Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 08:56, контрольная работа
Киевская Русь создала богатую духовную и материальную культуру. Былины, песни, легенды, летописи, величественные соборы, мозаики и фрески храмов, книжные миниатюры, иконы и многое другое - неувядающие культурные достижения, лучшие из которых вошли в сокровищницу мировой культуры.
Цель данной работы – охарактеризовать экономику и культуру Киевской Руси.
В задачи работы входит рассмотрение таких вопросов, как хозяйственная жизнь, развитие городов и ремесел, становление денежной и налоговой системы, торговля, а также развитие образования, основные достижения архитектуры, живописи и др.
Введение 2
1. Экономика Киевской Русь 3
1.1 Хозяйственная жизнь 3
1.2 Города. Ремесла 4
1.3 Торговля. Денежная и налоговая система 5
2.Культура Киевской Руси 9
2.1 Письменность. Литература. Образование 9
2.2. Зодчество 12
2.3. Живопись. Скульптура 13
Заключение 16
Библиографический список 17
Крещение Руси в конце X в. способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению Руси, использовался в качестве языка церковной службы, а вследствие этого произошло и его становление как литературного (в отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и поэтому раннесредневековая литература преимущественно была латиноязычной.) Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания - византийские исторические сочинения, описания путешествий, жизнеописания святых и др.
Первые из дошедших до нас русских рукописных книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются Остромирово Евангелие, написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два Изборника князя Святослава Ярославича 1073 и 76 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг5.
Целый ряд выдающихся литературных произведений - «.Повесть временньк лет», «Изборник» князя Святослава, «Поучения Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника», «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона и др. - драгоценные памятники искусства писцов и художников.
Хотя эти произведения носили тенденциозный характер и писались по заказу князей и монастырей, они донесли до наших дней важнейшие проблемы того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и Отечество.
Период феодальной раздробленности нашел отражение в летописях отдельных земель. Так, Псковская летопись звучит как героическая военная хроника. Ипатьевская летопись описывает княжеские усобицы Галицко-Волынской земли. Примером своеобразной городской хроники стала Новгородская летопись. В свою очередь, Лаврентьевская летопись проводит идею единой и сильной великокняжеской власти Владимиро-Суздальской земли.
Глубина мысли, яркость образов и меткость языка отличают «Слово о полку Игореве» - повествование о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев в конце XII в. (1185). Автор с горечью пишет о проблемах Отечества, раздираемого междоусобицами князей и разоряемого половцами, горячо выступает за единение Русских земель, воспевает мирный труд земледельца.
Большое значение придавалось образованию. В этих целях Ярослав Мудрый открыл в Киеве школу, где обучалось более 300 детей6. В школах высшего типа готовились будущие государственные деятели и служители церкви. Дочь Ярослава Анна была одной из первых грамотных русских женщин и достойно представляла Отечество во Франции, будучи женой французского короля. Образованные жители страны знали иностранные языки. Обычно они владели греческим и латинским, а сын Ярослава Мудрого Всеволод знал пять языков.
До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма, имевший следующую схему построения. Внутреннее пространство здания расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединенных попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, а угловые части — купольными сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтаря - апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы (межрядные- пространства). Столбов в храме могло быть и больше. В западной части здания располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом.
Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031 - 1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор - самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.
В 1037 г. при Ярославе Мудром в Киеве был сооружен Софийский собор с 13 куполами, двумя рядами опоясывающих здание открытых галерей, внутренними полатями - хорами для князя и его семьи. Вокруг собора возводились княжеские дворцы, замок киевского митрополита. Тогда же были сооружены Золотые ворота и пр. Украшенную великолепными каменными зданиями столицу Киевской Руси современники называли соперницей Константинополя.
Всего же на территории Руси известно около 15 каменных храмов XI - начала XII вв. преимущественно крестово-куполъного типа.
С экономическим и политическим подъемом Русских земель древнерусское зодчество пополнилось прекрасными образцами архитектуры с яркими элементами русских национальных форм - ступенчатой ярусностью, «башенностью» верха постройки и пр. Среди памятников XII-XIII вв. особенно выделяются: собор св. Софии в Новгороде и церковь Спас-Нередица, величественные Успенский и Дмитровские соборы, а также неприступные белокаменные Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли около Боголюбова, Рождественский собор в Суздале, Георгиевский - в Юрьево-Польском и др.
Большим мастерством поражала и деревянная архитектура. Во многих городах возводились деревянные кремли-детинцы, а в Новгороде из дуба был построен великолепный храм св. Софии. Памятники русского зодчества XII—XIII вв. - классические образцы мировой архитектуры.
С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен двух башен Софии Киевской, далекие по своему характеру от обычных церковных росписей. Здесь изображены сцены княжеской охоты, музыканты, скоморохи, фантастические звери и птицы.
