Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 09:45, контрольная работа
Типы цивилизаций древности.
Основные достижения культуры Древнего Египта.
Культурное наследие Древнего Китая.
Особенности древней культуры Индии и Японии.
Культура древних цивилизаций
1. Типы цивилизаций древности
Тип цивилизации — методологическое
понятие, используемое для наиболее крупного
членения культурно-исторического развития
человечества, позволяющего обозначить
специфические особенности, характерные
для многих обществ. В основу типологизации
положены четыре основных критерия:
1) общие фундаментальные черты духовной
жизни;
2) общность и взаимозависимость историке-политической
судьбы и экономического развития;
3) взаимопереплетение культур;
4) наличие общих интересов и общих задач
с точки зрения перспектив развития.
На основе
этих критериев вычленяются четыре основных
типа цивилизации:
1) природные сообщества (непрогрессивные
формы существования);
2) восточный тип цивилизации;
3) западный тип цивилизации;
4) современный тип цивилизации.
Природные
сообщества. Это тип непрогрессивной формы
существования, к которому относится исторические
сообщества, живущие в рамках природного
годового цикла, в единстве и гармонии
с природой. Народы, относящиеся к данному
типу цивилизации, существуют вне исторического
времени. В общественном сознании этих
народов отсутствует понятие прошлого
и будущего. Для них существует лишь время
текущее и время мифическое, в котором
живут боги и души умерших предков. Эти
народы адаптировались к окружающей среде
до такой степени, которая необходима
для поддержания и воспроизводства жизни.
Цель и смысл своего существования они
видят в сохранении хрупкого равновесия
между человеком и природой, в сохранении
сложившихся обычаев, традиций, приемов
труда, не нарушающих их единства с природой.
Вся
жизнь сообщества подчинена природному
циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой
образ жизни. Духовная культура, верования
связаны с обожествлением сил природы,
Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции
связи между обожествленными силами природы
и сообществами выполняют предводители
общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы,
колдуны). Средством интеллектуального
и эмоционального освоения мира выступает
мифология. Восприятие мифа осуществляется
через образ — целостную наглядную структуру.
Для этих сообществ
характерен крайний традиционализм. Изменения
происходят по замкнутому кругу, нет восходящего
развития. Неизменность однажды установленных
порядков поддерживается системой запретов
— табу. Самое страшно табу — запрет на
всякие изменения. В социальной организации
господствует коллективизм: община, род,
клан, племя. Властные отношения осуществляются
на основе авторитета. Власть опирается
либо на традицию (выборные предводители),
либо на генеалогическое родство (наследование)
Восточный
тип цивилизации (восточная цивилизация) —
исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся
к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке:
в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем
Египте. Характерными чертами восточной
цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство
сложившихся форм образа жизни и социальных
структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие
всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление
о полной несвободе человека, предопределение
всех действий и поступков, независящими
от него силами природы, социума, богов
и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на
познание и преобразование мира, а созерцательность,
безмятежность, мистическое единение
с природой, сосредоточенность на внутренней
духовной жизни.
5. Личностное начало не развито. Общественная
жизнь построена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных
цивилизациях происходит в форме деспотий,
в которых осуществляется абсолютное
преобладание государства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных
цивилизациях является корпоративная
и государственная форма собственности,
а основным методом управления выступает
принуждение.
Западный
тип цивилизации (западная цивилизация) —
систематическая характеристика особого
типа цивилизационного развития, включающая
в себя определенные этапы историко-культурного
развития Европы и Северной Америки. Основными
ценностями западного типа цивилизации,
по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения
к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию
личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим
формам государственного управления.
Западная цивилизация на определенном
этапе развития приобретает характер
техногенной цивилизации.
Техногенная цивилизация —
исторический этап в развитии западной
цивилизации, особый тип цивилизационного
развития, сформировавшийся в Европе в
XV—XVII вв. и распространившийся по всему
земному шару, вплоть до конца XX столетия.
Главную роль в культуре
данного типа цивилизации занимает научная
рациональность, подчеркивается особая
ценность разума и основанный на нем прогресс
науки и техники.
