Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 07:21, реферат

Краткое описание

В реферате рассказывается об уникальности культуры Древнего Рима, ее становлении и особенностях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2 с.
Культура Древнего Рима……………………………………………………3 с.
Заключение………………………………………………………………….13 с.
Список используемой литературы…………………………………………14 с.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура древнего Рима.docx

— 42.35 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем из-за интенсивного водоснабжения появляется водопровод. Водопровод – это дальнейшее развитие технических знаний и навыков, реализуемые в специфичной, антично-римской форме. Эстетическое оформление источников воды было предметом особых забот. Колодезные ограды уже в I в. До н.э. начинают делаться из мрамора и покрываются изящными декоративными рельефами.

Тщательно продуманные и  совершенные произведения искусства  представляли собой – римские  акведуки. Поверху шел канал, отделенный от субструкции карнизом, ниже – арки, еще ниже – зрительно обособленные от арок опоры. Длинные непрерывные горизонтали скрадывали высоту и подчеркивали бесконечность уходящего вдаль водопровода. Столь же продуманно было оформление опор: они выступают за края арок, потому что несут на себе всю тяжесть конструкции, но это же делает аркатуру зрительно более легкой, а мощь опор, подчеркнутая облицовкой из грубо обработанного камня, создает естественное, эстетическое оправданное распределение масс в пределах всего сооружения.

В начале III в. н.э. в Риме были построены термы Каракаллы, вторые по размеру в Риме (на первом месте были термы Диоклетиана). Сооружение представляло собой сложный комплекс многообразных помещений. Помимо бассейнов и ванн, в них находились палестры – площадки для спортивных упражнений, многочисленные помещения, предназначенные для отдыха, библиотечные помещения, магазины и прочее. Термы вмещали до 1800 человек одновременно [2;3].

Римский особняк домус (сохранились в Помпее), состоял из двух половин - атриума -  центральное помещение официальной части жилого дома, от эллинистических зданий – перистильный двор, который являлся центром жилой, интимной части дома, располагавшейся за официальной частью.

Архитектура здания воспринималась как стилистически нейтральная; актуальная эстетическая программа  и заложенная в здании семантика  находили себе выражение в облицовках. Огромный дворец Нейрона, отстроенный  им с вызывающей роскошью в самом  центре Рима в 64-68 гг., назывался «Золотой дом». Грандиозное императорское поместье в центре города включало, кроме дворца, группы строений, термы, фонтаны, акведуки, разнообразные увеселительные павильоны, рощи и виноградники, сады были наполнены многочисленными статуями. Внутреннее убранство дворца отличалось  сказочным великолепием: вращающийся потолок столовой был выложен пластинками слоновой кости, во время пира потолок раздвигался, и оттуда сыпались цветы. Стены комнат были облицованы различными сортами мрамора и так обильно украшены позолотой, что дворец получил название «Золотого».

Роль облицовки становится непосредственно очевидной в  связи с основной и главной, всемирно-исторического  значения особенностью римской архитектуры  – с массовым применением «римского  бетона». Римляне стали первыми применять эту смесь извести, особого «путеоланского» песка и заполнителя не в качестве связующего раствора, а в качестве самостоятельного строительного материала.

            Большое место в общественной  жизни римлян занимали зрелища.  Театры и амфитеатры характерны  для античных городов. Еще в  период поздней республики в  Риме сложился своеобразный тип  амфитеатра. Последний был всецело  римским изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с местами на концентрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначались для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни празднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои и т. п. В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от латинского colosseus — «громадный»).

Колизей — самый большой  амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены  на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили  для входа и выхода. В плане  Колизей представляет эллипс; центр его композиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей.

Всех этих грандиозных  строительств требовал Рим как центр  огромной империи. И действительно, застроенный всеми этими сооружениями, богатый памятниками, город и  в III – IV вв. имел внушительный вид. В III в. еще продолжалось большое строительство  – воздвигались арки, великолепные термы, дворцы. Архитектура начинает изживать себя, становиться все более  примитивной. Возможно, это связано  с тем, что в погоне за нововведениями и роскошью, римская знать слишком быстро исчерпала возможности заимствованных приемов строительства.

В скульптуре они первыми начали придавать своим произведениям неповторимые индивидуальные черты, наполнять их глубоким психологизмом и раскрывать в них внутренний мир человека. Римские писатели создали в литературе новый жанр — жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.

Говоря о наиболее общих  чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие  от греческой она является гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целесообразность. Эту особенности хорошо показал Цицерон на примере математики: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же — чтобы измерять земельные участки».

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии  Гордом, который украсил глиняными  статуями по этрусскому обычаю крышу  построенного им же храма Юпитера  на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой  была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до и. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков.

Другой специализацией римских  скульпторов были рельефы. Рельефы  выполняли на изогнутых или ровных поверхностях, таких как стены  зданий. Одним из самых известных  образцов является рельеф колонны Траяна, который император воздвиг в  Риме в 113 г. в честь своей победы над Дакией.

            С конца III в. до н. э. на  римскую скульптуру начинает  оказывать могущественное влияние  замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов  римляне захватывают большое  количество скульптур, которые  вызывают восторг даже у практичных  и консервативных римлян. В Рим  буквально хлынул поток греческих  статуй. Обильный приток греческих  шедевров и массовое копирование  тормозили расцвет собственно  римской скульптуры. Только в  области реалистического портрета  римляне, использовавшие этрусские  традиции, внесли свой вклад в  развитие скульптуры и создали  несколько превосходных работ  (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Под  влиянием греческого искусства  римский портрет начинает терять  черты натурализма, свойственные  этрусской школе, и приобретает  черты некоторой обобщенности, т.  е. является подлинно реалистическим [1;5].

            Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об «античном искусстве». Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества.

Римские художники обычно расписывали не холсты, а стены  и потолки домов. В их арсенале были яркие краски и множество  сюжетов: сцены из повседневной жизни, архитектурные сооружения, мифологические сюжеты. Некоторые римские фрески можно увидеть на стенах зданий в Помпеях.

В произведениях древних  римлян, в отличие от греков, преобладали  символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы - не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события. Римский мастер в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления [2;4].

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий  организатор и создатель современных  норм цивилизованной жизни, Древний  Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира.

Перечислять заслуги Рима в культуре можно бесконечно: это  и архитектурные памятники, и  знаменитые скульптуры, литературы, латынь, которая в течение столетий была языком европейских ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало все-таки христианство, хотя оно и не спасло Рим от гибели.

В целом же греческая и  римская культуры находились в состоянии  сильного взаимодействия и взаимовлияния, что, в конце концов, привело к  их синтезу, к созданию единой греко-римской  культуры, которая в последующем  составила основу византийской культуры и оказана огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы. Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий  организатор и создатель современных  норм цивилизованной жизни, Древний  Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы  и памяти потомков.

   

Список использованной литературы:

  1. Андреева, О.И. Мировая художественная культура: учеб. пособие / О.И. Андреева. – Ростов н/Д: Феникс,2005. – С. 36-40
  2. Берган, М.  Древний Рим / М. Берган. – М.: Мир книги, 2007. - 128с.: ил. - (Великие империи прошлого).
  3. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1999. – С.233-270
  4. Древний Рим: История, быт, культура: из книг современ. ученых. – М.: Московский Лицей, 1997. - 432с.
  5. История государства и права Античного мира: [Древняя Греция. Древний Рим. Синхронистическая таблица] // История государства и права зарубежных стран: учеб. / Под ред. К.И. Батыра. - 4-е изд., перераб. и доп.-М.,2006. - С.56-120.

 


Информация о работе Культура Древнего Рима