Культура арабо-мусульманского мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:31, реферат

Краткое описание

Арабо-мусульманская культура была интересна во все времена ее существования и до нынешних времен, своими традициями, обычаями, а также в плане духовного развития буквально изложенного в исламской философии, да именно философии арабо-мусульманского мира. Также как и любая другая страна, развивающая и сохраняющая свой духовный мир, страны Востока, объединенные исламской религией проповедовали свою духовную мысль (т.е., другими словами исламская философия несла свое религиозное учение и свою философскую истину)1.

Вложенные файлы: 1 файл

4063.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение

 

Арабо-мусульманская  культура была интересна во все времена  ее существования и до нынешних времен, своими традициями, обычаями, а также в плане духовного развития буквально изложенного в исламской философии, да именно философии арабо-мусульманского мира. Также как и любая другая страна, развивающая и сохраняющая свой духовный мир, страны Востока, объединенные исламской религией проповедовали свою духовную мысль (т.е., другими словами исламская философия несла свое религиозное учение и свою философскую истину)1.

Ислам - это монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «мир». Другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу»). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Богу, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами2.

С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, её последователями  были все пророки. В окончательном  виде ислам был представлен в  проповедях Пророка Мухаммеда, получившего  сведения о новой религии в виде Божественного Откровения. С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз для обновления истинной веры (ислама) Господь отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса3.

Последним Посланником  был Мухаммед, принесший человечеству ислам в окончательном виде. По мнению ислама, после пророчества  Мухаммеда все предыдущие Законы были отменены Богом, а их основные принципы были усовершенствованы и стали частью ислама. С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам - религия мировая. По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд.).

Цель нашего исследования – охарактеризовать культуру арабо-мусульманского мира

 

Культура арабо-мусульманского мира

 

Арабская культура средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7—10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Зап. Европы. В научной литературе термин «арабская культура» употребляется как для обозначения культуры собственно арабских народов, так и в применении к средневековой арабоязычной культуре ряда других народов, входивших в состав Халифата4. В последнем значении понятие арабской культуры иногда отождествляют с понятием «мусульманская культура» (т. е. культура мусульманских народов) и его употребление является условным5.

На ранних этапах формирование арабской культуры представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). Сами арабы дали арабской культуре такие компоненты, как религия ислама, арабский язык и традиции бедуинской поэзии.

Значительный  вклад в арабскую культуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Средней Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители гностических сект Передней Азии); с их деятельностью (особенно сирийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространение философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма.

В 8—9 вв. на арабский язык были переведены многие научные  и литературные памятники древности, в том числе греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. В переводах и обработках они вошли в состав арабской письменности и способствовали установлению преемственной связи с культурой эллинистического мира, а через неё — с античной и древневосточной цивилизацией.

Для рассмотрения арабо-мусульманской культуры важное значение имеет ислам. Именно ислам оказал на формирование арабо-мусульманской культуры огромное влияние.

Ислам (араб. الإسلام‎‎, от корня сэлэмэ араб سلم‎‎, al-Islām — покорность Богу (аллаху), покорность воле Бога) — одна из мировых религий. Ислам — монотеистическая религия. Вместе с иудаизмом и христианством ислам входит в группу авраамисческих религий. Приверженцы ислама называются мусульманами (от араб مسلمون‎‎, муслимуна — мн.ч., ед. ч. араб مسلم‎‎ (муслим) приставка му- и огласовка «касра» [краткое «и»] формирует причастие глагола четвёртой породы от упомянутого выше корня سلم). Само слово «муслим» арабском языке означает «предавшийся (Богу)»6. На данный момент Ислам – одна из ведущих мировых религий, ее придерживаются миллионы человек7.

Для ислама во все  времена была характерна связь веры с традиционным образом жизни, однако на данный момент многие просто придерживаются обычаев своих отцов, даже не зная их религиозной подоплеки.

