Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:18, реферат
История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Просуществовав более 12 веков, последняя стала явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Само слово «Рим» когда-то трактовалось как синоним величия, славы, военной доблести, богатства, но впоследствии превратилось в печальный символ надлома и краха мощной экспансионистской цивилизации, даже во времена своего подъема испытывавшей кризисные потрясения. Милитаризм являлся одной из характерных особенностей римской цивилизации.
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
1.1 Ментальные основы и характерные черты древнеримской культуры и цивилизации
1.2 Культура этрусков
1.3 Культура Древнего Рима периода Республики (510 – 30 гг. до н.э.)
1.4 Культура Древнего Рима периода империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)
Список использованных источников
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Культура Древнего Рима
Размещено на /
Культура Древнего Рима
СОДЕРЖАНИЕ
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
1.1 Ментальные основы и
характерные черты
1.2 Культура этрусков
1.3 Культура Древнего Рима периода Республики (510 – 30 гг. до н.э.)
1.4 Культура Древнего Рима периода империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)
Список использованных источников
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
1.1 Ментальные основы и
характерные черты
История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Просуществовав более 12 веков, последняя стала явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Само слово «Рим» когда-то трактовалось как синоним величия, славы, военной доблести, богатства, но впоследствии превратилось в печальный символ надлома и краха мощной экспансионистской цивилизации, даже во времена своего подъема испытывавшей кризисные потрясения. Милитаризм являлся одной из характерных особенностей римской цивилизации.
Римляне в отличие от греков
предпочитали воевать, а не торговать.
Ратные подвиги и заслуги служили
пропуском в политику, были гарантией
личной карьеры и достойного положения
в обществе. Войны велись с целью
присоединения завоеванных
Развитие римской культуры находилось под влиянием культур завоеванных народов и племен, прежде всего греков и этрусков. Римлян отличало неукротимое стремление перерабатывать отдельные культурные и цивилизационные достижения покоряемых народов в соответствии с утилитаристской системой ценностей, а затем объявлять достижения «своими». От этрусков они позаимствовали цифры, позже названные «римскими», церемонию триумфа (торжественного въезда полководца-победителя), ставшую символом величия Рима, гладиаторские бои и многое другое. Творчески усвоив иноземные достижения, римляне в некоторых областях общественной жизнедеятельности, преимущественно в сферах материальной культуры и права, превзошли своих учителей, добившись впечатляющих результатов.
Если греки, наиболее ярко проявили себя в области искусства и философии, то римляне обнаружили бесспорные способности в практической деятельности. Амбивалентная черта римского характера – практицизм, перерастающий в утилитаризм, наложила отпечаток на весь ход развития Римской республики и империи.
Римляне рано сформировали в своей культуре чувство собственной исключительности и особой миссии по отношению к другим народам. Откровенно сказал об этом Вергилий в «Энеиде»:
Римлянин! Ты научись народами править державно – В этом искусство твое! – налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных!
Первоначально этическим идеалом римлян (так же, как и греков) было героическое поведение – virtus (мужество, доблесть и т.п. добродетели), утверждавшее такие ценности, как верность гражданскому долгу, сдержанность, упорное терпение и настойчивость, мужество, твердость, величие духа, уважение к традициям предков, почитание богов. Но данный идеал по мере нарастания и обострения противоречий в римском обществе все более и более перемещался в сферу назидательной риторики и апологетической литературы, утрачивая социальную почву.
Отличительными особенностями римской религии были ее «формульный», договорной характер и прагматическая направленность, отвечающие духу официальной римской культуры. Римская религия сосредоточилась на обрядовой стороне. Религиозный ритуал рассматривался как своеобразный договор, а точное исполнение всех пунктов обряда – как гарантия успешности обращения к богам. Первоначально римские боги представлялись в качестве безличных сил, управляющих миром. Количество различных духов и демонов было поистине огромно. Впоследствии под влиянием греков и этрусков в Риме складывается антропоморфный пантеон богов во главе с Юпитером.
