Культура Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 08:40, контрольная работа

Краткое описание

Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом,
его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествляется
с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………….4
2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМ………………………………………………..8
3. АНТИЧНАЯ НАУКА………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 44.00 Кб (Скачать файл)

 

 

                                              О Г Л А В Л Е Н И Е

 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2                                                                                            

  1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ…………………………………………….4  

  2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО  РИМ………………………………………………..8

  3. АНТИЧНАЯ НАУКА………………………………………………………...11

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..15    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….16 

 

                                                В В Е Д Е Н И Е

 

     Во многовековой  истории развития человеческого  общества  особая

роль принадлежит античному периоду, что обусловлено,  главным образом,

  его вкладом в мировую  культуру.  При этом культура  античности

(как и культуры других  эпох) рядом исследователей часто отождествляется

 с понятием "цивилизация",  как это имеет  место,  например,  во

взглядах Э.Тэйлора.  Отождествление этих понятий ведет к неясности в

понимании самого содержания культуры.

     В научной  литературе существуют различные  определения цивилиза-

ции. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап

человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в лите-

ратуре часто встречаются определения типа "европейская цивилизация",

"американская цивилизация",  "русская цивилизация" и другие, которые

подчеркивают своеобразие региональных культур.

     Понятие "цивилизация"  происходит  от латинского civilis (граж-

данский,  государственный,  политический) и во многом  совпадает  по

смыслу  с  понятием  "культура".  Первое  понятие возникло и вошло в

русскую мысль в 18 веке. Оно означало окультуривание человека в сис-

теме государственного устройства, разумно устроенного общества. Вто-

рое понятие еще со времен античности означало формирование, воспита-

ние человеческой души, обуздание человеческих страстей. То есть, по-

нятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культу-

ра",  оставив за ним то, что относится к формированию личного, твор-

ческого начала в человеческой деятельности. В то же время за поняти-

ем  "цивилизация"  в  качестве одного из его определений закрепилась

характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Соци-

альные  преобразования и научные достижения 20 века внесли много но-

вого в понимание цивилизации,  которую стали рассматривать  как  це-

лостность экономической,  социально-классовой, политической и духов-

ной сфер жизни общества в определенных пространственных и  временных

границах.

     Вопрос о  взаимосвязи культуры и цивилизации  представляется  до-

вольно  запутанным  из-за  того,  что они во многом перекрывают друг

друга.  Представители англоязычной литературы аппелируют  в  большей

степени  к  понятию  "цивилизация",  а  немецкие  авторы - к понятию

"культура".

     В отечественной  литературе еще в начале 19 века понятие «культура»

 вообще не использовалась,  заменяя его рассуждениями о  просве-

щении,  воспитании,  образовании,  цивилизации.  Русская  социальная

мысль стала использовать понятие "культура" в связи с  рассуждениями

о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Так, П.Л.Лавров пи-

сал:  "Как только работа мысли на почве культуры обусловила  общест-

венную  жизнь  требованиями  науки,  искусства и нравственности,  то

культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась".

     В настоящее  время  понятия  "цивилизация"  и  "культура" часто

употребляются и воспринимаются  как  равнозначные,  взаимозаменяющие

друг друга.  И это представляется правомерным,  поскольку культура в

широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.

     Однако из  этого не следует, что один  термин может полностью за-

менить другой.  По мнению Н.Я.Бромлей,  "когда мы говорим "цивилиза-

ция",мы  подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества.

 

Когда мы говорим "культура" то речь может идти о духовной  культуре,

о материальной, либо о той и другой. Тут требуются специальные пояс-

нения - какую культуру мы имеем ввиду".

     По мнению  И.Ф.Кефели,  культура - процесс активной  деятельности

человека,  направленной на освоение, познание и преобразование мира,

совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и ду-

ховных ценностей,  отражающих уровень достижений человека в освоении

мира.  Большинство современных специалистов считают,  что культурный

процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и

вещей,  необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает

освоения умений и знаний,  необходимых для для труда, общения и поз-

нания.

     Таким образом, под культурой современная наука  понимает все то,

что  создается людьми,  в отличии от того,  что существует в природе

помимо человека,  другими словами, всю творческую деятельность людей

во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией

же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следу-

ющие:  дикость-"период  преимущественно присвоения готовых продуктов

природы" (Энгельс); варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением

глиняной посуды,  общим усложнением орудий труда, начатками животно-

водства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство"  сде-

лалось  обозначением грубости,  жестокости,  культурной отсталости и

реакционности);  цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфа-

витной  письменности  и характеризующаяся усложнением обрабатывающей

промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным

углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречиях

 государственной организацией.                           В истории человечества принято различать следующие основные типы

 цивилизации:  1) древневосточные  (Древний  Египет,  Месопотамия,

Древний Китай,  Древняя Индия и др.); 2) античная; 3) средневековая;

4) индустриальная; 5) современные  восточные; 6) российская.

     Между этими  цивилизациями  можно  выявить  преемственные связи,

приводящие,  в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации совре-

менной эпохи.

     Следовательно  цивилизация античности - один из  периодов  разви-

тия культуры,  которое происходило в границах Древней Греции и Древ-

него Рима.

