Культура Просвещения во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

В XVIII в. Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII в. отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя, прежде всего к «чисто человеческому» содержанию культуры. Просвещение провозгласило веру в возможность человека изменить жизнь к лучшему. Идеалы Просвещения выражали интересы нового прогрессивного класса, окрепшего экономически, но не имевшего власти. Это был класс буржуазии, который через своих идеологов-просветителей провозгласил культ Разума и Природы. Просветители считали, что прогресс науки и просвещения - это главное средства изменения общественной жизни к лучшему в соответствии с законами Природы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Эволюция философских идей просветителей.………………………………6
2. Воплощение идей просветителей в изобразительном искусстве…….…...13
3. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства……………...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Примечание………………………………………………………………………36
Библиография………………………………………………………………….....37

Вложенные файлы: 1 файл

за 3 курс.docx

— 76.07 Кб (Скачать файл)

Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей  плеяды публицистов: ярких, остроумных, блестящих, и страстных. Они писали столь раскованно и увлеченно, столь  убежденно, что сама манера их письма привлекала читателей. Энциклопедисты смело соединяли науку, философию  и мистические прозрения в  единое целое.

Французское Просвещение  отличалось наиболее радикальными взглядами  по всем вопросам политического и  социального характера. Французские  мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические  воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая  центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых  идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими  идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Во Франции Просвещение  приняло форму материализма и  атеизма. Тем самым  подготовило  почву для появления социалистических идей. Освободить народ от предрассудков, сделать людей «совершеннолетними», научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам9. Эти идеи развивали Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. д’ Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеции. Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения – «имей мужество пользоваться собственным умом».Тем самым идеологи Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума. Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религиях, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.

Французские материалисты создают  научную картину мира, в которой  нет места богу. Вся наблюдаемая  действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что  иное, как материя. Все явления -это  конкретные формы ее существования. Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности.

Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано  и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Они доказывали, что природа  подчинена объективным законам  и что эти законы полностью  определяют все изменения в ней. Природа представлялась им как царство  одной лишь необходимости; случайность  в самой природе отвергалась. Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к  фатализму, то есть  к убеждению, что и в жизни человека все  уже предопределено объективными законами, и судьба наша от нас не зависит.

Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой  познания они рассматривали опыт и показания органов чувств, то есть развивали идеи сенсуализма и эмпиризма XVIII в. (Ф.Бэкон, Д.Локк и др.). Познание они определяли как процесс отражения в сознании, в знаниях реальных явлений действительности.

Утверждение материалистических идей французские материалисты совмещали  с резкой критикой религии и церкви. Они отвергали идею существования  бога, доказывали иллюзорность идеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь  и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.

Касаясь общественной жизни, они доказывали, что история определяется, прежде всего, сознанием и волей  выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление  обществом – это правление  просвещенного монарха.

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно  отметить следующие важные моменты  в ее общей характеристике:

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности  науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения  идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о  возможностях математики в естественнонаучном познании);

• развиваются деистические представления о мире, что в  свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм  в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII в.;

• формируется новое представление  об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и  техники, с научными открытиями и  изобретениями, с просвещением масс.

Философские идеи Французского Просвещения сформировали современную  систему ценностей.

 

2.  Воплощение идей просветителей в изобразительном искусстве

В эпоху Просвещения традиция парадного строго академического стиля постепенно утрачивала значение. С конца XVII в. распространялась чисто декоративная нарядная живопись, возник интерес к колориту, в нем заметно влияние венецианцев, Рубенса, а также голландских мастеров. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.

Одновременно с развитием  живописи рококо усиливалась роль реалистического  направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж.

Начало XVIII в. отмечено творчеством Антуана Ватто (1684—1721 гг.) — создателя галантного жанра, интимной живописи настроения, певца тонких душевных движений и чувств. Творчество Ватто, сложное и противоречивое, расцветало в годы перелома, на перепутье двух дорог, по которым следовало затем французское искусство XVIII в. Лучшие его произведения знаменовали завоевания реалистической живописи, однако искусство Ватто оставалось в стороне от оппозиционных аристократии кругов. Искусство Ватто, тонкого наблюдателя жизни, часто принимало романтическую окраску, окрылялось мечтой о прекрасном, вместе с тем в нем звучали то скептические, иронические, то пессимистические интонации.

