Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:05, контрольная работа
Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей. Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания и распространения ценностей и достижений. Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Слово "культура" есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности.
Введение 3
1. Понятие и компоненты культуры 4
1.1. Нормы: обычаи, нравы, законы. 5
1.2. Ценности 6
1.3. Символы и язык 7
1.4. Техника 9
2. Формы и виды культуры 11
3. Основные функции культуры в жизни человека и общества 14
4. Восприятие и роль культуры в обществе. 16
5. Развитие и распространение культуры 19
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Содержание
Введение 3
1. Понятие и компоненты культуры 4
1.1. Нормы: обычаи, нравы, законы. 5
1.2. Ценности 6
1.3. Символы и язык 7
1.4. Техника 9
2. Формы и виды культуры 11
3. Основные функции культуры в жизни человека и общества 14
4. Восприятие и роль культуры в обществе. 16
5. Развитие и распространение культуры 19
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей. Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания и распространения ценностей и достижений. Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Слово "культура" есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности.
Культура - это созданные на протяжении всей человеческой истории общепризнанные нематериальные ценности:
во-первых, классовые, сословные, групповые духовные ценности, характерные для различных исторических эпох;
во-вторых, что может быть особенно важно, отношения между людьми, складывающиеся в результате и процессе производства, распределения и потребления этих ценностей.
Жизнь общества, социальная
структура (институты и
Понятие «культура» чрезвычайно многозначно. Для его уточнения исследователи используют массу предикатов (специальных определений), выделяя, например, технологическую, цивилизационную, философскую, управленческую, религиозную, политическую, музыкальную, физическую культуру, городскую и сельскую, этническую и молодежную и др.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.
Термин “культура” произошёл от латинского “culture” – “возделывать, облагораживать”. Немецкое слово «kultur» означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
В обыденном сознании культуру
отождествляют с
Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. В начале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой. В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.
Культура – это поведение,
присущее специфически человеку разумному,
рассматриваемое в неразрывной
связи с материальными
Живя в обществе, человек должен понимать, какие действия общество дозволяет, а какие нет. Только при этом условии в повседневной жизни будет порядок. Только так можно определить, какого именно поведения мы имеем право требовать от других, а другие от нас. Нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях. Они предписывают нам, что мы «должны», что нам «следует» и чего мы «не должны» или чего нам «не следует» делать.
Нормы помогают нам ориентировать
свое поведение по отношению к
другим людям. Нормы позволяют осуществлять
действия таким образом, чтобы они
не шли вразрез с действиями других.
Но это также и цели. Мы приписываем
им независимое существование, рассматривая
их как само собой разумеющиеся.
Они становятся стандартами, с помощью
которых индивиды оценивают действия
друг друга и вознаграждают или
порицают различные типы поведения.
Некоторым нормам, называемым «нравами»,
люди придают очень большое
Обычаи и представления
относятся к привычным и
Нравы. Менее благосклонно
относятся к нарушителям
Нравственности обычно придается важное значение, и те, кто ее нарушает, считаются безнравственными, злыми и порочными. Поэтому наказание нарушителей нравственных норм общества весьма сурово; их могут заключить в тюрьму, изгнать, искалечить или подвергнуть пыткам и даже казнить. Обычаи и нравы, как правило, проводятся в жизнь людьми, действующими спонтанно и сообща.
Законы. Нравы общества являются
важным источником законов. Законы —
это правила, которые проводятся
в жизнь специальной
Если нормы — это правила поведения, то ценности — это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам. В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный комфорт, индивидуальная свобода самовыражения, прогресс, рациональность, патриотизм и демократия. Люди склонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.
Ценности не выбиваются в граните на все времена. Они изменяются от поколения к поколению. Многие российские мальчишки 60-х годов, под влиянием полета Ю. Гагарина в космос хотели стать космонавтами. В 90-е годы у нас престижным стало занятие бизнесом, умение заработать большие деньги. Коренным образом также различаются взгляды на взаимоотношения полов (например, добрачные половые связи) у поколения ветеранов и нынешней молодежи.
Нормы и ценности — это то в социальной жизни, чего мы физически не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой. Но если они физически не существуют, как с ними обращаться? Как в повседневной жизни говорить друг с другом о правилах и нормах, как их мысленно «прокручивать» и как оценивать поведение других с учетом этих правил? Ответ подсказывают символы. Символы — это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. К примеру, слово «телефон» — символ, который, будь он произнесен или написан, обозначает физический объект. Он приобретает смысл средства общения, поскольку символ и объект взаимосвязаны. Следовательно, символы — это код или своего рода стенограмма для обозначения окружающего нас мира.
Формы символов различны, например
жесты — позы или телодвижения,
которые обладают социальной значимостью.
Если в знак отрицания русские
качают головой, то жители Адмиралтейских
островов для выражения негативной
реакции быстро касаются носа пальцем
правой руки, а турки демонстрируют
отрицательное отношение к
Самые важные символы содержатся
в языке — социально
Фактически понятием "язык" мы обозначаем целый комплекс - языков культуры. Кроме языков в традиционно-лингвистическом понимании и языков науки (символов, значков, формул и т.п.), к языкам культуры относятся и языки различных видов искусства (живописи, архитектуры, музыки, танца и т.д.), и язык моды и костюма, и язык бытовых вещей, а также язык жестов, мимики, движения, интонаций.
Родной язык относится к тем измерениям человека, которые не выбираются. Природа речевой деятельности человека двойственна: в ней есть и врожденное (генетическое) и приобретенное. Генетически в людях заложена способность в первые годы жизни усвоить язык, причем любой язык. Однако это зависит не от генетики, а от социальных условий. Овладение первым языком - социально-психологический процесс. Человек не свободен в выборе своего первого языка, потому что его усваивают непроизвольно, стихийно, без целенаправленного обучения.
Язык с точки зрения
философии относится к
Отметим и роль языка как ретранслятора культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, обрядом, мимикой, танцем. Ушедшие поколения доносят до нас свои умения, навыки, строй мысли в вещественных формах и т.д. Но во всех случаях вряд ли что-нибудь может конкурировать с наиболее емким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык.
Словом техника (с древнегреческого - мастерство, искусство) обозначают или определяют совокупность средств, создаваемых людьми для оптимизации своей деятельности.
По мнению философа техники
Ф. Раппе, можно выделить два типа
определений понятия «техника».
Техника в узком смысле слова
есть инженерная деятельность, в широком
– любая эффективная
Современное понимание техники предполагает несколько характерных моментов. Техника имеет искусственное происхождение, то есть создаётся людьми в процессе овеществления идеальных моделей. Техника рациональна, то есть достаточно быстро воспроизводима в данном сообществе. У неё утилитарный характер, то есть техника связана с практическими потребностями людей и служит удовлетворению этих потребностей.