Культура Просвещения во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

В XVIII в. Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII в. отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя, прежде всего к «чисто человеческому» содержанию культуры. Просвещение провозгласило веру в возможность человека изменить жизнь к лучшему. Идеалы Просвещения выражали интересы нового прогрессивного класса, окрепшего экономически, но не имевшего власти. Это был класс буржуазии, который через своих идеологов-просветителей провозгласил культ Разума и Природы. Просветители считали, что прогресс науки и просвещения - это главное средства изменения общественной жизни к лучшему в соответствии с законами Природы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Эволюция философских идей просветителей.………………………………6
2. Воплощение идей просветителей в изобразительном искусстве…….…...13
3. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства……………...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Примечание………………………………………………………………………36
Библиография………………………………………………………………….....37

Вложенные файлы: 1 файл

за 3 курс.docx

— 76.07 Кб (Скачать файл)

 

Приднестровский государственный  университет им. Т.Г. Шевченко

Институт истории, государства  и права

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

 

 

 

Культура Просвещения во Франции

 

 

 

 

 

 

                                                                     Курсовая работа

                                                                     студентки 31 группы

                                                                     заочной формы обучения

                                                                     специальность 030401 «История»

                                                                     М.С. Бабченко

 

                                                                     Научный руководитель:

                                                                     канд. филос. наук, доцент

                                                                     И.К. Стратиевская

 

 

 

 

Тирасполь, 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Эволюция философских идей просветителей.………………………………6

2. Воплощение идей просветителей в изобразительном искусстве…….…...13

3. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства……………...30

Заключение……………………………………………………………………….34

Примечание………………………………………………………………………36

Библиография………………………………………………………………….....37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В XVIII в. Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII в. отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя, прежде всего к «чисто человеческому» содержанию культуры. Просвещение провозгласило веру в возможность человека изменить жизнь к лучшему. Идеалы Просвещения выражали интересы нового прогрессивного класса, окрепшего экономически, но не имевшего власти. Это был класс буржуазии, который через своих идеологов-просветителей провозгласил культ Разума и Природы. Просветители считали, что прогресс науки и просвещения - это главное средства изменения общественной жизни к лучшему в соответствии с законами Природы.

Философия эпохи Просвещения  невольно привлекает к себе внимание потому, что многие ее ориентиры, связанные  с преувеличенными надеждами  на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и ориентирами, идейно в середине XX в. были захвачены перспективами научно-технического прогресса, и многие идеи философии в истории XVIII в. получают свое второе рождение в «технологическом детерминизме» XX в.

Хронологические рамки эпохи Просвещения охватывают XVIII в. При этом условно их можно разделить на два периода: до 1750 г., когда главным предметом критики и нападения просветителей являлась католическая церковь, и вторую половину столетия, когда стали подвергаться критике государственные учреждения и социальные отношения, а на первый план выдвигается идея политической свободы.

Территориальные рамки – территория Франции эпохи Просвещения.

XVIII в. характеризуется созреванием не только политического, но и духовно-нравственного сознания буржуазного общества. В данной работе освещаются вопросы воплощения идей Просвещения в культуре Франции XVIII в.

Актуальность  темы исследования заключается в том, что эпоха Просвещения представляет собой яркий пример осознания особой значимости роли культуры в обществе. Связь культуры с реальной жизнью выражается, с одной стороны, в отражении реальных жизненных проблем и общественных потребностей, а с другой стороны, в огромной преобразующей силе культуры. Именно культура, считали они, воздействуя на личность, способно совершенствовать ее в целях добродетели.

Источниковедческая  база данной работы представлена трудами мыслителей эпохи Просвещения. Это сочинения Вольтера «Философские письма», Д. Дидро «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел», Ж.-Ж.. Руссо «Об общественном договоре», Ш. Л. Монтескье «О духе законов», 1.

Существует ряд исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных искусству эпохи Просвещения. В отечественной историографии значительный интерес вызывают работы Гачева Д.И. «Эстетические взгляды Дидро», Момджяна Х.Н. «Французское просвещение XVIII века. Очерки», Овсянникова М.Ф. «История эстетической мысли» Золотова Ю.К. «Французский портрет XVIII век», Кузнецовой И.А. «Французская живопись XVI-XVIII вв.» и др.2

В отечественной  и зарубежной историографии очень  мало присутствует работ, показывающих взаимосвязь идей Просвещения и  культуры. Очень ценным в таком  плане, является монографическое исследование А.К. Якимовича «Шарден и французское  Просвещение»3.

 

 

 

В целом в современной  историографии нет системного анализа  данной проблемы, она мало изучена  и научно разработана. Внимание уделяется  лишь некоторым аспектам мироощущения эпохи Просвещения, эстетических принципов  и творческих приёмов теоретической  мысли и изобразительного искусства  этого периода.

Цель курсовой работы является анализ особенностей культуры Просвещения во Франции.

