Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:34, контрольная работа
Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.
Введение…………………………………………………………………………2
1.Ментальные основы и характерные черты древнеримской культуры и цивилизации……………………………………………………………………...3
1.1Культура этрусков……………………………………………………………7
2.Культура Древнего Рима периода Республики………………………………9
2.1 Ранняя республика…………………………………………………………...9
2.2 Поздняя республика…………………………………………………………11
3.Культура Древнего Рима периода империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)…….16
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Следствием превращения
латифундий в самодостаточные
Архитектура и искусство. Для искусства периода империи характерно обращение к монументальным формам, рельефно воплощавшим идеал могущества верховной власти. Скульпторы, архитекторы, поэты восхваляли и идеализировали «образцовых» императоров. Постройкам придавалась невиданная ранее роскошь.
Наиболее ярко изменения в искусстве Рима в период империи проявились в архитектуре: воздвигались грандиозные общественные здания, строились форумы, мавзолеи, акведуки. В конце I – начале II в. н.э. в столице зодчим Аполлодором Дамасским был построен величественный архитектурный ансамбль –форум Траяна. Его возведение– дань заслугам Траяна, имевшего титул «наилучший император» за многочисленные победы и «дружбу» с сенатом.
Форум представлял собой прямоугольную площадь, окруженную колоннадой. Слева находилось монументальное здание рынка, по главной оси размещались базилика Ульпия, библиотеки, храм Траяна, триумфальная колонна и арка. Из этих построек целиком сохранилась только триумфальная колонна высотой30 м. Снаружи ее обвивает 200-метровый ленто- подобный скульптурный фриз, языком пластики описывающий сцены победы римлян над даками. Венчала колонну статуя императора.
В императорском Риме строилось много театров и амфитеатров. Самый большой из них – Колизей(от лат. colosseus –колоссальный),построенный при Флавиях в 72–80 гг. н.э. К числу выдающихся сооружений эпохи Римской империи принадлежит Пантеон – храм всех богов, возведенный по заказу императора Адриана в 118–128гг. н.э. и в отличие от других хорошо сохранившийся до нашего времени. Замысел храма связан с идеей объединения религий и народов под властью Рима. Это классический образец купольного сооружения, послуживший образцом для храмового зодчества Византии.
К популярным типам построек
того времени принадлежит
Скульптура. В период империи высокого развития достигла скульптура. Монументальные, декоративные, портретные изображения создавались в виде рельефов и круглой скульптуры. Большая часть таких произведений прославляла императоров, членов их семей, патрициев. Так, на рельефах колонны Траяна изображены военные марши, осады крепостей, битвы, шествия пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. Всего на рельефе насчитывается почти 2500 фигур.
Ведущую роль в пластике того времени играл портрет, очень точно изображавший внешность и характер персонажа, но порой выполнявшийся и в стиле монументальных произведений. Еще в период правления Августа сформировался тип парадного изображения, восхвалявшего личность императора. Именно тогда утвердился идеал классической римской красоты, почти не менявшийся до конца существования империи.
Примером парадного
скульптурного придворного
Литература. Великими достижениями была отмечена литература императорского Рима, получившая наибольшее развитие в век Августа. Как дальновидный политик, он окружал себя людьми, не только понимавшими силу искусства, но и способными воспеть власть императора и деяния римского народа. Среди них внедрялся создатель знаменитого эпоса «Энеида» Вергилий. Проявляли самостоятельность в творчестве поэт-лирик Гораций («Оды»),мастер фольклорно-мифологической и эротической поэзии Овидий(«Фасты», «Метаморфозы», «Наука любви», «Лекарство от любви»). В годы правления Траяна завоевал широкую популярность сатирик Децим Юний Ювенал, обличавший пороки разлагавшегося общества. На I–II вв. н.э. приходится расцвет реалистического римского романа. С ним связаны имена Петрония(«Сатирикон»)и Апулея («Золотой осел»).
Публий Вергилий Марон(70–19 гг. до н.э.) –автор поэмы «Энеида» –выразил идеализированное самосознание римского народа и, выдвинув на первый план идею мирового господства Рима, прославил правление Августа, величие римского духа и искусства. Написанная высоким патетическим стилем «Энеида» многие века служила образцом латинской поэзии. Но Вергилий ярко проявил себя и как создатель римской пастушеской поэзии (буколики).В эклоге IV он возвестил о предстоящем рождении божественного младенца (Христа).
Самое известное произведение Петрония Гая(I в. н.э.) – роман «Сатирикон».Автор, отражая нравы своего времени, высмеивает богачей-выскочек. Многие из его героев – «новые римляне», недавно разбогатевшие вольноотпущенники, чванливые и высокомерные. Реалистическое изображение жизни Рима того времени, всех его неприглядных сторон и шокирующих особенностей, использование оборотов разговорного языка, философская глубина и едкий юмор отличали творчество Петрония.
Религия. Глубокие изменения в период империи произошли в религиозной жизни. Осознав, что духовная культура Рима переживает глубокий кризис, Август задумал превентивные преобразования. Одно из новшеств связывалось с культом гения императора. Следует уточнить, что формально это считалось не обожествлением фигуры реального правителя, как в восточных цивилизациях, а поклонение его духу-покровителю. В честь возвеличиваемых императоров строились алтари и храмы, устраивались государственные праздники.
