Культура древних цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:54, контрольная работа

Краткое описание

Одно из самых первых научных определений культуры было основано на разграничении сферы природы и сферы культуры. Под первой понимали мир, существовавший и существующий вне желаний, воли, деятельности человека, тогда как вторая сфера возникает и существует благодаря и в связи с человеком, будучи созданной им искусственно. Это был мир, в котором присутствовали: искусственные орудия труда и использование огня; речь как способность осознавать и передавать с ее помощью смысл предметного и непредметного мира; система запретов, с помощью которых человек преодолевал в себе животное начало; сообщества, объединенные осознанием смысла подобного объединения. В современной науке отношения между природой и культурой носят более сложный, не столь прямолинейный характер.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология сдан.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Введение 
 
В обыденном представлении понятие “культура” существует, прежде всего, как показатель образованности, воспитанности, следование нормам этикета, с одной стороны, как определенный образ жизни, преимущественно городской, с другой, и как система культурных институтов и учреждений (театров, библиотек, музеев и т.п.), с третьей.  
 
Одно из самых первых научных определений культуры было основано на разграничении сферы природы и сферы культуры. Под первой понимали мир, существовавший и существующий вне желаний, воли, деятельности человека, тогда как вторая сфера возникает и существует благодаря и в связи с человеком, будучи созданной им искусственно. Это был мир, в котором присутствовали: искусственные орудия труда и использование огня; речь как способность осознавать и передавать с ее помощью смысл предметного и непредметного мира; система запретов, с помощью которых человек преодолевал в себе животное начало; сообщества, объединенные осознанием смысла подобного объединения. В современной науке отношения между природой и культурой носят более сложный, не столь прямолинейный характер.  
 
Собственно слово “культура” возникает в древнеримскую эпоху. Слово “культура” восходит к латинскому colere, означавшему “возделывание, обработка”, в более поздней форме которого - cultus - появляется новое значение “почитание”. В русских словах и словосочетаниях “культивация”, “сельскохозяйственная культура” первое значение сохранилось до сих пор. А смысл “почитание” просматривается в современном слове “культ”. Новое, расширенное понимание слова “культура” встречается у римского оратора и философа Цицерона, который видел в термине “культура” смысл cultura animi, т.е. “возделывание, воспитание души”.  
 
Классическое понимание смысла этого термина сформировалось в эпоху Просвещения и стало синонимом интеллектуального, нравственного, эстетического, то есть разумного, совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. В этом значении понятие “культура” смыкалось с понятием “цивилизация”. 
 

 

Если мы взглянем на карту мира и мысленно нанесем на нее государства, существовавшие в глубокой древности, то перед нашим взором раскинется гигантский пояс великих культур, протянувшийся от северной Африки, через Ближний Восток и Индию до суровых волн Тихого океана. 
 
При изучении той или иной культуры очень важно представить себе ту картину мира, которая существовала в сознании человека данной эпохи. Картина мира состоит из двух основных координат: времени и пространства, в каждом случае специфически преломленных в культурном сознании того или иного этноса. Достаточно полным отражением картины мира являются мифы, причем это верно как для древности, так и для наших дней. 
 
 
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость.  
 
Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда. 
 
Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

  1. Типы цивилизаций

Цивилизация является конкретной формой существования и  развития общества. Предпосылки возникновения человеческой цивилизации появляются уже в первобытном обществе, когда возникают зачатки материальной и духовной культуры. Началом человеческой цивилизации называют тот период, когда дикость и варварство сменяются основанным на культурной и социальной основе обществом. Понятно, что этот период – целая эпоха, которая постепенно накапливала собственно социальные основания общества: коллективный образ жизни, удовлетворение человеческих потребностей. Тот момент, когда собственно социальный уклад стал доминировать над природным, можно считать началом человеческой цивилизации.

Следуя устоявшейся  классификации можно выделить следующие  виды цивилизаций:

• космогенная;

• техногенная или индустриальная;

• постиндустриальная или информационная цивилизации.

Первый тип  цивилизации охватывает Древний мир и эпоху Средневековья. Он основывался на орудийной технике и ручной технологии, характеризовался большой зависимостью общества от природных сил, условий среды – мировой космоса (отсюда и название цивилизации).