В арабо-мусульманской культуре особое значение приобрел культ знания. Коран объявляет человека наместником  Божьим на земле, а потому признанным не только изучить мир, но и преобразовать  его. Считалось, что знание и образование  дает человеку право на власть.

Образование было широко доступным, поэтому перед каждым честолюбивым юношей открывалась реальная перспектива  повышения личного социального  статуса. Особую ценность представляли собой книги, поэтому появилось  огромное количество разнообразных библиотек, в том числе и публичных8.

Огромную роль играло и  «переводческое движение», начавшееся в VIII веке, причем наибольший интерес  арабы проявляли к греко-эллинистической  научно-философской литературе. Еще  одной особенностью ислама являлось то, что он не стремился к рационализации и концептуализации догматики, поэтому мусульманская цивилизация институционализировала и канонизировала право фикх, но не теологию. Веротерпимость, многонациональность, поликонфессиональность, отказ от аскетизма, необходимость труда, поощрение богатства, отсутствие «церкви», как посредника между Богом и человеком (прежде всего, для суннизма), городской характер и культ знания, вот некоторые важнейшие черты классической арабо-мусульманской культуры, большинство которых сохранилось и по сей день.9

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индобуддийской и христианской культурами культура арабо-мусульманская, как и сам по себе мир ислама относительно молод. Его возникновение относится к первой половине VII в. и полно драматических событий. Поскольку эти события оказались включенными в мусульманскую культуру и приобрели социально значимые черты, на них необходимо остановиться несколько подробнее10.

 Издревле в Аравии  жили арабские племена, занятием  которых преимущественно было скотоводство. Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная в основном племенем курейш. Племенной бог курейшитов Аллах почитался особо. Считалось, что он воплотился в черном камне, который был вделан в стену храма Каабы, и по своей ритуальной значимости превосходил остальных племенных богов.

 Курейшиты распадались  на ряд родов: Хашим, Омейя  и т.д. Омейя главенствовали  в племени, а Хашим дал Мухаммеда, ставшего пророком Аллаха на земле. Прежде чем прославиться, Мухаммед поработал пастухом и посредником в торговых делах богатой вдовы Хадиджы. От брака с вдовой у него родилась дочь - Фатима, которая стала женой Али, кузена Мухаммеда.

 Путь Мухаммеда к пророчеству был довольно извилист. Бросив торговые дела, он стал халифом, то естъ, пророком-проповедником. Постепенно к нему пришел успех. Он призывал отдать себя Аллаху, единому и всемилостивейшему, покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых он отнес борьбу прети? ростовщичества, соблюдение честности в торговле и справедливости в отношении бедных11.

Но вместе с успехом  он познал злобу богатых соплеменников, и ему в 622 г. с группой близких  последователей пришлось бежать в Медину. Год переселения (хиджры) стал началом летоисчисления для всех мусульман мира, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда получила почетное наименование муходжиров, совершивших хиджру. Так были завязаны первые узлы исламской культуры.

 В 630 г. Мухаммед  торжественно въехал в Мекку.  Племенная знать курейшитов почла  за благо не продолжать спор. Мекка с Каабой становилась  святыней ислама, а родственные  Мухаммеду курейшиты получили  важнейшие посты в социально-политической  организации исламистов.

В 632 г. Мухаммед умер и был  похоронен в Медине. Смерть Мухаммеда  обнажила проблему религии и власти. Пока жив был пророк, не существовало сомнений, что ему принадлежит  верховная политическая власть. Но кто заменит пророка? На пост халифа, заместителя пророка, был выбран Абу Бекр, который организовал ряд воинственных походов во имя Аллаха и стал главой обширного Арабского халифата. После него халифами были Омар и Осман, а затем в исламском мире возник глубокий раскол, ставший характерной особенностью мусульманской культуры.

Близкие родственники пророка  полагали, что только религиозная  святость дает право на власть, а  эта святость падает лишь на прямых наследников Мухаммеда. Вокруг Али  сплотились недовольные халифатом, создав свою партию шиитов (шиа - партия, группа). Осман был убит, и четвертым халифом 6мл провозглашен Али12.