Характерные черты:
1) быстрое изменение техники и технологии
благодаря систематическому применению
в производстве научных знаний;
2) как результатом слияния науки и производства
произошла и научно-техническая революция,
существенным образом измениршие взаимоотношения
человека и природы, место человека в системе
производства;
3) ускоряющееся обновление той искусственно
созданной человеком предметной среды,
в которой непосредственно протекает
его жизнедеятельность. Это сопровождается
возрастающей динамикой социальных связей,
их относительно быстрой трансформацией.
Иногда на протяжении одного-двух поколений
происходит изменение образа жизни и формирование
нового типа личности. На базе техногенной
цивилизации сформировалось два типа
общества— индустриальное общество и
постиндустриальное общество.
Для обозначения
исторических особенностей того или иного
типа цивилизации используется разделение
всех типов цивилизаций на два основных
типа: первичные цивилизации и вторичные
цивилизации. Первичными цивилизациями
называют древние цивилизации, выросшие
непосредственно из первобытности и не
опиравшиеся на предшествующую цивилизационную
традицию. Вторичные возникли относительно
позже и осваивали культурно-исторический
опыт древних обществ.
Современное
состояние цивилизационного развития
привело к формированию глобальной цивилизации.
Глобальная
цивилизация — современный этап цивилизационного
развития, характеризующийся возрастающей
целостностью мирового сообщества, становлением
единой общепланетарной цивилизации.
Глобализация связана прежде всего с интернационализацией
всей общественной деятельности на Земле.
Эта интернационализация означает, что
в современную эпоху все человечество
входит в единую систему социально-экономических,
политических, культурных и иных связей
и отношений.
Возрастающая
интенсивность глобальных взаимосвязей
способствует распространению по всей
планете тех форм социальной, экономической
и культурной жизни, знаний и ценностей,
которые воспринимаются как оптимальные
и наиболее эффективные для удовлетворения
личных и общественных потребностей. Иными
словами, происходит все возрастающаяунификация
социокультурной жизни различных стран
и регионов земного шара. Основой этои
унификации является создание общепланетарной
системы общественного разделения труда,
политических институтов, информации,
связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом
социокультурного взаимодействия является
межцивилизационный диалог.
В культурологии
зафиксированы некоторые наиболее общие
принципы межцивилизационного диалога:
1) усвоение прогрессивного опыта, как
правило, происходит при сохранении межцивилизационных
особенностей каждого сообщества, культуры
и менталитета народа;
2) каждое сообщество берет из опыта иных
цивилизаций только те формы, которые
оно в состоянии освоить в рамках своих
культурных возможностей;
3) элементы иной цивилизации, перенесенные
на другую почву, приобретают новый облик,
новое качество;
4) в результате диалога современная глобальная
цивилизация приобретает не только форму
целостной системы, но и внутренне многообразный,
плюралистический характер. В этой цивилизации
усиливающаяся однородность социальных,
экономических и политических форм сочетается
с культурным многообразием.
Исследователи
также отмечают, что в этом диалоге на
современном этапе преобладает западное
влияние и, следовательно, основу диалога
составляют ценности западной техногенной
цивилизации. Однако в последние десятилетия
все более заметным становится возрастание
значения результатов социально-экономического
и культурного развития восточных и традиционных
обществ.
2. Основные достижения культуры Древнего Египта
Египет был заселен земледельцами, пришедшими из Передней Азии. На этой территории рано сформировалось централизованное государство, что связано с географическим положением в долине Нила. В истории Египта выделяется несколько периодов: додинастиче- ский период, Древнее Царство, Среднее Царство, Новое Царство, Позднее Царство, занимающие в целом время с IV тысячелетия до н.э. до 30-х годов до н.э., когда Египет был захвачен Римом.
