Культура и личность в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 17:48, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть личность в пространстве культуры. Обозначенная проблема определила постановку задач исследования:
-дать определение понятиям «индивид», «личность» и «человек»;
-охарактеризовать античную личность;
-выявить особенности средневековой личности и эпохи Возрождения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1. Характеристика понятий «человек», «индивид», «личность»……………..5
2. Становление античной личности……………………………………………...6
3. Становление и особенности средневековой личности……………………...8
4. Личность эпохи Возрождения………………………………………………...10
5. Культура и личность в современном мире …………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………….........16
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

культурология - личность.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….......3

1. Характеристика    понятий «человек»,  «индивид»,  «личность»……………..5

 2. Становление    античной личности……………………………………………...6

3. Становление    и особенности  средневековой  личности……………………...8

4. Личность эпохи    Возрождения………………………………………………...10

5. Культура и личность  в современном  мире …………………………………...12

Заключение…………………………………………………………………….........16

Список использованной литературы………………………………………….......18

Приложение…………………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших человечество. Проблема личности   в сфере   социально-гуманитарного   знания  рассматривается  с разных   точек зрения.   Несомненно,  что личность  не существует   вне   общества, вне культуры,  проигрываемых  ею  социальных ролей.

       При всём разнообразии  подходов к определению  сущности  личности общим и неоспоримым, поскольку очевидным, остаётся  представление о том, что сущность личности не  является, не проявляется с момента рождения человека. Личностью человек становится. Этот процесс  имеет исторический  характер. Ещё в раннем детстве индивид включается  в определённую исторически сложившуюся  систему общественных отношений, которую он застаёт  уже  готовой.

Для всестороннего анализа этого социального феномена необходимо развести ряд понятий — «человек», «индивид» и  «личность». Эти понятия не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

Личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определённому обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д. 

     Человек рождается на свет уже человеком. В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек  — это индивид. Но, появившись на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Ещё в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, то есть как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

    Цель работы – рассмотреть   личность  в пространстве   культуры. Обозначенная проблема определила постановку задач исследования:

-дать определение понятиям «индивид», «личность» и «человек»;

-охарактеризовать   античную    личность;

-выявить   особенности   средневековой    личности   и эпохи   Возрождения;

        -определить    место   культуры  и личности   в  современном мире.

       В процессе   исследования  применялись   общенаучные методы  (аналитический, исторический,   логический, сравнительный.). Личность является объектом  междисциплинарного   познания. В изучении   личности   наметилось несколько подходов: психологический, культурологический, социологический, философский,  психологический.

      Изучение  природы человека   полно представлено   в трудах Б. Спинозы,  Г. Гегеля, Н. О. Лосского,  Э. Дюркгейма. Сегодня  человек рассматривается   в контексте  глобальных проблем  современной цивилизации  и социальных последствий  научно-технической   революции, в связи   с чем  особую актуальность   приобрела  тема  гуманизма   и гуманизации   общественных отношений.      

Каждая  эпоха    неповторима, уникальна  и  не имеет  аналогов. Эпохе  античности (история Др. Греции  и  Др. Рима) была  присуща  Античность, эпохе феодализма  в Европе -  Средневековье.  Между Средневековьем и Новым временем лежит эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.), знаменовавшая зарождение новых, капиталистических общественных отношений. С развитием разделения труда и трудовой частной собственности развиваются товарное производство и торговля, возникают тысячи новых поселений  и городов,  центров товарно-денежных отношений, ремесла, торговли, образования и культуры.   

      Единство культуры, независимо от её исторического типа заключается прежде всего в том, что она представляет  собой особый не природный, а искусственно созданный мир человека.

1. Характеристика   понятий  «человек», «индивид» и «личность»

Понятие «человек» соотносимо с понятием «мир». Проблема «человек-мир»-основная проблема   культуры, религии  и философии.

       Факт принадлежности  к человеческому роду фиксируется  в понятии «индивид». Индивид (индивидуум - от лат. individuumm; особь) – отдельный, конкретный человек-носитель индивидуальности, т.е. «особости».  Данное понятие абстрагируется  от конкретных  качеств  отдельного человека, рассматривает  его как  абстрактную  единицу, элемент  в составе целого-коллектива, социальной группы или общества.

         Личность   как сущность  человека  часто выступает   синонимом  понятий «самость» и Я, которые    в научной литературе    используются  для обозначения   самосознания. Но ещё  К. Г. Юнг отмечал, что  «самость   есть   величина, относящаяся    к  сознательному  Я, как целое  к части.  Она охватывает  не только  сознательную но и бессознательную  психею»,  обозначая   тем самым   целостность    человека1.

        Индивидом можно назвать и взрослого, нормального человека и новорождённого, и дефективного человека, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, то есть социальным существом, включённым в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет,  как индивид, человек становится личностью, ещё в раннем детстве, включаясь в определённую исторически сложившуюся систему общественных отношений. Дальнейшее развитие человека в социальной группе создаёт такое переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо от воли и сознании индивида, которое формирует его как личность.

Общество  с момента рождения человека  социализирует  его, т.е.  окружает, включает, приобщает к культуре, к социальному  опыту во всех его формах - знания,  эмоции, этические, эстетические нормы. Сам человек постепенно – по мере овладения социокультурным опытом – начинает сознавать  свою  особость, индивидуальность и стремится сохранить, развить её – в процессе самовоспитания.

