой пруд с навесом над ним. Вентилировались дома через окна или специальные отверстия в крыше, перекрытые купольными навесами. Дом более сложного плана состоял из зала с одной-четырьмя колоннами, куда входили через портик, и расположенных вокруг зала жилых комнат. Оштукатуренные стены домов, колонны, капители, деревянные двери были ярко раскрашены, окна забраны прямоугольными, а позже орнаментальными решетками.

Некоторое представление  об архитектурной и социальной планировке города можно получить по остаткам поселения у пирамиды Сенусерта II у современного города Эль-Лахун. Поселение окружено стеной. Вторая стена разделяет его внутри на две неравные части. В меньшей части один к другому лепятся домишки бедноты. В большей части были расположены царский дворец, жилища вельмож и дома средних размеров. Самые большие дома имели до 70 помещений различного назначения и занимали площадь 60 Х 40 м, что равнялось площади 14 средних или 25 маленьких домов. Поселок был разделен пересекавшимися под прямым углом улицами и переулками, на которые выходили глухие стены домов и дворов. План большого дома можно в общем разделить на четыре части: хозяйские покои, женская половина, жилища слуг и хозяйственная часть. Каждая часть группируется вокруг своего двора, часто с колоннадой. Спальные и жилые комнаты выходят на север. Главный двор располагался в глубине дома. Из него через веранду с колоннами попадали в приёмный зал. По сторонам помещались жилые комнаты — столовая, хозяйские спальни с умывальными и уборными, комнаты для детей. Большие комнаты имели колонны. Основные черты планировки богатого дома-усадьбы сохраняются и в Новом царстве, что видно по раскопкам Телль-Амарны. Изнутри стены расписывали геометрическим и растительным орнаментом, раскрашивали полы, потолки, колонны, иногда увенчанные нарядными растительными капителями.

Важный материал для суждения о египетской архитектурной планировке города дали также раскопки недолговечного Ахет-Атона с его основными магистралями, вытянутыми вдоль Нила и пересекавшимися поперечными улицами. Но большие города, существовавшие веками, разрастались, включая постепенно дворцы царей, дома знати, простого населения, различные храмы, и не могли сохранить четкую планировку.

Представление о царских  дворцах мы можем получить начиная с XVIII династии. Фиванский дворец Аменхетепа III, расположившийся па западном берегу Нила, занимал огромную площадь и состоял из просторных одноэтажных помещений, построенных в разное время. Личные покои царя включали приемный зал, пиршественный зал с троном, спальню, ванную и туалетную комнаты. Аналогичные покои были построены для Тии. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские и дома ремесленников, а также большой зал, где справляли праздник «хеб-сед»(«Хеб-сед» — праздник, посвященный тридцатилетнему и последующим юбилеям фараона. Предполагается, что главным содержанием его было магическое обновление жизненных сил царя и, по воззрениям древних, тем самым — плодородящих сил земли.). Дворец был богато украшен росписями.

Более детально мы можем  судить об амарнских дворцах. Прежде всего поражают их размеры. Достаточно сказать, что длина восточного фасада официальной части Главного дворца, выходившего на дорогу, равнялась почти 700 м. Комплекс зданий этого огромного дворца-усадьбы был вытянут по оси вдоль Нила. За главным входом на северной стороне находился огромный двор, за которым располагались другие дворы и залы со статуями, колоннами и стелами с изображением почитания Атола царской семьей. Один из дворов был вымощен плитами с изображением пленных врагов. За этим двором был глубокий колонный зал. Этот комплекс соединялся с жилым дворцом мостом, проходившим над дорогой. В центре моста было «окно явлений», в котором царь показывался своим подданным в определенных официальных случаях. В отличие от дворца Аменхетепа III, сложенного из кирпича-сырца, дворец в Амарне частично построен из камня. В Амарне существовало несколько дворцов, и все они отличались необычайной пышностью отделки. Стены были покрыты сюжетными и орнаментальными росписями, отделаны цветными поливными изразцами, полы, потолки и лестницы красочно расписаны, колонны со сложными капителями раскрашены и инкрустированы цветным фаянсом.

Рамсес II и Рамсес III построили  свои фиванские дворцы на территории заупокойных храмов. Храм и дворец планировались вместе, и портик храмового  двора стал портиком дворца. Оба  дворца в основном повторяют традиционный план жилого дома.

Рамсес II построил себе новую  пышную столицу в Дельте — Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»), упоминаемую и в Библии (см. лекцию 11). К сожалению, она не сохранилась, так как ее здания были разобраны на позднейшие постройки, особенно для более поздней египетской столицы Таниса.