 

               1.  К У Л Ь Т У Р А     Д Р Е В Н Е Й     Г Р Е Ц И И

 

     Греция четко  делится на три части:  северную, охватывающую Фес-

салию и Эпир;  центральную,  ограниченную с севера Малийским и Пага-

сейским заливами,  а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, юж-

ную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции  мало чем отличается от

нынешнего.  Средняя температура не претерпела изменений  с  античных

времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к

континентальному, до 19 градусов на Кикладах.

     В Греции  совсем нет золота:  его добывали  уже за пределами Гре-

ции - на острове Тасос,  в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели

вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халки-

да происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древ-

ней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.

     Горнодобывающий  промысел находился в Афинах  на  высоком  уровне

развития:  там  умели  необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов,  а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра

была для греческого искусства глина,  из которой делали кирпичи,  но

прежде всего керамику - в этом греки добились,  как известно,  высо-

чайших художественных достижений.  Наконец, весьма ценился и камень:

благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники

архитектуры и скульптуры.  Камень всегда находился на месте,  его не

надо было ниоткуда возить.  Дома в Афинах строились из твердого  из-

вестняка,  добытого  в  ближайших окрестностях;  дома на Делосе - из

камня выломанного прямо из гранитного основания  острова.  Даже  при

сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олим-

пе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Ка-

ра,  поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в.  до н. э. траверин,

т.  е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах

от города.

     На рубеже III-II тысячелетия до н.  э. предки  поднейших греков,

двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространс-

тво,  примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые

говорили  на языке,  не относящемуся ни к индоевропейской,  ни к се-

митской группам.  Позднейшие греки, за исключением дворян, сами счи-

тали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось

представление о существовании некоторого древнего,  догреческого на-

рода,  карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Эл-

ладу и прилегающие острова.

     Итак, в  районе  Эгейского моря существовали  и взаимодействовали

три культурные общности:  древнейшая из них критская, или минойская,

с центром на Крите (3000 - 1200 гг.  до н. э.); кикладская, расцвет-

шая на островах;  и элладская  -  в  собственно  Греции.  Отражением

критской  культуры  в материковой Греции была культура микенская:  в

формировании ее немалую роль сыграли,  очевидно,  художники и ремес-

ленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейца-

ми.

     Около 1700 г. до  н. э. в Греции формируется микенская  культура,

которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550

г. до н. э.), среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднеми-

кенский (1400 - 1200 гг. до н. э.).

     Около 1700  г.  до н.  э.  в Арголиде - центре  власти микенских

правителей - стали особенно сильно ощущаться влияния минойской куль-

туры,  шедшие с Крита.  Женщины начали одеваться на подобии негритя-

нок,  появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы

богини  с  Крита.  Испытывая воздействие более развитой цивилизации,

ахейцы сохраняли ,  однако,  несмотря на это, многие черты культуры,

принесенной ими с севера.  В отличие от критян они продолжали носить

усы и бороды,  жили в мегаронах с постоянным очагом.  Если обитатели

Крита  господствовали  на море и потому не опасались вторжения на их

остров,  то ахейцы строили мощные оборонительные  сооружения  против

возможных  нападений с севера и восстаний покоренного ими населения.

Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и

мужественность нарождавшейся микенской цивилизации.

     Все это  нашло свое отражение как в  монументальной  архитектуре,

так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени,

где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества

местных  царей были крупные укрепления на возвышенных местах,  обне-

сенные мощными стенами.  Конструкция этих укреплений  отличалась  от

конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять     в Микенах у знаменитых Львиных ворот,  украшенных рельефом с изобра-

жением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой

каменных блоков.  Греки считали,  что эти стены воздвигли циклопы  -

одноглазые  великаны;  на самом же деле то был результат труда тысяч

людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих далеких

военных походах.

    До 1953 г.  микенская  цивилизация разговаривала с  нами лишь язы-

ком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка

англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позво-

лила  услышать также язык глиняных табличек,  содержащих инвентарные

описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех

систем  письменности  в эгейском мире:  древнейшее,  иероглифическое

письмо (первая половина II тысячелетия до н.  э.) и две системы  ли-

нейного письма - А (XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XI-

II вв.  до н.  э.),  тем  не менее только в 1953 г.  удалось  прочесть

тексты, созданные на основе самой "младшей" из этих систем, а именно

линейного слогового письма Б,  и установить,  что записи сделаны  на

греческом языке.  Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрован-

ным, но, как представляется, пользовались им не греки, а догреческое

население Крита.

     В Древней  Греции существовало множество  профессий,  такие  как

каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых

луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельст-

вовало о высоком развитии их науки и культуры.

     Микенские  документы принесли с собой  немало открытий в  области

истории религии.  В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, По-

сейдон,  Афина и Артемида.  Неожиданностью для ученых оказалось  су-

ществование женских соответствий: Посейдону - богине Посидеи, и Зев-

су - богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно то-

му,  как не было в классический период "жрицы цветов", упоминаемой в

кносских текстах.  Но самым большим открытием явилось  существование

уже  в ту эпоху культа Диониса,  ибо имя это мы находим в табличках,

но как имя человека, а не бога.

Информация о работе Культура Древней Греции и Древнего Рима