В картинах и в многочисленных, полных неповторимой прелести рисунках Ватто проходит широкий круг характерных  типов, наблюденных в жизни. Это  пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр; «Баскский крестьянин», Музей Шантильи — оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им — светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги. Творческий путь художника начался с изображения небольших жанровых сцен, навеянных жизнью разоренного войной Валансьена. Развивая жанровую линию Калло, Луи Ленена, фламандцев — Тенирса, Рубенса, Ватто проявил свое понимание темы в картинах «Бивуак» (1710 г.), «Тягости войны» (1716 г.), написанных с убедительностью правдивого рассказа, изящного и поэтичного10.

Творческая зрелость Ватто  наступила в 1710 - 1717 гг. К. Жилло, учитель Ватто, пробудил в нем интерес к театру, к театральным темам, связывавшим его с демократической линией театральной культуры и ярмарочных театров, ставших выразителями живой мысли времени. Раскрывая театральную тему сопоставлением характеров и чувств, Ватто нашел путь к исследованию человеческой души. Он изображал парады и выходы актеров к публике, подчас превращая свои картины в своеобразные групповые портреты. В масках итальянской комедии (Пьеро, Арлекин и др.) Ватто дал яркие портретные образы («Актеры итальянской комедии», 1712 г.).

Часто художник превращается в стороннего иронического наблюдателя. Любуясь живописностью раскрывающегося  перед ним праздничного зрелища, он подмечает пустую суетность и  тщеславие светской жизни («Общество к парке», 1717 г.). Знаменитое «Паломничество на остров Киферу» (1717г.) завершает искания предшествующих лет11.

Франсуа Буше (1703—1770 гг.) был художником, идейно связанным с аристократическим обществом в период его упадка; он запечатлел в своих полотнах то стремление к наслаждению всеми благами жизни, которое царило среди высших классов в середине XVIII в. Буше исполнял огромное количество работ для двора, делал эскизы для мануфактуры гобеленов в Париже и в Бове («Дон-Кихот», «Вакх и Ариадна» и др.), работал для театров, иллюстрировал книги.

В творчестве Буше получают широкое распространение мифологические сюжеты, дающие повод для изображения  обнаженного женского и детского тела.

Характерным образцом мифологических картин Буше может служить «Туалет Венеры» — чисто декоративная композиция, в своем построении не лишенная, как и многие другие работы Буше, академических черт. Не менее характерны для Буше и так называемые пасторали, или пастушеские сцены («Гнездо»). Увлечение пасторальными темами, характерное для всей эпохи, было отражением модных тогда теорий, согласно которым счастливы лишь наивные люди, живущие вдали от цивилизации, на лоне природы12.

Буше очень разнообразен в своей тематике. Помимо пасторалей и мифологических картин он писал  жанровые сцены из быта аристократического общества, портреты (особенно часто  портреты маркизы Помпадур), религиозные  изображения, решаемые обычно в том  же декоративном плане («Отдых на пути в Египет», 1757 г.), цветы, орнаментальные мотивы.

Против утонченного искусства  рокайля, искусства салонов и  будуаров, «подчиненного фантазии и прихоти горсти людей богатых, скучающих, праздных, вкус которых так же испорчен, как и их нравы», выступили в 60—70-х гг. представители буржуазной критики во главе с Дени Дидро. Порицая искусство аристократии за его условность и отсутствие естественности, они потребовали создания искусства, правдиво отражающего жизнь, свободного от манерности, не боящегося обыденного. В противовес искусству рокайля, главной задачей которого было доставлять наслаждение испорченным праздностью людям, Дидро и его сторонники требовали создания действенного искусства, ставящего своей задачей не только воспроизведение действительности, но и воспитание нового человека. По их мнению, помимо правдивости искусство должно обладать глубоким содержанием, имеющим общественное значение, должно оказывать благотворное воздействие на общество, помогать человеку в разрешении важнейших жизненных задач13.

