Культура Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 08:40, контрольная работа

Краткое описание

Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом,
его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествляется
с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………………………….4
2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМ………………………………………………..8
3. АНТИЧНАЯ НАУКА………………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 44.00 Кб (Скачать файл)

особой формы умозрения,  приведшей в дальнейшем к развитию  теорети-

ческого - как философского,  так и научного - мышления. Если в боль-

шинстве древних цивилизаций города - государства представляли  собой

автократические  или теократические деспотии,  то в греческом полисе

VII-VI вв.  до н.  э.  мы впервые встречаемся с демократией  как общ-

ностью свободных граждан, равных друг перед другом и перед законом.

     Каждый гражданин  полиса участвовал  в  выполнении  общественных

функций  и  в защите государства от внешнего врага независимо от его

сословного и имущественного положения.  Каждый имел право  выступать

на  народных собраниях и убедительно (т.  е.  логически обоснованно)

защищать свою точку зрения.  Любовь древних греков к словесному аго-

ну,  т. е. спору, засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих

условиях к развитию искусства устной аргументации и в конечном счете

к разработке приемов логического доказательства.

     Большое и  подчас недооцениваемое значение  имело в греческих го-

родах  -  государствах отсутствие сословий чиновников и жрецов.  Что

касается религии, то она рассматривалась как чисто гражданское уста-

новление,  возлагавшее  на граждан обязанности по выполнению опреде-

ленных обрядов, но не накладывавшее никаких ограничений на них внут-

ренние убеждения.  Это способствовало возникновению в греческих (ио-

нийских) полисах атмосферы свободомыслия,  которой не знала ни  одна

страна Древнего мира.

     Одной из  характернейших черт античного  общества было отсутствие

заметного  взаимодействия  между наукой и техникой.  Это не означало

что античная техника была примитивной,  находившейся на очень низком

уровне развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху зарождения гре-

ческой науки,  греческие ремесла и такие инженерные дисциплины,  как

строительное дело, кораблестроение и другие, находились на передовом

крае технических достижений той эпохи.  Здесь  действовали  традиции

отчасти заимствованные у народов Востока,  отчасти же унаследованные

со времен эгейской цивилизации. Так, например, Геродот приводит нес-

колько  примеров достижений инженеров с острова Самос,  которые осо-

бенно славились в то время.  В частности он говорит  о  водопроводе,

созданном по проекту Эвпалина и проходившем по туннелю,  который был

прорыт сквозь гору и имел длину около одного километра. Долгое время

историки  относились  к этому сообщению Геродота с недоверием,  но в

конце XIX в. немецкая археологическая экспедиция действительно обна-

ружила этот туннель.

 

Самым интересным было то,  что в целях ускорения работы туннель

рыли  одновременно с обеих сторон горы.  Впоследствии Герон привел в

сочинении "Диоптра" геометрическое построение,  которое должно  было

быть  осуществлено  для  того,  чтобы рабочие,  прорывавшие туннели,

встретились в середине горы. Это была совсем не простая задача, тре-

бовавшая не только определенных знаний, но и большой точности в про-

видении геодезических измерений.

     Зарождение  теоретической  математики следует  отнести ко времени

первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать гео-

метрические теоремы - о том,  что круг делится диаметром на две рав-

ные части; о том, что углы при основании равнобедренного треугольни-

ка равны и т. д. Сами по себе эти положения уже в то время казались,

вероятно достаточно тривиальными.  Новым было то,  что Фалес впервые

попытался  их логически обосновать.  Тем самым он положил начало де-

дуктивной математике - той  математике,  которая  впоследствии  была

превращена  в стройную и строгую систему трудами Гиппократа Хиосско-

го,  Архита,  Эвдокса, Эвклида, Апполония Пергского и других великих

ученых эпохи расцвета греческой культуры.  Но все открытия этих уче-

ных очень мало использовались в повседневной жизни.

     Исключением  может служить,  казалось бы, пример  Архимеда. Дейс-

твительно,  Архимед был ученым,  который соединил в своем лице гени-

ального  математика  и замечательного инженера.  Подчеркивающие этот

факт историки науки указывают,  что именно Архимед  предвосхитил  то

развитие, которое приняла наука нового времени.

     Античная наука  отражала особенности греческого  склада мышления,

несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того обра-

за мира,  который сложился еще в эпоху  ранней  греческой  классики.

 

Этот  образ  мира  нашел  свое  отражение и в других сферах античной

культуры - в частности,  в греческой литературе и греческом  искусс-

тве.

     Как было  указано выше,  основным методом  греческой  науки  было

созерцание. Уже этим самым объясняется то развитие, которое в антич-

ности получила астрономия.  Действительно, что могло быть более дос-

тойным объектом созерцания,  чем небесный свод с движущимися по небу

светилами?  Это прекрасно выразил Анаксагор в приписываемой ему зна-

менитой апофеме. На вопрос, для чего человеку лучше родиться, чем не

родиться, Анаксагор отвечал:"чтобы созерцать небо и устройство всего

миропорядка".

     Между тем  греческие ученые,  начиная с  Фалеса, только тем и за-

нимались, что конструировали различные модели космоса. Первые модели

были крайне несовершенными и произвольными,  ибо они строились чисто

умозрительно, без учета данных о движении небесных тел. Таких данных

вначале у греков вообще не было.  Но к началу IV в. до н. э. гречес-

кая наблюдательная астрономия уже имела существенные достижения.

     Следует подчеркнуть  еще одно отличие античной  науки  от  науки

нового времени.  Наука нового времени, творцами которой были великие

ученые эпохи Возрождения и ХVII в.,  с самого начала была наукой ин-

тернациональной.  Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер - все они

были представителями различных наций.  Античная наука -  это  прежде

всего греческая наука. То что рабовладельческое общество может обхо-

диться без науки показывает пример Рима.  Практическому складу римс-

кого ума было чуждо стремление к теоретическому умовозрению,  являв-

шееся столь характерным признаком греческой научной мысли.  Несмотря

на это, Рим дал миру великолепных поэтов, глубоких моралистов, заме-

чательных историков, блестящих ораторов.

 

                                           З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

    Следовательно, культура  или цивилизация в широком  этнографическом

 смысле слагается в  своем целом из знания,  верований, искусства, памятников, нравственности,  законов,  обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.

     Являясь вторым  самостоятельным этапом истории  мировой  культуры

античная  (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожден-

ного человеческого духа,  в знание и правду жизни. Развиваясь под

влиянием  ранней  цивилизации  культура  античности  внесла огромный

вклад в развитие мировой культуры.  Дошедшие до нас памятники  архи-

тектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетель-

ством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не толь-

ко как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

И сейчас сформулированные в них мысли о добре,  зле, чести и бесчестии

 являются современными.

     На почве  античной культуры впервые появилась и стали развиваться

  категории  научного  мышления,  велик вклад античности  в развитие

астрономии,  теоретической математики. Именно поэтому античная фило-

софия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового

времени,  развитии техники.  В целом же культура античности  явилась

основой для дальнейшего развития мировой культуры.

 

 

                  

 


 

                               

 

 

 

                   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая  школа, 2010.

2. Лурье С.А. История Греции. С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского

университета, 2011.

3. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. - М., Высшая школа , 2008.

4. Internet ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура Древней Греции и Древнего Рима