Многих богов римляне
заимствовали у греков, иногда через
этрусков, бог неба Юпитер напоминает
Зевса, бог войны Марс – Ареса,
богиня мудрости Минерва – Афину,
бог врачевания Эскулап – Асклепия,
богиня любви Венера – Афродиту
и т.д. Особо почитались древнеиталийские
боги Лары (духи очага и семьи), Гении
(покровители людей), Пенаты (домашние
боги). Большая роль отводилась культу
Весты (богини очага и римской
общины). В Риме в ее честь воздвигли
храм Весты, в котором вечный огонь
поддерживался высоко ценимыми жрицами-весталками.
Большой популярностью
Ведя происхождение права
от богов, римская религия придавала
особый статус юридическому мышлению.
Уважение к закону, наряду с почитанием
богов и традиций предков, отличало
римский менталитет. Именно система
права, это впечатляющее достижение
Древнего Рима, оказала решающее влияние
на европейскую юридическую мысль.
В практику современного судопроизводства
вошли такие созданные
Римское право подобно
религии долго сохраняло «
Древнейшим письменным сводом римского права стали Законы двенадцати таблиц» (середина V в. до н.э.), регулировавшие имущественные и торговые отношения. Процесс дальнейшей разработки системы римского права, направленного, прежде всего, на защиту частной и государственной собственности, связан с профессиональными комментариями и дополнениями к этим законам. Основателями римской юридической науки считаются Публий Муций Сцевола (II в. до н.э.) и Квинт Муций Сцевола (140–82 гг. до н.э.). Империя стимулировала системное оформление права. Во второй половине II в. н.э. появились знаменитые Институции Гая, но уже в середине III в. н.э. начался явный упадок римской юриспруденции.
Художественная культура
Рима, сформировавшаяся под влиянием
искусства греков и этрусков, отличалась
большим разнообразием и
1.2 Культура этрусков
Один из истоков древнеримской культуры нужно искать в культуре этрусков. В VII в. до н.э. этрусское государство, располагавшееся на северо-западе Апеннинского полуострова и представлявшее собой союз городов, подчинило себе племена латинян и задало тон культурогенезу последних.
Происхождение этрусских племен до конца не выяснено. Много тайн хранят их язык, письменность. Однако известно, что уже в VIII – VI вв. до н.э. этруски строили укрепленные города, знали морское дело (их суда долгое время контролировали море у берегов Сицилии), вели оживленную торговлю. Они славились как искусные ремесленники и земледельцы. Их государственное устройство составлял союз городов (двенадцатиградие). Наиболее крупные среди них – Вей, Тарквиния, Ветулония, Вульчи, Перузия. Под властью городов находились более мелкие поселения. Управляли объединением городов наделенные жреческой властью цари (лукумоны) и местная аристократия.
Религия. Не без влияния греков сложилась своеобразная религия этрусков. Высшую часть пантеона их богов занимали Тин (Тиния), Уни и Менрва (позже ставшая римской Минервой), что соответствовало Зевсу, Гере и Афине. На формирование загробного культа, видимо, повлияли восточные верования. Этруски испытывали особый страх перед душами умерших, верили в посмертное воздаяние за грехи и в загробную жизнь, которую рассматривали по аналогии с земной.
Архитектура. В архитектуре
этрусков главное место занимало
строительство храмов и гробниц.
Этрусские храмы во многом напоминали
греческие, но имели свои особенности.
При строительстве гробниц
Этрусский храм стоял на высоком фундаменте – подиуме, ко входу вела лестница, обнесенная колоннами. Храм с широко расставленными колоннами имел фронтальную композицию: одна из узких сторон являлась фасадом и украшалась портиком, остальные заменяла глухая стена. На фронтоне нередко помещались статуи. В этрусском храме молились, поэтому три его стены не окружались колоннами, а имели пилястры (выступающие из стен столбы). Эта особенность этрусской храмовой архитектуры была воспринята римлянами. Отличительной чертой здешних храмов было использование тосканского ордера. В сравнении с дорическим тосканский ордер имел более тяжеловесные пропорции, гладкие, без каннелюр колонны, базу сложного профиля, высокую капитель и аттик.
Исскуство. Изобразительное искусство этрусков испытывало мощное воздействие соседних восточных и греческой культур. К самобытным явлениям этрусской скульптуры относится мемориальная пластика – погребальные урны-канопы и фигурные надгробия, украшенные скульптурными портретами ушедших из жизни. Этрусскую скульптуру и позднюю живопись отличало стремление передать характерные черты личности изображаемых людей. Позже это станет основой впечатляющих достижений реалистического римского портрета.