В Египте необходимость
строгого регулирования сельскохозяйственного
производства уже на самом раннем этапе
существования государства привела к
тому, что общинная структура почти полностью
растворилась в централизованно-
Вклад Египта в мировую культуру огромен. Было создано несколько систем письменности; в математике - пользовались десятичной системой, было известно умножение и деление, знали число «п», хорошо вычисляли площади и объемы; в астрономии создавались звездные карты, знали лунно-солнечный календарь, знали цикл в 1460 лет Сириуса, знали о фазах Марса и Венеры, солнечных пятнах и протуберанцах; в медицине можно отметить хорошее знание анатомии, проводились сложные операции (трепанация черепа, операции на глазах, ампутации), широко использовалась фитотерапия, физические упражнения; в исторической науке создавались летописи; имелись своды знаний энциклопедического характера: словники; имелись географические карты, египтяне знали путь вокруг Африки.
Высокого уровня достигли искусство и архитектура, которые были связаны с культом и использовались как эффективное идеологическое средство. Главная идея - демонстрация могущества богов, фараонов. Для искусства характерна монументальность, бесстрастие, величие (храмы, пирамиды, дворцы, статуи). В искусстве позднего периода было больше реализма, психологичности.
Своеобразной была религия египтян. Для нее характерны такие черты: 1) стремление сочетать несочетаемое: зооморфные и антропоморфные черты; 2) элементы матриархата: обилие женских богов в высшем пантеоне; 3) сочетание политеизма и солярного монотеизма (реформы Эхнатона); 4) веротерпимость.
Особая роль отводилась почитанию царствующего фараона, считавшегося воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком.
Культ очень сложен, особую роль играл заупокойный культ. Египтяне считали, что при определенных условиях можно достичь бессмертия, если обеспечить существование трех субстанций, из которых состоит человек. Жизнь в потустороннем мире описывается в египетской «Книге мертвых». Заупокойный культ требовал огромных материальных затрат и предполагал наличие многочисленного жречества.
Древнеегипетская литература представлена различными жанрами: сказками, дидактическими поучениями, биографиями вельмож, религиозными текстами. Вершинами литературы являются: «Рассказ Синухета», «Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой».
Таким образом, основными чертами дре
Оригинальная, с обилием достижений, древнеегипетская культура вошла в сокровищницу мировой цивилизации.
3. Культурное наследие Древнего Китая
Древний Китай развивался в стороне от основных центров цивилизации. Условия для возникновения цивилизации здесь были менее благоприятными, чем в субтропиках, государство сложилось позже, зато на более высоком уровне производительных сил. До второй половины I тысячелетия до н.э. Китай развивался в отрыве от других цивилизаций. Отличием Китая является и более поздний переход к орошаемому земледелию. Сначала использовались естественные осадки, в отличие от сегодняшнего, климат был теплее и влажнее, росло много лесов.
В истории древнего Китая можно выделить несколько периодов: разложение первобытного общества и возникновение первых государств относится ко II тысячелетию до н.э.; VIII - III века до н.э. - существование государства «Восточное Чжоу»; 221 - 207 годы до н.э. -
существование первого централизованного государства в Китае - империи Цинь; затем формируется раннее Средневековье: империя Хань.
На культуру Древнего Китая было оказано некоторое влияние извне, с севера Евразии. От индоевропейцев пришли пшеница, ячмень, породы домашнего скота (корова, овца, коза), лошади и колесницы, гончарный круг, хотя массового притока населения с северо- запада не было. О влиянии извне говорит наличие индоевропейских слов, обозначающих эти приобретения, которых не было в древнекитайском языке.
Китай - страна социально ориентированная. Каждый человек был кузнецом своего счастья в земной жизни. Социальная активность являлась основой стремления к улучшению жизни и личной доли каждого. С древности китайская жизнь насыщена массовыми народными движениями, социальной мобильностью.
Особенностью Китая были скромные позиции, которые занимала в жизни общества религия, преобладало рациональное осмысление жизни, на первый план выдвигались этические нормы: этика решительно превалировала над религией. В Китае существовал примат чиновника над жрецом, ритуально-религиозные функции были оттеснены на задний план в пользу усиления чиновничье-бюрократической администрации. В Китае сильное государство противостояло ослабленному частному собственнику. Важнейшее место заняла имперская идея, определившая будущее страны на два тысячелетия. В Китае раньше сложился и расцвел феодализм, чем в Европе. Китай - страна истории. Имеется обилие письменных источников. Тексты Древнего Китая сыграли огромную роль в последующей ориентации страны и народа, китайской цивилизации (например, идеи Конфуция).