Гораздо лучше сохранились  сооружения, посвященные заупокойному культу, особенно царскому. Именно здесь прежде всего начал применяться камень, который уже в Древнем царстве стал употребляться в строительстве частных грибниц.

Первым погребальным сооружением, для которого камень явился основным материалом, была гробница-пирамида царя III династии Джесера. Она была построена смелым архитектором Имхетепом. Традиция представляет его не только строителем, но и мудрецом. Слава и память о нем дожили до персов и греков, которые отождествляли его с богом врачевания Асклепием. Ему были посвящены многочисленные молельни в различных храмах страны. Пирамиду Джесера окружает большая группа культовых строений, назначение которых не всегда ясно. Саму пирамиду начали строить как мастабу(Мастаба (араб. «скамья») — обозначение каменных гробниц вельмож Древнего царства, прямоугольных со скошенными стенами.), однако потом план изменили и гробницу начали наращивать по вертикали, так что в результате получилась ступенчатая пирамида с шестью уступами. Каменное строительство в то время только начинали осваивать, и формы, присущие этому материалу, еще не были найдены. Многие детали зданий комплекса Джесера воспроизводят в камне деревянные прототипы: каменные перекрытия сделаны в виде деревянных балок, пилястры повторяют пропорции деревянных колонн. Кое-где стены отделаны поливными изразцами, подражающими плетению тростниковых циновок, которые висели в домах. Величественные каннелированные стволы колонны связаны со стеной переборками, а в помещении, где колонны стояли свободно, они были попарно соединены стенками. Ступенчатые пирамиды были началом строительства геометрически правильных пирамид, ставших на многие века основной формой царского погребения. Таковы пирамиды Снефру и наиболее известные пирамиды IV династии—Хеопса, Хефрена и Микерина. Ансамбли этих пирамид демонстрируют овладение архитекторами и строителями камнем и полное понимание его конструктивных и декоративных возможностей. Прямоугольные и круглые колонны ставятся свободно и несут тяжелые перекрытия, а разные породы камня используются для украшения внутренних помещений припирамидных храмов. Эти храмы с V династии стали богато украшаться рельефами и колоннами с растительными капителями. Планировка помещений определялась требованиями заупокойного культа. Стандартным типом частных гробниц, которые располагались вокруг царской пирамиды, к IV династии становятся прямоугольные мастабы. Если до этого времени они строились из кирпича-сырца, то теперь известняковые плиты становятся обычным материалом для частных гробниц. Кирпичные культовые помещения, которые сначала пристраивались снаружи, постепенно превращаются в довольно сложную серию комнат и коридоров. На их планировку и оформление оказывают влияние царские погребения, и постепенно частные лица начинают перенимать некоторые черты заупокойного царского культа. То же прослеживается и в скальных гробницах, высеченных в Гизе на местах больших каменоломен и в горах Верхнего Египта.

Вскоре скальпые гробницы начинают использоваться и для царских погребений. Таково захоронение Ментухетепа III, перед гробницей которого, высеченной в скалах, строят большой заупокойный храм. Этот храм отличается широким применением ко-лонн. Двухъярусные портики украшали здание, в центре кого-рого, возможно, стояла пирамида. Колоннада окружала внутрен-ний двор, в глубоком зале за пим колонны размещались в восемь рядов. Большую роль в оформлении храма играли деревья разных пород, специально привезенные и посаженные внутри ограды. До нас дошел план этого сада, сделанный рукой древнего архитектора.

Прежняя форма царского погребения возрождается со времени ХII династии. Но теперь пирамиды строят из кирпича-сырца и лишь облицовывают известняковыми плитами. Основное вни-мание переносится на отделку заупокойных храмов. Прямоугольные гробницы вельмож продолжают окружать царскую пирамиду, но независимая знать, особенно номархи Среднего Египта, предпочитает устраивать погребения в своих областях. Скальные гробницы этих номархов имеют по нескольку помещений, многие из них расчленены колоннами (причем боковые проходы делаются ниже среднего), потолок часто вырубается в виде свода. Вход в эти гробницы обычно оформляется портиками, и именно здесь впервые возникли колонны, легшие затем в основу греческого дорического ордера. Особый интерес представляют гробницы номархов 10-го нома, которые, повторяя в основных чертах древнюю планировку, имеют уже новый элемент архитектурного оформления — пилон, столь широко вошедший в архитектуру Нового царства: двойное башневидное сооружение со слегка скошеенными поверхностями.

С XVIII династии храм строился отдельно от гробницы, которая высекалась скрытно в удаленных скалах. Главную  роль в заупокойном царском комплексе  начинают играть поминальные храмы. Они, видимо, представляли собой прямоугольные  сооружения, вытянутые по оси, со входами в виде пилонов.