Основой техногенной  цивилизации является машинная техника  и машинные технологии. Это связано  с развитием науки и техники, постепенным превращением науки  в непосредственную производительную силу общества. Социальное устройство данной цивилизации связано с наемным трудом, рыночными отношениями, высоким уровнем производительности труда. В техногенной цивилизации не удается избежать противоречий, которые порой разрешаются через социальные революции. Но люди в эту эпоху овладевают и возможностями реформирования общественных отношений.

По мнению ученых, к 70–м гг. ХХ столетия индустриальные технологии и основанный на них тип  цивилизации исчерпали возможности  дальнейшего развития общества. Это  нашло свое выражение в ряде глобальных кризисных явлений и глобальных проблем человечества: угрозы глобальных войн, экологического кризиса, исчерпаемости ресурсов природы.

В связи с  этим важной проблемой является осмысление дальнейшего развития общества. Оно  понимается как становление информационной цивилизации. Ее появление связывается с качественными изменениями информационного поля общества, с формированием единого информационного пространства, прообразом которого является глобальная сеть Интернет.

 

Именно информационные технологии составляют основу цивилизации нового типа – постиндустриальной. Информационная насыщенность технологических процессов требует повышения уровня культуры и образования членов общества.

 

 

 

 2. Основные достижения культуры Древнего Египта

 

Древний Египет – первая могущественная великая  держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Протест против смерти является важнейшей чертой культуры древнего Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.

Истоки египетской цивилизации лежат в глубокой древности. Почти 5 тыс. лет назад, когда на территории нашей страны были еще непроходимые леса, в долине Нила возникло одно из древнейших государств, которое просуществовало 3 тыс. лет.

На европейские  и арабские народы богатая культура Древнего Египта оказала сильное влияние. Не случайно ученые и философы, медики и астрологи этих народов позже будут подчеркивать, что они учились у египетских мудрецов.

В глубокой древности  в Египте были изобретены папирус  и иероглифы. Религиозные, медицинские, научные и литературные тексты хранились в скрипториях (“домах жизни”) при храмах или записывались на стенах пирамид и гробниц.

Египет –  родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики.

Египтяне определили: площадь круга и поверхность полушария, вычислили объем  усеченной пирамиды, составили солнечный календарь, разделили сутки на 24 часа.

Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил  продолжительность года, разделив его  на 12 частей по временам года. Это открытие, по словам жрецов, египтяне сделали, наблюдая небесные светила…

 

Египтяне считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год еще 5 дней сверх этого  числа, причем у них круговращение  времен года приходится на одно и то же время”.

Египетский  год начинался 19 июля с восходом Сириуса, когда начинался разлив Нила, и продолжался до следующего разлива. Год делится на три времени года: разлив, посев, жатва.

 

В древнеегипетском году:

10 дней –  одна неделя

4 месяца –  1 сезон (120 дней)

3 недели –  один месяц

3 сезона – 1 год (360+5 священных дней)

Пятью священными днями считались дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис, Хора.

 Эти дни,  как и дни других религиозных  праздников, были выходными. Каждый  десятый день, завершавший египетскую  неделю, также считался выходным.

 Дни считались  благоприятными и неблагоприятными. В неблагоприятные дни египтяне  соблюдали особую осторожность  и носили множество магических  амулетов.

 Время древние  египтяне отсчитывали, начиная  со вступления на престол правящего  фараона. А определяли время с помощью водяных часов, похожих на песочные.

Система мер  в Древнем Египте была основана на пропорциях человеческого тела. Главной  единицей измерения был локоть. Семь ладоней шириной в четыре пальца ровнялись одному локтю. В локте  также были более мелкие деления, равные ширине одного пальца.

 

Периоды развития Древнего Египта

Систематическое изучение Египта началось лишь в 19 в.  Если изобразить периодизацию Древнего Египта в виде схемы, то по рисунку  три царства, три подъёма культуры напоминают символ этой страны – Великие  пирамиды в Гизе.

 

Древнее царство (2900-2270 гг. до н. э.) – эпоха правления 1-6 династии. Это время правления первых ростков цивилизации с ее первыми законами, с ее религией, письменностью и формированием литературного языка. Это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена и Мекерина.

 

Среднее царство  (2100-1700гг. до н. э.)_было основано фиванскими правителями, которые свергли Гераклеопольских царей и вновь объединили страну. Этот период время царствования 11-12 династий, эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества.

