Культура России XVII века – переходного периода к новой эпохе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

Период с XIII до середины XV веков характеризуется феодализацией жизни российского общества, которая охватила и сферу православной религии. Форма церковного господства приобрела феодальный характер и совершенно слилась в одно целое с формами феодального господства. Познание о христианском вероучении и культах в этот период были слабы и, по большей части, чужды русскому народу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1 Культура Древней Руси и периода феодальной раздробленности..........................................................................................................7
Глава 2 Русская культура и православие в период возрождения и образования Московского централизованного государства………………….....11
Глава 3 Культура России XVII века – переходного периода к новой эпохе………………………………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 39.07 Кб (Скачать файл)

Внешнее убранство дворца или храма все чаще становится самоцелью зодчего. Церковь Рождества в Путинках, что в самом центре Москвы, стояла, словно игрушечная. Хотя некоторые детали повторяют собор Василия  Блаженного, весь этот храмик с обилием пенящихся кокошников, красивыми наличниками составляют его прелесть. В Никитниках построена была церковь Троицы. Снаружи это многообъемное сооружение с большим богатством мелких деталей, а роспись отличается изысканностью и большим количеством присутствия в колере киновари.

В XVII веке властолюбивый патриарх Никон попытался использовать искусство для утверждения могущества возглавляемой им церкви. Выстроенный по его велению собор Воскресенского-Ново-Иерусалимского монастыря на Истре, который повторял в общих чертах композицию храма «над гробом Господним» в Иерусалиме. Украшение собора было невиданным по своей роскоши. 10 декабря 1941 года фашисты его взорвали, отступая от Москвы.

Родственники матери Петра I стали строить роскошные здания, с использованием элементов стиля барокко. Этот стиль в Москве называли Нарышкинское барокко. Образец этого стиля храм Покрова в Филях, колокольня Ново-Девичьего монастыря.

Художественный гений проявился в создании двадцатидвухглавого Преображенского храма в погосте Кижи. Созданный деревянный храм без единого гвоздя стал памятью о древнерусском великом искусстве.

В скульптуре XVII века тоже пробиваются реалистические ростки. Потрясающее впечатление оставляют деревянные скульптуры, хранящиеся в Пермском музее. «Распятие Соликамское», «Распятие Ильинское», «Страдающий Христос» и другие. Почти все они сделаны в натуральную величину, лица отражают гамму человеческих чувств. У одного в глазах скорбь, у другого ужас. Острая выразительность, реализм, своеобразие отличают скульптуры «Пермских богов».

Расцвета достигли в XVII веке и другие виды искусств. Изделия «золотых дел мастеров» составляют основную массу сокровищ Оружейной Палаты Московского Кремля. Оклады, напристольные кресты, потиры, братины, чарки, ковши, серьги – истинные шедевры искусства.

Наступал XVIII век – новая эра нашей истории. Православие оставалось составной частью истории России, но перестало играть в ней главенствующую роль. XVIII век стал переворотом, которого не знала ни одна культура Европы. На смену церковной православной культуре приходит светская. Но это не значит, что в процессе ломки старой культуры погиб весь опыт древнерусского творчества. Подлинная связь с традицией сказывалась во всех случаях, когда художники решали новые задачи , поставленные новыми историческими условиями, но опирались на весь предыдущий опыт русской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Культура России складывалась и развивалась под влиянием православия. Благодаря православию складывались благоприятные условия для развития русской культуры. Взаимопроникновение православия и культуры, их синтез дали возможность развиваться русской культуре по самобытному пути.

     Художники, зодчие, иконописцы создавали свои произведения на века. Это значит, что творцы, благодаря свом шедеврам, могли вступить в связь с новыми поколениями на века, завещая будущему свои самые затаенные думы.

     Сами художники полагали в своем сознании, что творят они по велению бога и ради прославления его, но созданная ими культура служила и собственным земным человеческим целям. Ведь выдавая за божественное свое человеческое творение, художник утверждал его в качестве бессмертной и величайшей ценности.

     Русская культура отличается от других культур, благодаря взаимопроникновению и взаимовлиянию не только других культур, в частности византийской, но и языческого верования древних русичей, проявившегося в обычаях русского народа и влияния православия.

     Русь не просто заимствовала высокоразвитое искусство Византии, но подхватила его, качественно обновила, обогатив собственной традицией.

     В результате на Руси сложилась в высшей степени оригинальная культурная система с неповторимыми комплексами мирового значения, такими как Москва, Новгород, Суздаль, Владимир, Ростов Великий. Русское искусство – великое творение времени. Оно неповторимо и входит в духовную культуру русского человека в неразрывной связи с современной культурой.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Будовниц И. Общественно-политическая  мысль Древней Руси. М.: Наука, 1960г.

2. Гордиенко И.С. Современное  православие. М.: Политиздат. 1968г.

3. История Москвы с  древнейших времен до наших  дней. М.: Наука, 1997г.

4. Ключевский В.О. Курс  русской истории. Т.7. М.: Мысль, 1989г.

5. Любимов Л. Искусство  древней Руси. М.: Просвещение, 1981г.

6. Митяев А.Н., Сахаров  А.Н. Очерки истории русской культуры. IX – XVIII век. М.: Просвещение. 1984г.

7. Токарев С.Н. Религия  в истории народов мира. М.: Мысль, 1976г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01.02.2015                                                                                       Павлов Р.Г.


Информация о работе Культура России XVII века – переходного периода к новой эпохе