Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:26, курсовая работа
В XVIII в. Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII в. отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя, прежде всего к «чисто человеческому» содержанию культуры. Просвещение провозгласило веру в возможность человека изменить жизнь к лучшему. Идеалы Просвещения выражали интересы нового прогрессивного класса, окрепшего экономически, но не имевшего власти. Это был класс буржуазии, который через своих идеологов-просветителей провозгласил культ Разума и Природы. Просветители считали, что прогресс науки и просвещения - это главное средства изменения общественной жизни к лучшему в соответствии с законами Природы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Эволюция философских идей просветителей.………………………………6
2. Воплощение идей просветителей в изобразительном искусстве…….…...13
3. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства……………...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Примечание………………………………………………………………………36
Библиография………………………………………………………………….....37
В заключении необходимо отметить, что Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью.
В философии Франции эпохи Просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира; развиваются деистические представления о мире, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII в.; формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.
Развивавшаяся на этой почве французская художественная культура вступила в полосу подъема. Новое содержание мощным потоком врывалось в искусство. Переходный характер эпохи определил сложность французской художественной культуры XVIII в., тяготение к контрастам и разнообразию. Ее развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявлявшегося в реалистических, предромантических и классицистических формах, и господствовавшего аристократического искусства позднего барокко, рококо и академизма.
В эпоху Просвещения во Франции широкое распространение получает жанровая живопись. У художников-реалистов борьба за эмансипацию личности нашли отражение в интересе к образу «естественного человека», к его живым интимным чувствам, вне сфер воздействия официальных норм жизни и сословной иерархии. Это определило и обращение к темам обыденной жизни частного человека
Парадный портрет уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения». Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу. В работах художников XVIII в. усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.
С начала века скульптура часто утрачивала монументальность, приобретая более камерный и декоративный характер. В ней изменились характер тематики и художественные приемы, совершался переход к светской непринужденности и утонченной грации, динамичности и легкости формы, к интимной трактовке образа. Но с середины XVIII в. появилось тяготение к простоте, строгости и лаконизму. Поворот к реализму сопровождался поисками героических образов.
Светское зодчество в XVIII в. впервые берет верх над церковным зодчеством. Архитектура рококо, прежде всего, ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать, и наслаждаться их творениями. Новый стиль стал стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. В середине XVIII в. господствующим направлением в архитектуре Франции постепенно становится классицизм.
Эпоха Просвещения явилась
важнейшим поворотным пунктом в
духовном развитии Европы, повлиявшим
практически на все сферы социально-
Примечание
Библиография
Источники
Вольтер. Избранные произведения. М.1947.
Дидро Д. Избранные произведения. М.-Л. 1951.
Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1961.
Руссо Ж.-Ж. Статьи, высказывания, отрывки из произведений. М.- Л. 1959.
Обобщающие, учебные издания:
Борзова Е.П. История мировой культуры. С.-П., 2001.
Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977.
Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.4. Искусство XVIII- XVIII веков. М., 1963.
Всемирная история: в 24-х томах. Т. 15. Эпоха Просвещения. М., 1997.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств М., 1990.
История искусств зарубежных стран 17-XVIII веков // под ред. В. И. Раздальской. М.,1988.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1999.
Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1986.
Культурология //под. ред. А. А Радугина. М.,1997.
Кертман Л.E. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
НарскийИ.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1973.
Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. M., 1978.
Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV-XIX веков. Л., 1971.
Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. М.,2001.
Исследования
Акимова А. А. Дидро. М., 1963.
Акимова А. А. Вольтер. М., 1970.
Библер B.C. Век Просвещения
и критика способности
Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961.
Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.
3олотов Ю.К. Французский портрет XVIII век. М., 1965.
Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIIIвека. М.,1965.
Кузнецова И.А. Французская живопись XVI-XIX вв. М ,1992.
Калан М.С. Философия культуры. С.-П.,1996.
Лившиц Н.А. Французское искусство XV-XVIII веков. Очерки. Л.,1967.
Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII века. Очерки. М..1983.
Малая история искусств. Искусство XVIII века// Катор A.M. и др. М., 1977.
Новосельская И.Н. Западно-европейское искусство XVIII века. Сборник статей. Л., 1987.
Скир А.Я. Предмет искусства в эстетики Д. Дидро. Минск, 1979.
Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США XVIII- 20 вв. М.,1978.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21