В XIV - XI века до н.э. существовало государство Шан-Инь. В это время появились три важнейших достижения: а) употребление бронзы; б) возникновение городов; в) появление письменности.
В середине I тысячелетия до н.э., несмотря на политическую нестабильность, войны, наблюдается расцвет культуры Древнего Китая. Эпоха «Воюющих царств» (V - III века до н.э.) - классический период в истории духовной культуры Китая: неповторимая эпоха широкой и открытой борьбы идей, фактически не стесняемой никакой официальной идеологической догмой. Ни до, ни после на протяжении древности и средневековья общество Китая не знало такой напряженности интеллектуальной жизни, такой распространенности гуманитарных учений.
В эту эпоху «соперничества
ста школ», как ее называют, складывались основные направле
Конфуцианство оказало огромное влияние на всю последующую историю Китая. Родоначальником этой философии был Кун-Фу- цзы (551 - 479 годы до н.э.). Он происходил из знатной, но обедневшей семьи и в детстве работал пастухом и сторожем, в зрелом возрасте стал крупным чиновником, затем в пятидесятилетнем возрасте основал свою школу.
Главное философское сочинение «Лунь-юй» («Беседы и высказывания») представляет собой запись учениками Конфуция мыслей учителя, восновном, - это нравственные поучения. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве и ею руководствовался всю жизнь.
В центре внимания конфуцианства находятся взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания, этики. Недовольство настоящим побуждает искать выход не в будущем, а в прошлом. Конфуцианство идеализирует прошлое, для него характерен культ прошлого. Главное место в этико-политической доктрине Конфуция занимает учение о благородном человеке и управлении на основе правил поведения. Благородный человек - это человек морали, долга, гуманист, уважающий старших, соблюдающий нормы взаимоотношений между людьми, чуждый низменной жажде корысти. «Не делай людям того, чего не пожелаешь себе» («Лунь-юй», гл. 15). Большое внимание уделяется приобретению знаний, учебе.
В то же время, Конфуций видит пороки человека: корысть, невежество, осуждает тех, кто нарушает установленные правила жизни.
К государству он подходит как к большой патриархальной семье и стремится сохранить в незыблемости установленные порядки, в то же время считая, что правители и народ имеют взаимные обязательства. «Путь золотой середины» - одно из основных звеньев методологии реформизма Конфуция. Главное - путь примера, а не насилия.
Вопросам, связанным с изучением природы, уделялось второстепенное внимание. При изучении чего-либо особо указывалось на возможность практического применения узнанного.
Таким образом, при всей исторической ограниченности, в учении Конфуция содержатся важнейшие идеи гуманизма.
Даосизм складывается примерно в период возникновения конфуцианства. Создателем был Лао-Цзы, его основная книга «Да- одэцзин» («Книга о дао и дэ»). В отличие от конфуцианства с приматом этико-политических учений, даосизм особое внимание уделял вопросам объективной картины мира.
В основе мировоззрения лежит категория «дао» - всеобъемлющее мировоззренческое понятие. Дао - это первооснова мира, его первоначало и всеобъемлющий закон мироздания. Все происходит из дао, к нему возвращается в соответствии с законами дао. В даосизме имеются идеи диалектики, указывается на противоречивость мира.
В сфере этического идеала у даосов находится «совершенномудрый» (шэнжень), противостоящий конфуцианскому идеалу. В основе его поведения лежит принцип недеяния, как высшей формы поведения. Лучшим правителем является тот, кто предоставляет всему идти своим естественным путем. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует», - считал Лао-Цзы. Его социальный идеал - небольшая патриархальная община. Он выступал против войн, считая, что «хорошее войско - средство, порождающее несчастье», а «прославлять себя победой - это, значит, радоваться убийству людей», напротив, «победу следует отмечать похоронной процессией» («Даодэцзин»). Согласно даосизму, человек следует законам земли, земля следует законам неба, небо следует законам дао, а дао следует самому себе. Даосы проповедовали «деяние без борьбы», сострадание, бережливость, смирение, учили воздавать добром за зло.