Али положил начало имамату. Во главе государственной власти должен стоять представитель пророка. Только родство с пророком дает духовную власть, а вместе с ней и право  на высший светский пост.

 Курейшитский род Омейядов  не смирился с поражением. В  661 г. Али был убит в мечети  в Куфе. Халифом стал Муавия, основавший  династию Омейядов. Ему удалось  откупиться от внука пророка  Хасана, старшего сына Али и  Фатимы, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Хусейн был буквально растерзан на части, ибо никто не хотел брать на себя ответственность за смерть внука пророка. После этого Хусейн стал святым мучеником всех шиитов, ежегодно отмечающих день его гибели торжественными процессиями с самобичеванием и даже самоубийством религиозных фанатиков - шахсей-вахсей.

Между тем торжество халифата над имаматом принесло свои богатые  плоды. Началась довольно быстрая исламизация  покоренных народов. В определенной степени народы были уже подготовлены к единобожию, отказывались от своих племенных богов и принимали культ единого великого Бога. К тому же арабские халифы экономически поощряли переход христиан и зороастрийцев в мусульманство. При переходе в ислам христиане Византийской империи и зороастрийцы Ирана платили в казну халифата только десятину - ушр. А не- мусульмане были обязаны выплачивать более тяжелый поземельный налог - харадж (от одной до двух третей урожая) и подушную подать - джизию. Естественно, что население завоеванных территорий от Испании до Средней Азии за экономическое послабление готово было поклоняться Аллаху.

 Вторым важным фактором  распространения и укрепления  исламской культуры была арабизация. Этот процесс поддерживался расселением  арабских племен на захваченной территории, уничтожением мужской части населения и приводом в гарем представительниц местного населения, благо многоженство поощрялось Кораном. Арабизации способствовало и то, что арамейское население Сирии и Ирака говорило на языке, близком арабскому13.

Исламизация предполагала знакомство с Кораном, но эта книга написана по-арабски и переводить ее запрещалось. Волей-неволей верующим приходилось изучать арабский и читать Коран в подлиннике. Знание арабского языка давало многочисленные преимущества. Арабский на территории халифата стал средством общения, и его знание открывало большие возможности в торговле, ростовщичестве, на службе и т.д. Приобщение к арабскому языку служило распространению арабо-исламской культуры14.

 Даже в  Иране и Средней Азии, где существовали  богатые местные культурные традиции, а языки значительно отличались от арабского, принадлежность к арабо-исламской культуре служила залогом успеха и процветания в жизни15.

Тем не менее, распространение  арабо-исламской культуры везде  протекало по-разному. В Иране  засилье арабов вызывало постоянное раздражение местного населения, которое обладало своими этнокультурными традициями. На почве этой оппозиции и получило широкое распространение движение шиитов. Его возглавляли потомки дяди пророка Аббаса16. Опираясь на народное недовольство, Аббасиды в конце 749 г. захватили власть и учредили халифат Аббасидов (750-1258 гг.) Омейяды сохранили власть только в Испании, где учредили, так называемый, Кордовский эмират.

По мере того как заканчивались завоевательные походы и жизнь приходила в  норму, складывались благоприятные условия для подъема арабо-мусульманской культуры. В центре этой культуры, естественно, находились богословские проблемы устройства мира, предопределения, свободы воли и т.д. В обсуждении этих проблем, в разработке исламских ценностей и культов, в обогащении арабо-исламской культуры принимали самое активное участие персы, таджики, греки, тюрки и другие17.

В центре арабо-исламской, а затем и тюрко-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточено  мировоззренческое ядро исламского мира.

Культ Аллаха включает признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. Именно такое признание и требовалось от желающего исповедовать ислам. Надо было при свидетелях сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий». Этот акт воспринимался как заключение договора с Аллахом, в силу чего вероотступничество исключалось. В подтверждение всесилия Аллаха вероотступников карали смертью18.

Информация о работе Культура арабо-мусульманского мира