Задачи:

- изучить эволюцию философских идей просветителей;

- рассмотреть воплощение  идей просветителей в изобразительном  искусстве;

- проанализировать влияние Просвещения на развитие театрального искусства.

 Работа включает в себя введение, три главы, заключение, примечание и библиографию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эволюция философских идей просветителей

 

Восемнадцатый век в Европе - завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев, идёт борьба за освобождение от религиозно- феодального миросозерцания, образуются первые политические партии, появляется периодическая печать. Эти  глубокие изменения в социально- политической и духовной жизни Европы обусловили основные особенности культуры XVIII в., а историческая эпоха получила эпитеты: «век разума», «эпоха Просвещения». XVIII столетие выдвинуло новое понимание человеческого бытия: изменилось отношение к Богу, обществу, государству. Главным предметом человеческого внимания становится природа. Он изучает ее законы, а также закономерности развития общества, государства. Таким образом, меняется сам человек и отношение к нему. Одной из главных ценностей, характерной чертой эпохи является гуманизм. Человек со своими интересами потребностями ставится во главу угла просветительской концепции.

Главную свою задачу Просвещение  видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и  каждого. Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек  обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого  общежития. Идея равенства перед  законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении  знаний. И не без их участия в  эпоху Просвещения победу одержал  рационализм, резвившейся в западно-европейской  мысли ещё в Средние века. Победа разума - второй характерный признак  эпохи.

Третий характерный признак  эпохи Просвещения - исторический оптимизм.4

Эпоха Просвещения по праву  может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая, политические и социальные устои.

Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обременённого нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным законам».

В культуре Франции складываются два основных направления. Одно имеет своим основанием придворные круги, выражает его идеалы и настроения и доминирует в первые десятилетия века. Это культура рококо. Другое направление формируется исподволь, вызревает в ту же эпоху, достигая зрелости в 40-е годы, отстаивая смысложизненные ценности третьего сословия. Это линия буржуазной оппозиции абсолютизму, линия буржуазного просветительства. Оно достигает вершинных проявлений в философских и литературных трудах энциклопедистов, а также в творчестве художников, разделявших их принципы.

Духовный кризис начала века нашел своеобразное разрешение в  эпоху регентства герцога Орлеанского, когда прежняя атмосфера ханжества  и педантизма, характерная для  Версальского двора, сменяется таким  высвобождением чувств и страстей, что выливается зачастую в оргии, разгулы, пренебрежение приличиями. Отношение к миру становится все  более условным и маскарадным. Разрешение духовного кризиса в эпоху  рококо было чисто внешним: за праздниками, маскарадами, разгулом скрывались всё  те же опустошенность и безразличие, паралич воли к преобразованию страны. Но эта культура имела свои положительные  стороны: она освобождала искусство от предрассудков, стереотипов, ориентировала его не на абстрактные идеалы, а на вкусы современников.

На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали  Ш.Л. Монтескье (1689–1755 гг.) и Вольтер (Ф.М. Аруэ, 1694–

1778 гг.). Термин «Просвещение» впервые был использован Вольтером. Постановкой Вольтеровской трагедии «Эдип» и выходом в свет «Персидских писем» Монтескье можно датировать начало французского Просвещения.5 Вольтер и Монтескье развенчали богоданность и священность монархической власти и духовенства, обличив деспотизм правящего режима, фактически явились родоначальниками Просвещения во Франции, достигшего апогея в 40-е годы XVIII в. В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» (1748 г.) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В «Персидских письмах» (1721 г.) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного.6 Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.7 Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения «Орлеанская девственница» (1735 г.), «Фанатизм», или «Пророк Магомет» (1742 г.); философские повести «Кандид», или «Оптимизм» (1759 г.), «Простодушный» (1767 г.); трагедии «Брут» (1731 г.), «Танкред» (1761 г.); «Философские письма» (1733 г.).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784 гг.) и энциклопедисты. «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел», 1751–1780 гг. стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. Статьи же для этой «Энциклопедии» соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в «Энциклопедии» должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. Более того, в «Энциклопедии» стали помещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционной религиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высших государственных чиновников к изданию «Энциклопедии». Работа над «Энциклопедией» с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII в. так и не увидел. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе для России).8

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778 гг.). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате «Об общественном договоре», или «Принципы политического права» (1762 г.) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

В «век разума» возникают новые философские направления, которые обосновывают необходимость более глубокого изучения законов природы и их познанием объясняют улучшение общественных процессов. Работа Монтескье о «О духе законов» полностью ставит психологию человека, формы жизнедеятельности общества и государственное правление в зависимость от природных условий, в которых они находятся. Вольтер также призывает к познанию законов разума, к просвещенности монархов, которые могут, по его мнению, способствовать разумному устройству государства.

Информация о работе Культура Просвещения во Франции