Явление пещерного
затворничество пришло на Русь
вместе с христианством и связано
с именем его апологета преподобного
Антония. Неординарнейшее явление
христианской духовной культуры, называемое
еще исихией (молчальничество, умное деланье)
– это путь духовной практики преображения
человеческого духа через аскетизм, уход
от мира. Подземные монастыри были очагами
исихии на Руси, ибо здесь ни звук мира,
ни свет солнца не мешали молитвенной
концентрации внимания. Традиционная
жизнь в общежительных монастырях не была
такой строгой. Люди, отрекавшиеся от обычной
жизни и уходившие в монастыри, могли продолжать
выполнять некоторые мирские обязанности.
Игумены монастырей наравне с епископами
выступали как дипломаты, судьи, посредники.
Монастыри становились центрами распространения
духовных знаний. Рядовой монах мог стать
летописцем, зодчим иконописцем. Несомненно,
что именно монастыри сыграли определяющую
роль в приобщении русского народа к культурным
богатствам Византии, в распространении
просвещения и создании крупных литературных
и художественных ценностей.
После принятия христианства
в конце 10 века на Руси началось
каменное строительство. Первые
сооружения такого типа были построены
византийскими мастерами. В 989 году в Киеве
была заложена Десятинная церковь Успения
Богородицы. На ее содержание была
отпущена десятая часть доходов князя.
Во время Батыева нашествия в 1240 году она
была разрушена. Археологические раскопки
и исследование руин этого древнейшего
храма Руси, позволили установить, что
эта постройка площадью около 900 м2,
увенчанная, по словам летописи, 25 верхами,
т.е. главами была грандиозной по замыслу
и исполнению. Также многоглавым был 13-верхний
Софийский собор в Киеве, возведенный
во времена Ярослава Мудрого. Одноименность
соборов Киева и Константинополя призвана
была утвердить равенство Руси с Византией.
Археологические раскопки обнаружили,
что храм был окружен крепостной стеной
митрополичьего замка. Софийский собор
– памятник не только зодчества, но и искусства
изобразительного. Во внутренних помещениях
собора сохранились мозаики, мозаичным
был и пол.
В 30-е годы 11 века
были построены каменные Золотые
ворота с надвратной церковью
Благовещенья. В этом же веке были построены
храмы а Полоцке, Чернигове, Выдубицком
и Киево-Печерских монастырях. В Вышгороде
под Киевом в честь первых русских святых
– князей Бориса и Глеба – возводится
грандиозный храм площадью около 600 м2.
Выдающимся произведением зодчества Киевской
Руси стал Софийский собор в Новгороде
(1045-1050), в архитектурном облике которого
уже угадываются некоторые черты будущего
новгородского архитектурного стиля.
Он значительно строже киевского, имеет
пять куполов, расположенных в симметрическом
порядке, гораздо мощнее и суровее сложенных
из местного известняка стены. В интерьере
нет ярких мозаик, а только фрески, но не
такие динамические, как в Киеве, и избыток
орнаментальных украшений языческой древности
с ясно проглядывающимися рисунком узелкового
письма.
Искусство ремесла.
Киевская
Русь была страной высокоразвитого
ремесла: гончарного, металлообработки,
ювелирного. В 10 веке появляется
гончарный круг, и на всей территории
прежнего Киевского государства
археологи до сих пор находят великолепные шиферные пряслица,
грузики для веретен. К середине 11 века
относится первый известный меч с русской
надписью <<Людота ковал>>, с этого
времени русские мечи встречаются в археологических
раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавии.
Ювелирная техника русских мастеров была
очень сложной, а изделия Руси пользовались
большим спросом на мировом рынке того
времени. Многие украшения выполнены в
характерной технике зерни (на изделие
напаивался узор, состоявший из множества
шариков). Применялась также скань: рисунок
наносили тонкой проволокой, напаянной
на металлическую поверхность, а промежутки
между сканными перегородками заполняли
разноцветной эмалью. Так получались высокоценные
ювелирные изделия, выполненные в технике
перегородочной эмали, типично русские
украшения.
Литература:
Культурология. История
мировой культуры: под ред. А.Н. Макаровой.
–М. “Культура и спорт”, Издательское объединение
“Юнити”.1998
Культурология. Курс лекций: под ред.
А.А. Радугина. – М. “Центр”. 2001