 

Новое царство  (1555-1090 гг. до н.э.) – время наибольшего усиления политической власти, эпоха фараонов XVIII – XX династий. Завоевания Тутмеса III приводят к установлению связей  с Передней Азией; он облагает данью покоренные народы, иноземные богатства рекой текут в Египет. Воздвигаются роскошные здания … Аменхотеп IV был великим реформатором  религии: вместо прежнего культа  бога Амон он ввел  культ солнца – Атона – и с этого времени начал именовать себя Эхнатоном. При зяте Аменхотепа IV – Тутанхамоне - царская резиденция вновь была перенесена в Фивы.

 

Письменность  Древнего Египта

 Как удалось  составить  периодизацию египетской истории? 

Ученые смогли  это сделать лишь после расшифровки  египетских иероглифов, которые долгое время оставались тайной для специалистов.

Первые образцы  письменности в Египте появились  между 3300-3100 гг. до н. э. и назывались иероглифы, что в переводе с греческого означает «священные письмена». Сами египтяне называли иероглифы «божественная речь» и придавали письменам важное  религиозное и магическое значение, считая, что искусство письменности было даровано  Тотом -  богом мудрости.

Люди, специально обученные искусству  чтения и  письма, назывались писцами. Их профессия  обеспечивала им высокое положение в обществе.

Иероглифы могли быть  записаны слева направо, справа на лево или сверху вниз. Если животные или  люди обращены влево, значит, читать надпись  надо слева направо. Овладеть таким  искусством было очень трудно –  ведь нужно запомнить около 700 знаков. Поэтому египтяне перешли постепенно к знакам, обозначавшим  звучание слов и слогов. Процесс письма был очень медленным. Собственно, иероглифы в полной форме применялись для записей религиозных  текстов и государственных документов. Для повседневных записей со временем появилась  скоропись – иератическое письмо и еще более упрощенное демотическое письмо (использовалось в Поздний период).

Писали древние  египтяне кисточкой и чернилами  на папирусе, который изготовляли  из особого тростника, росшего по берегам Нила. Они делали также записи на черепках глиняных сосудов или плитках  известняка, известных как остраконы.

 

 Ученые писцы

Писцы, состоящие  на службе у фараонов, умели читать,  писать и считать: этому они обучались  долгие годы. Писцы были окружены уважением и освобождались от налогов и работ в сезон паводка.

 

       Писец  Каи.

 

 

Каковы были обязанности писцов?

         Писцы записывали решения, принятые  фараоном. Они подсчитывали подати, уплаченные крестьянами, сырье  и материалы, раздаваемые ремесленникам,  которые работали на фараона.  На берегах  Нила писцы отмечали высоту разливов и уровень воды в водохранилищах.

Как писали в  Древнем Египте?

Писцы носили с  собой письменный прибор, состоящий  из деревянной палетки с красками и каламов (тростниковых палочек  для письма),  и сосудик с  водой для разведения красок. Для приготовления красок использовали растертый уголь и охру – красным цветом выписывали даты и начало абзаца. Записи вели на свитке из папируса – растения, в изобилии покрывавшего берега Нила.

 

Тайна египетских иероглифов

Кто же сумел  разгадать тайну египетских иероглифов?

Время сохранило  множество надписей, сделанных египтянами, но поглотило тайну их прочтения. Последний образец иероглифической  надписи относится к 397 г. до н. э. Поэтому уже в начале нашей  эры иероглифы считались непонятными  рисунками, которые надо не читать, а объяснять.

 

 

Разгадать тайну  иероглифов удалось благодаря плоской  каменной плите из черного базальта размером с поверхность письменного  стола, найденной 2 августа 1799г. близ города Розетта в долине Нила. На этом камне  было высечено три надписи: вверху – иероглифами, под ней – демотическим письмом, а ниже на греческом языке! В конце греческой надписи было указано, что оба верхних текста являются ее точным переводом.

Долго бились ученые над загадкой иероглифов. Наконец, нашелся человек, который сумел прочесть текст розетского камня. Это был французский лингвист Жан Франсуа Шампольон (1790-1832).

В 1822 году он заставил «заговорить» письменность, которая  молчала тысячелетия. Было ему тогда 32 года, и 25 лет из них он занимался мертвыми языками Востока и историей Древнего Египта.

Шампольон предположил, что иероглифы могут означать буквы и звуки, а не только предметы в целом. Он основывал свои выводы  на том, что слова внутри овальных рамок, называемых картушами, представляют собой имена правителей. Имя Птолемея, которое несколько раз упоминалось в греческом тексте, было своеобразным ключом к разгадке других иероглифов.

Информация о работе Культура древних цивилизаций