Высокий уровень исполнения
отличал этрусское декоративно-
Достигнув зенита славы в VI в. до н.э., этруски к концу столетия стали терять свое могущество. Со второй половины V в. до н.э. постепенно приходили в упадок их города, непрерывно, но безуспешно воевавшие с Римом, под власть которого они и попали к III в. до н.э. В 89 г. до н.э. Рим объявил этрусков своими гражданами. Произошла окончательная ассимиляция самобытной культуры, ставшей своеобразным мостом между греческой и римской античностью.
1.3 Культура Древнего Рима периода Республики (510 – 30 гг. до н.э.)
Политика. В первой трети
VI в. до н.э. Рим, город на берегу Тибра,
имел уже достаточно давнюю историю.
Согласно римским историкам, он был
основан в 753 г. до н.э. Долгое время
город находился под властью
этрусков, но в 510 г. до н.э. восставший римский
народ сверг последнего этрусского
царя Тарквиния Гордого и
Продолжая политику завоеваний, Рим в V в. до н.э. подчинил себе весь Апеннинский полуостров, а в III–II вв. до н.э. завоевал, Карфаген, Грецию, Восточное Средиземноморье. С этого времени начинается рост могущества государства, владения которого в скором времени простирались далеко на юг и север, на запад и восток.
Экономика. Указанные выше процессы оказали глубокое влияние на экономику Рима. Основным занятием римлян оставалось земледелие. Земля была для них самой большой ценностью. Ремесло развивалось в меньшей степени, торговля ориентировалась на сбыт товаров для знати, которая между тем считала ее делом грязным и низменным (ведь богатство часто доставалось с помощью беззастенчивого ограбления). Рабы, главная производительная сила римского общества, использовались во многих сферах жизни, обслуживали и развлекали своих господ.
Самым позорным явлением римской культуры стали бои рабов-гладиаторов. Первоначально (с 264 г. до н.э.) эти зрелища устраивались на похоронах знатных граждан Рима (обычай пришел от этрусков), но с I в. до н.э. стали обязательным атрибутом праздников. Кровавая резня на арене пришлась по душе жестоким римлянам, и в императорский период политики использовали ее для привлечения плебса на свою сторону.
Во II в. до н.э. экономика Древнего Рима претерпевала существенные изменения в направлении небывалого укрупнения рабовладельческих хозяйств.
Подчинение Римом новых плодородных территорий привело к тому, что производимое римскими крестьянами зерно оказалось неконкурентоспособным по отношению к дешевому привозному. Началась массовая продажа мелких земельных наделов, крестьяне перебирались в города, где пополняли ряды плебса. Ко II в. до н.э. ситуация стала критической. Метрополии грозила продовольственная зависимость от присоединенных земель. Но в результате завоевательных походов возник огромный рынок рабов – чрезвычайно дешевой рабочей силы. Римские аристократы скупали земли мелких крестьян, приобретали рабов и организовывали крупные рабовладельческие хозяйства – латифундии. Теперь именно там развивалась сельскохозяйственная специализация, расширялось ремесленное производство. Но описанные выше процессы не способствовали развитию конкуренции и рынка товаров. Напротив, рядом с торговлей товарами для привилегированной знати, «под надстройкой, которую представляло собою меновое хозяйство, оказывается все более и более расширяющийся фундамент натурального хозяйства, удовлетворявшего потребности без помощи обмена... Чем выше поднимается уровень потребностей высшего, рабовладельческого слоя и чем более расширяется сфера обмена, тем больше утрачивает обмен свою интенсивность, тем более он превращается в тонкую сеть, протянувшуюся поверх натурально-хозяйственной основы» (М. Вебер). Расцвет торговли, строительство многочисленных общественных сооружений, пышность церемоний и богатство патрицианского нобилитета не должны вводить нас в заблуждение. Уже к концу периода республики в римской экономике начались процессы аналогичные тем, которые позже привели к упадку культуры и цивилизации Древнего Рима. Рабство и плутократическая монополизация собственности незримо подтачивали материальные основы огромной державы.