Эти взгляды с наибольшей полнотой были развиты Дидро в  его «Салонах» — выходивших с 1759 г. обзорах художественных выставок в Лувре.

Ярким контрастом господствующей аристократической линии развития искусства является творчество крупнейшего  мастера реализма XVIII в. Жана Батиста Симеона Шардена (1699—1779 гг.). Сын парижского ремесленника-столяра, он прошел выучку у академических живописцев, однако очень скоро порвал с их методом работы — по образцам других мастеров и по воображению. Этому методу он противопоставил работу с натуры и пристальное ее изучение — принцип, которому он оставался верен в течение всей своей жизни. В 1728 г. Шарден обратил на себя внимание двумя натюрмортами, выставленными им на площади Дофина под открытым небом. Успех, выпавший на его долю, позволил ему представить свои работы в Академию. Здесь его натюрморты получили единодушное признание, и Шарден был избран академиком.

Натюрморт был излюбленным жанром Шардена. Жанр этот вошел в моду в XVIII в. под влиянием голландцев, увлечение которыми перекликалось с наметившейся в литературе тяге к простоте и естественности. Но в своих натюрмортах французские мастера обычно отталкивались не от реалистических основ голландского искусства, а от его декоративных элементов. Этому декоративному натюрморту Шарден противопоставил свои простые, непритязательные, лишенные каких бы то ни было внешних эффектов картины. Он писал глиняные кувшины, бутыли, стаканы, простую кухонную посуду, окруженную фруктами и овощами, иногда рыбу или битую дичь. Но в этих простых предметах он открыл поразительное богатство красочных оттенков, которые позволили ему с необычайной силой выразить материальные качества вещей. Эти достоинства живописи Шардена сразу же оценил Дидро, считавший его «первым колористом» Салона и, может быть, одним из первых колористов в живописи»14.

Важнейшее место занимает в творчестве Шардена жанровая живопись. Она посвящена изображению несложных  сцен быта французского третьего сословия — мелкой буржуазии и трудового  люда. Впервые в искусстве XVIII века жизнь третьего сословия оказывается в центре внимания художника, который передает ее с глубоким чувством. В большинстве случаев Шарден изображал мирный домашний быт: мать с детьми, читающими молитву перед скромной трапезой («Молитва перед обедом», 1744 г.); прачка, стирающая белье, и примостившийся около кадки ребенок, пускающий мыльные пузыри («Прачка», 1737 г.,), мальчик, усердно складывающий карточный домик («Карточный домик»), — таковы типичные сюжеты картин мастера. Все в них естественно и просто и вместе с тем исполнено большой поэзии.

Во французском искусстве  XVIII в. Шарден был также одним из создателей реалистического портрета. К числу прекраснейших портретов художника принадлежат его автопортреты и портрет жены, выполненные пастелью (1770-е гг.).

Реалистическое искусство  Шардена сразу же получило поддержку  передовой художественной критики. Особенно высоко ценил Шардена Дидро, в своих «Салонах» не раз, восхвалявший его картины за жизненную правдивость и высокие живописные достоинства. Однако не во всех отношениях искусство Шардена удовлетворяло новую критику. Теперь, когда от искусства требовали, чтобы оно стало, по выражению Дидро, «школой нравов, немым оратором, наставляющим нас в добродетелях и возвышенных поступках», особенным успехом стали пользоваться те художники, в творчестве которых проступали дидактические черты.

Главой сентиментально-морализующего  течения во французском искусстве  во второй половине XVIII в. стал Жан Батист Грез. Работы Греза, посвященные в основном изображению жизни мелкой буржуазии, отмечены сильными идеализирующими тенденциями и проникнуты сентиментальной чувствительностью. Они близки по своему характеру к возникшей в этот период сентиментальной драме — литературному жанру, в котором писал Дидро.

Информация о работе Культура Просвещения во Франции