Однако гражданственный объединительный пафос этого культа не нашел сторонников среди широких слоев населения, которым были чужды исчерпавшие себя ценности общинной жизни. В новых
условиях он (культ) воспринимался как угроза исчезновению всякой свободы. Август попытался также реанимировать традиционные римские верования, но это только привело к усилению магических и мистических сторон римской религии. Значительным влиянием пользовались восточные мистические культы (Исиды, Кибеллы, Митры).Даже философия Рима отдала в III в. н.э. дань мистицизму(учение Плотина).А в среде простого народа особой популярностью пользовались прорицатели, гадалки, чудотворцы.
Интерес к магии, мистике и индивидуалистической философии в Римской империи объяснялся общим кризисом античной системы ценностей. Человек утрачивал надежду на то, что как полноправный член общины свободных граждан, он может ждать от государства поддержки и защиты. Оставалось жить, полагаясь только на собственные силы. Такова идея стоиков– популярной в Риме философской школы. Она воспитывала спокойствие перед лицом смерти, душевное равновесие при столкновении с враждебным миром. Этому учил и Сенека(«Нравственные письма к Луцилию»).
В такой ситуации наилучшим выходом стал путь индивидуального спасения, предложенный христианством. Люди полу- Чили твердую веру в поддержку со стороны великой божественной силы, единой и всеохватывающей, а потому бесконечно могущественной. В христианстве было много чудесного и мистического. Семена новой веры легли в хорошо удобренную почву. Однако монотеизм и миссионерские установки ранних христиан сначала стали причиной их преследования римскими цезарями. Тем не менее уже с 313 г. н.э. при императоре Константине христианство получило статус официальной религии Рима. Настал час испытания властью. Установив к концу IV в. (благодаря законам Феодосия и Грациана) религиозную монополию, римская церковь порой допускала проявления варварства: то тут, то там фанатики сжигали книги, уничтожали языческие храмы, использовали колонны античных сооружений для строительства базилик. И все же с христианством связаны неоспоримые положительные изменения в духовной культуре, создание новых канонов в искусстве.
Раннехристианское искусство до IV в. н.э. представлено настенной росписью римских катакомб (место древнейших христианских захоронений)с использованием символов: рыба означала Христа; стадо овец –истинных христиан; голубь – Святого Духа; птица Феникс – бессмертие. В то время популярным сюжетом было изображение Христа в образе доброго пастыря, пасущего стадо овец, т.е. заботящегося о душах верующих или спасающего заблудших. Образы Христа и Марии в период раннего христианства чем-то напоминали античные мифологические персонажи. Но постепенно исчезал пейзаж(и всякий земноподобный фон), фигуры лишались телесности; любование материей заменялось постижением духа. Эстетические идеалы и нормы античной культуры уходили в прошлое.
В IV–V вв. н.э. в раннехристианском искусстве влияние античности еще сохранялось, однако процесс пересмотра ее канонов продолжался .Можно сказать,что с переменным успехом происходила борьба между условностью и чувственностью, назидательностью и занимательностью изображений. В ходе целенаправленного экспериментирования шел поиск наиболее выразительных средств для утверждения христианских идей.
При императоре Константине уже велось строительство христианских храмов – базилик(собор Святого Петра), многие конструктивные и декоративные элементы которых нам знакомы по римским языческим прототипам(базилики Ульпия и Максенция).Правда, в отличие от античного сооружения красота и величие свойственны больше внутреннему пространству раннехристианского храма. Кроме базилик строились центрические сооружения– мавзолеи и баптистерии(культовые постройки для крещения) и т.п. На место скромных аллегорических образов катакомб приходят грандиозные сцены и сюжеты из Библии. Пышность, величавость здесь сочетаются с символизмом и намечающейся условностью. В скульптуре наибольшего развития достигает миниатюра, в живописи используются орнаментально-пейзажные изображения. Рельефы становятся все более плоскостными, условными и символичными.
В 395 г. н.э. Римская империя распалась на Восточную (Византия) и Западную. Византии в следующем столетии удалось0твести угрозу нашествий варваров, а Западная Римская империя регулярно подвергалась их опустошительным набегам, в 476 г.н.э. скир Одоакр, предводитель варварских племен, сместил с престола последнего римского императора– юного ромула Августула, а знаки императорской власти были переданы в Константинополь. Этот год принято считать концом древнеримской цивилизации. Однако материальные и духовные достижения Древнего Рима значительно повлияли на развитие европейской культуры.
Римляне создали внешне великое и сильное государство, в котором весь строй жизни определялся его показной мощью. Ради этого опустошались завоеванные города, совершались убийства, жители покоренных стран обращались в рабство. В конце концов, милитаризированная, бюрократизированная государственная машина уничтожила и свободу самих римлян. Построенная на идее военного деспотизма римская цивилизация изначально была обречена на гибель. Исторический урок Рима весьма поучителен для других кризисных цивилизаций.
Заключение.
Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.
Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основной европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства – религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.
Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.
Список литературы
1.Булгакова С.В. Культурология
2.Ширшов И.Е. Культурология– теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива2010.
3.Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс Р.Г. Апресян,Е. Ботвинник– М.: Оникс, 2007.
4.Культурология.Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина– М., 2001.