Культура Просвещения во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

В XVIII в. Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII в. отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя, прежде всего к «чисто человеческому» содержанию культуры. Просвещение провозгласило веру в возможность человека изменить жизнь к лучшему. Идеалы Просвещения выражали интересы нового прогрессивного класса, окрепшего экономически, но не имевшего власти. Это был класс буржуазии, который через своих идеологов-просветителей провозгласил культ Разума и Природы. Просветители считали, что прогресс науки и просвещения - это главное средства изменения общественной жизни к лучшему в соответствии с законами Природы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Эволюция философских идей просветителей.………………………………6
2. Воплощение идей просветителей в изобразительном искусстве…….…...13
3. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства……………...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Примечание………………………………………………………………………36
Библиография………………………………………………………………….....37

Вложенные файлы: 1 файл

за 3 курс.docx

— 76.07 Кб (Скачать файл)

В заключении необходимо отметить, что Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью.

В философии Франции эпохи  Просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира; развиваются деистические представления о мире, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII в.; формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Развивавшаяся на этой почве  французская художественная культура вступила в полосу подъема. Новое  содержание мощным потоком врывалось  в искусство. Переходный характер эпохи определил сложность французской художественной культуры XVIII в., тяготение к контрастам и разнообразию. Ее развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявлявшегося в реалистических, предромантических и классицистических формах, и господствовавшего аристократического искусства позднего барокко, рококо и академизма.

В эпоху Просвещения во Франции широкое распространение  получает жанровая живопись. У художников-реалистов борьба за эмансипацию личности нашли отражение в интересе к образу «естественного человека», к его живым интимным чувствам, вне сфер воздействия официальных норм жизни и сословной иерархии. Это определило и обращение к темам обыденной жизни частного человека

Парадный портрет уступает место портрету интимному, а в  пейзажной живописи возникает и  распространяется в разных странах  так называемый «пейзаж настроения». Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу. В работах художников XVIII в. усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

С начала века скульптура часто  утрачивала монументальность, приобретая более камерный и декоративный характер. В ней изменились характер тематики и художественные приемы, совершался переход к светской непринужденности и  утонченной грации,  динамичности и легкости формы, к интимной трактовке  образа. Но с середины XVIII в. появилось тяготение к простоте, строгости и лаконизму. Поворот к реализму сопровождался поисками героических образов.

Светское зодчество в XVIII в. впервые берет верх над церковным зодчеством. Архитектура рококо, прежде всего, ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать, и наслаждаться их творениями. Новый стиль стал стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. В середине XVIII в. господствующим направлением в архитектуре Франции постепенно становится классицизм.

Эпоха Просвещения явилась  важнейшим поворотным пунктом в  духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и  этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в  плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих  пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

 

Примечание

 

  1. Вольтер. Избранные произведения. М.1947; Дидро Д. Избранные произведения. М.-Л. 1951; Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1961.
  2. Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961; Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века. Очерки. М..1983; Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. M., 1978.
  3. Кузнецова И.А. Французская живопись XVI-XIX вв. М ,1992; 3олотов Ю. К. Французский портрет XVIII век. М., 1965.
  4. Якимович А.К. Шарден и французское Просвещение. М., 1981.
  5. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977. С.146-147.
  6. Там же. С. 151.
  7. Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения  XVIII века. М.,1965. С. 96-98.
  8. Вольтер. Избранные произведения. М.1947. С.112.
  9. Волгин В.П. Указ.соч. С. 173.
  10. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1986. С 214.
  11. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVIII- XVIIIвеков. М., 1963. С. 302.
  12. Там же. С. 312.
  13. Кузнецова И.А. Французская живопись XVI-XIX вв. М ,1992. С. 67-68.
  14. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVIII- XVIIIвеков. М., 1963. С. 319.
  15. Борзова Е.П. История мировой культуры. С.-П., 2001. С. 87.
  16. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1999. С.214.
  17. Борзова Е.П. Указ.соч. С. 111.
  18. Там же. С. 121-122.
  19. Лившиц Н.А. Французское искусство XV-XVIII веков. Очерки. Л.,1967. С. 56 – 57.
  20. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVII- XVIII веков. М., 1963. С. 319. С. 324.
  21. Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961. С. 61.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

Источники

Вольтер. Избранные произведения. М.1947.

Дидро Д. Избранные произведения. М.-Л. 1951.

Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения  в 3-х томах. М., 1961.

Руссо Ж.-Ж. Статьи, высказывания, отрывки из произведений. М.- Л. 1959.

Обобщающие, учебные  издания:

Борзова Е.П. История мировой  культуры. С.-П., 2001.

Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977.

Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVIII- XVIII веков. М., 1963.

Всемирная история: в 24-х томах. Т. 15. Эпоха Просвещения. М., 1997.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств М., 1990.

История искусств зарубежных стран 17-XVIII веков // под ред. В. И. Раздальской. М.,1988.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1999.

Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1986.

Культурология //под. ред. А. А Радугина. М.,1997.

Кертман Л.E. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.

НарскийИ.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1973.

Овсянников М.Ф. История  эстетической мысли. M., 1978.

Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV-XIX веков. Л., 1971.

Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. М.,2001.

 

Исследования 

Акимова А. А. Дидро. М., 1963.

Акимова А. А. Вольтер. М., 1970.

Библер B.C. Век  Просвещения  и критика способности суждения. Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

Гачев  Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961.

Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.

3олотов Ю.К. Французский  портрет XVIII век. М., 1965.

Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIIIвека. М.,1965.

Кузнецова И.А. Французская живопись XVI-XIX вв. М ,1992.

Калан М.С. Философия культуры. С.-П.,1996.

Лившиц Н.А. Французское искусство XV-XVIII веков. Очерки. Л.,1967.

Момджян Х.Н. Французское  просвещение XVIII века. Очерки. М..1983.

Малая история искусств. Искусство XVIII века// Катор A.M. и др. М.,  1977.

Новосельская И.Н. Западно-европейское искусство XVIII века. Сборник статей. Л., 1987.

Скир А.Я. Предмет искусства в эстетики Д. Дидро. Минск, 1979.

Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве  Франции, Англии, США XVIII- 20 вв. М.,1978.

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21




Информация о работе Культура Просвещения во Франции