Особое место занимает храм Хатшепсут, созданием которого руководил сановник Сенмут, занимавший чрезвычайно высокие посты при ее дворе. Храм был построен в виде двух террас с портиками, украшенными статуями и рельефами. На террасы вели нарядные лестницы, а в середине второй террасы возвышалась крытая колоннада, образовывающая небольшой двор. Яркие pocписи и пестрые орнаменты, различные сорта дерева, примененные для внутренней отделки, инкрустации бронзой, сердоликом и золотом, обилие колонн и статуй, деревья и пруды делали этот храм очень нарядным.

Традиции самостоятельных  заупокойных храмов продолжает и XIX династия. Храм Рамсеса II (Рамессеум), построенный архитектором Пенра, окружен кирпичной стеной, внутри которой располагались кладовые, хозяйственные постройки и жилища для целой армии жрецов и слуг. Вход был оформлен в виде двойного пилона с рельефом, изображающим битву с хеттами. Из первого двора открывался вход во дворец и во второй храмовой колонный двор, из которого три двери вели в колонный зал с верхним освещением. За ним шли меньшей величины колонный зал, культовые и хозяйственные помещения и святилища. План храма кажется сложным из-за многочисленности залов и комнат, но, в сущности, это каменная версия царского дворца с его прямоугольной планировкой и последовательностью колонных приемного и тронного залов и личных покоев, где «обитал» дух умершего фараона. Гораздо лучше сохранился храм Рамсеса III в Мединет-Абу. Храм и окружающие его постройки спланированы в виде прямоугольника, ограниченного толстой стеной крепостного типа со сложными укрепленными воротами. От Нила к храму был прорыт канал, подходивший к набережной с пристанью. Гробницы саисских царей Позднего царства располагались в городском храме.

Частные гробницы этого времени  порой отличаются большой величиной  и своеобразием планировки. На земле  обычно располагались один-два двора, окруженные стеной со входом-пилопом. Сами же погребальные помещения вырубали в скале. Тут на разной глубине располагались колонные залы, молельни, коридоры — иногда больше 20 помещений. Древнейшие городские святилища строили из дерева и тростника и окружали оградой. Храмы Среднего царства частично разрушились, частично были перестроены, а многие были разобраны на более поздние сооружения. Храмы возводились из кирпича и камня. Симметрия в планировке, входы-пилоны, сады с прудами, граненые колонны, стелы с рельефами, часто террасы, иногда обелиски перед входом — важнейшие элементы их облика.

К Новому царству ведущая  роль в художественной жизни окончательно закрепляется за Фивами. Постепенно складывается тип городского храма: вытянутый  в плане прямоугольник, обычно обращенный фасадом к Нилу, со входом в виде двойного пилона, ведущим в колонный двор, за которым следовал колопный зал с более высокой средней частью и верхним светом, ряд комнат-молелен, библиотека и пр. Рядок располагались и хозяйственные постройки. Весь комплекс окружали стеной. Как видим, основные элементы храма повторяют основные элементы жилых строений. Это и понятно, поскольку храм мыслился как жилище бога, которому он был посвящен и который был представлен в нем культовой статуей. Статуи, пестро раскрашенные рельефы, золоченые обелиски, мачты с флагами делали облик храма нарядным и богатым. Дороги к ним часто окаймляли ряды сфинксов. Подобным сооружением был главный фиванский храм бога Амона, так называемый карнакский, который строился и перестраивался веками на месте находившегося тут небольшого святилища Среднего царства. Многие фараоны реконструировали и расширяли этот храм, прибавляя к нему залы и пилоны. С карнакским комплексом, в который входили храмы ряда божеств, дорогами сфинксов был соединен луксорский храм, посвященный культу фиванской триады богов и выстроенный по описанному выше плану, с центральным залом с изящными колоннами в виде пучков папируса. В возведении этих храмов принимали участие жившие в разное время и строившие не только в Фивах архитекторы Инени, Хапусенеб, Аменхетеп, сын Хапу, братья Гори и Сути, Аменхетеп, строитель Луксора, и многие другие.

В период Нового царства  получает распространение тип храма-периптера: небольшое прямоугольное здание на каменном цоколе, окруженное колоннами.

Ещё со Среднего царства  появляются, а в Новом царстве  получают распространение пещерные храмы — вначале небольшие, похожие  на скальную гробницу с портиком перед  ней. При Рамсесе II эти храмы вырастают  до грандиозных размеров, со сложным  планом, с гипостилями, молельнями, колоннами и статуями, вырубленными внутри скалы. Вход в пещерный храм в Абу-Симбеле, высеченный в виде пилона, украшали четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, воплощавшие идею прославления мощи фараона.

Информация о работе Культура Древнего Египта.