        Личность есть степень  воплощённости  в отдельном  человеке  сущности   человека. В своём первоначальном   значении  это понятие  обозначало маску, исполняющуюся  актёром в греческом театре.  Быть личностью трудно.

В сущности  человека  как идеале  воплощены  стремления  человека  к абсолютному добру, абсолютной  истине, красоте, свободе, в конечном  итоге-к абсолютному  бытию.  Личность  как  полное  и законченное  воплощение  сущности  человека   в отдельном – нечто  недостижимое.

Личность–«социальный», или социализированный человек. Самореализация, или самоосуществление, самоактуализация - это цель и результат процесса формирования  личности  и, одновременно, критерий его успешности. Уже в древности  разделяют личность   как нечто внешнее, навязанное  человеку  обществом, и его сущность, внутренне «Я», то, что в античности  и в средние века  называли  душой. 

В философии (персонализм, экзистенциализм, философская   антропология) личности  рассматривается  как процесс  самопроектирования, самоинтеграции, саморефлексии, протекающий  в рамках общения «я» с «другим». Общение, понимаемое как  субъект - субъектное отношение, включает  переживание, понимание и трансцендирование (отношение  личности  с абсолютными  ценностями и их носителем - абсолютной личностью).

 

2. Становление    античной  личности

 

Становление античной личности   было обусловлено переходом к самостоятельному поведению, что было бы невозможным без формирования новых представлений о своём Я как источнике самоуправления. Античная личность конституирует себя, разрешая проблему отношения к существующей традиции, иначе она не могла бы существовать в культуре.

Самостоятельное поведение строится как компромисс между необходимостью следовать традиции (мифам и обычаям) и преодолением этой традиции.

Основными формами социализации для формирующейся античной личности выступали сначала суд и театр, а затем к ним присоединяется философия. Начиная с Платона проблематика осмысления личности всё больше интересует учёных. Основным инструментом общения разных личностей между собой, а также с античным обществом становятся сначала ненормированные рассуждения, а затем мышление (рассуждения, которые строятся по правилам логики с использованием категорий и понятий). Рассуждения позволяли приводить в движение представления мыслящей личности в нужном для неё направлении.

Новая моральная ситуация требовала новых философских обоснований. Предстояло осмыслить моральную суверенность личности, раскрыть субъективно-психологические основы морали. Роль софистов можно понять только на фоне их вклада в философскую мысль и культуру вообще. Они впервые решительно сместили направление теоретико-познавательного интереса с природы на человека. В противоположность предшествовавшим философам, искавшим тайну человеческого бытия в природе, космосе. Протагор(490 -ок. 420 до н. э.) провозгласил свое знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Речь идёт не о простом расширении предмета философского исследования. Софисты принципиально иначе подошли и к пониманию человека. Он для них больше, чем одно из проявлений (пусть даже высших) универсума, он ее центр, творческое начало. Софисты, таким образом, перевернули традиционно сложившийся способ философствования: от космоса к человеку, от всеобщего к особенному, от объективного к субъективному.

С опорой   на природное понимание  человека имелись наставления житейского  благоразумия, учения  о правильном  отношении  к вещам, перипитиям  личной  судьбы в форме  конкретных  рекомендаций по части сохранения здоровья, умения одеваться, достижения богатства, власти  и т.д.  Культивировалась идея естественности,  вечности  и незыблемости   рабства.

Греция  была   островной цивилизацией и вела  бесконечные  войны, поэтому  осознание  общности интересов, необходимость  объединения против  общего врага стимулировали  обсуждение таких понятий, как «мужество»,  «смелость», «патриотизм» «справедливость». 

         Победа  демократических форм организации  общественной жизни способствовала резкому оживлению политической и духовной её сферы, предопределила социальный, политический и идеологический плюрализм, борьбу мировоззрений, идей и мнений. Эта борьба в основном была направлена на подрыв религиозно-мифологического мировоззрения и традиционной нравственности родового общества, утверждение новых представлений об обществе, человеке, нравственности.

        Главным предметом  нравственно-этических размышлений в «предфилософии» - мифологии, эпосе, драматургии и поэзии, а также в исканиях первых философов — Фалеса, Аиаксимандра, Анаксимена, Гераклита и других — является положение человека в быстро изменяющемся мире. Эти изменения знаменовали собой переход от устойчиво-традиционных структур общинного уклада жизни, где индивид полностью подчинен обычаям, традициям, мифологемам, к демократическому укладу, нуждающемуся в человеке, осознающем себя и свои интересы в отношении к общему благу.

 

3. Становление    и особенности  средневековой  личности

 

Эпоха  средневековья   совпадает  в Европе  с периодом  формирования,  упрочения   и постепенного   разложения  феодальных   общественных  отношений  в  V-VI вв. Переход  от античности  к средневековью  ознаменовалось   в   науке  поворот, суть которого  состояла  в том, что  она стала   религиозной.  Поэтому вся   основная проблематика   человека - об источнике   и природе  морали, о критериях   нравственности,  о назначении  и смысле  жизни  человека и его нравственном   идеале, о добре  и зле - восходит   к Священному  Писанию.

Христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нем силах.

Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Человек грешен перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как «зараженной» грехом. Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке (а не самой природой человека).

Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия. Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.

Информация о работе Культура и личность в современном мире