В XII - XIII вв. в живописи отдельных культурных центров Руси все отчетливее проявляются местные особенности. Формируется новгородский стиль монументальной живописи с его стремлением к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических образов, что усиливало непосредственное воздействие на чувства верующих. Среди наиболее известных новгородских икон этого периода - «Ангел Златые власы», привлекающая внимание светлым колоритом и лиризмом образа.
Живопись тех времен не стремится к передаче привычного для нас трехмерного пространства. Ее персонажи кажутся помещенными в плоскую среду* где нет ни глубины, ни линии горизонта, ни теней, отбрасываемых предметами. Не пытался древний мастер передать и объемность изображаемых предметов, чего добивались европейские живописцы начиная с эпохи Возрождения. Объем в живописи, как правило, создается при помощи светотени, выступающие вперед части предмета делаются светлее, западающие - темнее. На иконах только лик святых чуть-чуть тронуты светотенью, в основном изображение остается плоским. Осмысливая все это, невольно задаешься вопросом: почему древнерусские живописцы не изображали мир таким, каким его видели? Вопрос этот не простой и едва ли имеет только один ответ. Отбросим упрощенные объяснения, вроде тех, что многого они не знали, не умели. Мол, не знали линейной перспективы, плохо владели светотенью, были не наблюдательны и т. д. Вряд ли все это так. Вспомним античных мастеров.
Так в чем же разгадка? Как известно, средневековая живопись глубоко религиозна по своему характеру. Она изображала не мир земной, «дольний», а мир божественный, «горний», где господствуют свои законы времени, пространства, движения. Этот мир наполнен сложными, многозначными символами. Многое в нем условно, т. е. понятно лишь для посвященных7.
О постепенном становлении владимиро-суздальской школы живописи свидетельствуют сохранившиеся от домонгольского периода фрагменты фресок Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон, среди них - «Боголюбская Богоматерь» (середина XII в.) и «Дмитрий Солунский». Фреска Дмитриевского собора «Страшный суд» создана византийским и русским мастерами. Лики апостолов и ангелов, написанные русским художником, отличает мягкость, доброта и задушевность, в них нет напряженного психологизма греческих икон.
Распространение письменности и появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры, отличающиеся яркой орнаментальностью и обилием золота, украшают Остромирово Евангелие (1057). Другим крупнейшим по своему художественному значению и обилию иллюстраций является Мстиславово Евангелие, выполненное между 1103 и 1117 гг. по заказу новгородского князя.
Культура Древней Руси, как и всякого другого народа, сложилась из суммы ценностей, унаследованных из прошлых времен (от восточнославянских племен), вклада современников, а также заимствований у других народов (кочевых и Византии).
Для Киевской Руси IX-XI вв. характерно становление высокоразвитой культуры, не уступающей уровню ведущих европейских стран и сочетавшей лучшие образцы христианской и языческой духовной жизни. Не утратив своей самобытности и самостоятельности, Киевская Русь много почерпнула из сокровищницы византийской культуры: каменное зодчество, иконопись, фресковую роспись, житийную литературу и летописание, школу, переписку книг и пр.
Общерусская культура чрезвычайно обогатилась в период расцвета русских феодальных княжеств в XII-XI1 вв. Ярко проявилась региональная специфика как в летописании, так и в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве. Ценно, что запас прочности культурного наследия Руси позволил не только сохранить в трудный период приобретенные достижения, но и обогатить общерусскую культуру новыми явлениями в языке, искусстве, быте, обычаях.
К сожалению, большинство памятников русской культуры феодального периода для нас утеряны. Значительная часть их погибла во время нашествий и войн, в пожарищах. Так, летописец сообщает, что при осаде монголо-татарами Московского Кремля в 1382 г. жители перенесли книги в Кремлевский собор. Книг оказалось так много, что здание было заполнено по самые своды. И все это бесценное богатство сгорело. В огне пожаров 1812 г. погиб единственный список «Слова о полку Игореве». Много утрат памятников древнерусской культуры и в годы фашистской агрессии. И тем не менее история сохранила ряд источников и памятников той далекой эпохи.
Библиографический список
1 История Отечества/ Под ред.Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ, 2007- С.115.
2 Зуев М.Н. История России.- М.: ОНИКС 21 век, 2008.- С.31.
3 История Отечества/ Под ред.Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ, 2007.- С.117.
4 История Отечества/ Под ред.Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ, 2007.- С.118.
5 Зуев М.Н. История России.- М.: ОНИКС 21 век, 2008.- С.40.
6 История Отечества/ Под ред.Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ, 2007.- С.134.
7 Рябцев Ю.С. Очерки история русской культуры XI – XVII веков.- М.: Владос, 2007.- С.107.