Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 17:48, реферат
Цель работы – рассмотреть личность в пространстве культуры. Обозначенная проблема определила постановку задач исследования:
-дать определение понятиям «индивид», «личность» и «человек»;
-охарактеризовать античную личность;
-выявить особенности средневековой личности и эпохи Возрождения;
Введение………………………………………………………………………….......3
1. Характеристика понятий «человек», «индивид», «личность»……………..5
2. Становление античной личности……………………………………………...6
3. Становление и особенности средневековой личности……………………...8
4. Личность эпохи Возрождения………………………………………………...10
5. Культура и личность в современном мире …………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………….........16
Список использованной литературы…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика понятий «человек», «индивид», «личность»……………..5
2. Становление античной личности……………………………………………...6
3. Становление и особенности средневековой личности……………………...8
4. Личность эпохи Возрождения……………………………………………….
5. Культура и личность в современном мире …………………………………...12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………....
Приложение……………………………………………………
Введение
Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших человечество. Проблема личности в сфере социально-гуманитарного знания рассматривается с разных точек зрения. Несомненно, что личность не существует вне общества, вне культуры, проигрываемых ею социальных ролей.
При всём разнообразии подходов к определению сущности личности общим и неоспоримым, поскольку очевидным, остаётся представление о том, что сущность личности не является, не проявляется с момента рождения человека. Личностью человек становится. Этот процесс имеет исторический характер. Ещё в раннем детстве индивид включается в определённую исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застаёт уже готовой.
Для всестороннего анализа этого социального феномена необходимо развести ряд понятий — «человек», «индивид» и «личность». Эти понятия не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.
Личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определённому обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.
Человек рождается на свет уже человеком. В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек — это индивид. Но, появившись на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Ещё в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, то есть как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.
Цель работы – рассмотреть личность в пространстве культуры. Обозначенная проблема определила постановку задач исследования:
-дать определение понятиям «индивид», «личность» и «человек»;
-охарактеризовать античную личность;
-выявить особенности средневековой личности и эпохи Возрождения;
-определить место культуры и личности в современном мире.
В процессе исследования применялись общенаучные методы (аналитический, исторический, логический, сравнительный.). Личность является объектом междисциплинарного познания. В изучении личности наметилось несколько подходов: психологический, культурологический, социологический, философский, психологический.
Изучение природы человека полно представлено в трудах Б. Спинозы, Г. Гегеля, Н. О. Лосского, Э. Дюркгейма. Сегодня человек рассматривается в контексте глобальных проблем современной цивилизации и социальных последствий научно-технической революции, в связи с чем особую актуальность приобрела тема гуманизма и гуманизации общественных отношений.
Каждая эпоха неповторима, уникальна и не имеет аналогов. Эпохе античности (история Др. Греции и Др. Рима) была присуща Античность, эпохе феодализма в Европе - Средневековье. Между Средневековьем и Новым временем лежит эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.), знаменовавшая зарождение новых, капиталистических общественных отношений. С развитием разделения труда и трудовой частной собственности развиваются товарное производство и торговля, возникают тысячи новых поселений и городов, центров товарно-денежных отношений, ремесла, торговли, образования и культуры.
Единство культуры, независимо от её исторического типа заключается прежде всего в том, что она представляет собой особый не природный, а искусственно созданный мир человека.
1. Характеристика понятий «человек», «индивид» и «личность»
Понятие «человек» соотносимо с понятием «мир». Проблема «человек-мир»-основная проблема культуры, религии и философии.
Факт принадлежности
к человеческому роду
Личность как сущность человека часто выступает синонимом понятий «самость» и Я, которые в научной литературе используются для обозначения самосознания. Но ещё К. Г. Юнг отмечал, что «самость есть величина, относящаяся к сознательному Я, как целое к части. Она охватывает не только сознательную но и бессознательную психею», обозначая тем самым целостность человека1.
Индивидом можно назвать и взрослого, нормального человека и новорождённого, и дефективного человека, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, то есть социальным существом, включённым в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет, как индивид, человек становится личностью, ещё в раннем детстве, включаясь в определённую исторически сложившуюся систему общественных отношений. Дальнейшее развитие человека в социальной группе создаёт такое переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо от воли и сознании индивида, которое формирует его как личность.
Общество с момента рождения человека социализирует его, т.е. окружает, включает, приобщает к культуре, к социальному опыту во всех его формах - знания, эмоции, этические, эстетические нормы. Сам человек постепенно – по мере овладения социокультурным опытом – начинает сознавать свою особость, индивидуальность и стремится сохранить, развить её – в процессе самовоспитания.
Личность есть степень воплощённости в отдельном человеке сущности человека. В своём первоначальном значении это понятие обозначало маску, исполняющуюся актёром в греческом театре. Быть личностью трудно.
В сущности человека как идеале воплощены стремления человека к абсолютному добру, абсолютной истине, красоте, свободе, в конечном итоге-к абсолютному бытию. Личность как полное и законченное воплощение сущности человека в отдельном – нечто недостижимое.
Личность–«социальный», или социализированный человек. Самореализация, или самоосуществление, самоактуализация - это цель и результат процесса формирования личности и, одновременно, критерий его успешности. Уже в древности разделяют личность как нечто внешнее, навязанное человеку обществом, и его сущность, внутренне «Я», то, что в античности и в средние века называли душой.
В философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) личности рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтеграции, саморефлексии, протекающий в рамках общения «я» с «другим». Общение, понимаемое как субъект - субъектное отношение, включает переживание, понимание и трансцендирование (отношение личности с абсолютными ценностями и их носителем - абсолютной личностью).
2. Становление античной личности
Становление античной личности было обусловлено переходом к самостоятельному поведению, что было бы невозможным без формирования новых представлений о своём Я как источнике самоуправления. Античная личность конституирует себя, разрешая проблему отношения к существующей традиции, иначе она не могла бы существовать в культуре.
Самостоятельное поведение строится как компромисс между необходимостью следовать традиции (мифам и обычаям) и преодолением этой традиции.
Основными формами социализации для формирующейся античной личности выступали сначала суд и театр, а затем к ним присоединяется философия. Начиная с Платона проблематика осмысления личности всё больше интересует учёных. Основным инструментом общения разных личностей между собой, а также с античным обществом становятся сначала ненормированные рассуждения, а затем мышление (рассуждения, которые строятся по правилам логики с использованием категорий и понятий). Рассуждения позволяли приводить в движение представления мыслящей личности в нужном для неё направлении.
Новая моральная ситуация требовала новых философских обоснований. Предстояло осмыслить моральную суверенность личности, раскрыть субъективно-психологические основы морали. Роль софистов можно понять только на фоне их вклада в философскую мысль и культуру вообще. Они впервые решительно сместили направление теоретико-познавательного интереса с природы на человека. В противоположность предшествовавшим философам, искавшим тайну человеческого бытия в природе, космосе. Протагор(490 -ок. 420 до н. э.) провозгласил свое знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Речь идёт не о простом расширении предмета философского исследования. Софисты принципиально иначе подошли и к пониманию человека. Он для них больше, чем одно из проявлений (пусть даже высших) универсума, он ее центр, творческое начало. Софисты, таким образом, перевернули традиционно сложившийся способ философствования: от космоса к человеку, от всеобщего к особенному, от объективного к субъективному.
С опорой на природное понимание человека имелись наставления житейского благоразумия, учения о правильном отношении к вещам, перипитиям личной судьбы в форме конкретных рекомендаций по части сохранения здоровья, умения одеваться, достижения богатства, власти и т.д. Культивировалась идея естественности, вечности и незыблемости рабства.
Греция была островной цивилизацией и вела бесконечные войны, поэтому осознание общности интересов, необходимость объединения против общего врага стимулировали обсуждение таких понятий, как «мужество», «смелость», «патриотизм» «справедливость».
Победа
демократических форм
Главным предметом
нравственно-этических
3. Становление и особенности средневековой личности
Эпоха средневековья совпадает в Европе с периодом формирования, упрочения и постепенного разложения феодальных общественных отношений в V-VI вв. Переход от античности к средневековью ознаменовалось в науке поворот, суть которого состояла в том, что она стала религиозной. Поэтому вся основная проблематика человека - об источнике и природе морали, о критериях нравственности, о назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, о добре и зле - восходит к Священному Писанию.
Христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нем силах.
Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Человек грешен перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как «зараженной» грехом. Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке (а не самой природой человека).
Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия. Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.