Культура и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается проблема взаимоотношений культуры и общества без которого, как единого целого, культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляется единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 3
1. Понятие общества ----------------------------------------------------------------- 4
2. Взаимосвязь общества и культуры -------------------------------------------- 6
3. Традиции и нормы культуры ---------------------------------------------------- 8
Заключение ------------------------------------------------------------------------------- 11
Литература -------------------------------------------------------------------------------- 12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат культурология культура и общество.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации 

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский  государственный

 университет культуры  и искусств» 

Ростовский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По предмету: «Культурологи»

На тему: «Культура и  общество»

Студента 1 курса

Болдырева Н.А.

профиль «Менеджмент»

 

 

 

 

преподаватель:

доцент  С.М. Петкова

 

Ростов-на-Дону

2013

2

 

Культура и  общество

 

 

Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 3

  1. Понятие общества ----------------------------------------------------------------- 4
  2. Взаимосвязь общества и культуры -------------------------------------------- 6
  3. Традиции и нормы культуры ---------------------------------------------------- 8

Заключение ------------------------------------------------------------------------------- 11

Литература -------------------------------------------------------------------------------- 12

 

 

3

Введение

Существенная особенность  человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано  им самим. Действительно, жизненный  опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир (здания, орудия труда, мосты,  каналы, возделанная  земля и пр.), но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты  жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Обычно культуру связывают  с определенным обществом, нацией или  социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской  культурах, о культуре города или  деревни, подразумевая, что в каждом обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных  норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая, которая отличается от других систем подобного рода. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая входящих в него индивидов, является каркасом культуры, ее основой и защитой от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, та как с его помощью закрепляется единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.

В данной работе рассматривается  проблема взаимоотношений культуры и общества.

 

4

  1. Понятие общества

Несмотря на то, что термины  «общество», «общность», «общественный», «социальный» широко распространены в обыденной речи, их научное содержание достаточно сложно. Различные мыслители сравнивали общество и с растением, и с животным, и с человеческим индивидом. Общество определяли и как союз,  и как взаимодействие, и как солидарность, и как борьбу. Аристотель назвал человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество.  Не всякая общность людей является обществом,  но любое общество – это, так или иначе, самоуправляющаяся общность.

Латинский глагол «socio» означает соединять, объединять, предпринимать, сообща затевать, а существительное «socialitas – общество, ближайшее окружение. Отсюда первоначальное значение понятия «социальный» – связанный с общностью, союзом,

сотрудничеством.  В XIX в.  возникла особая наука – социология, имеющая своим предметом исследования общества.

Первое, что бросается  в глаза при самом общем  взгляде на общество, это то, что  оно – совокупность, объединение  людей. Это означает, во-первых, что  точно так же, как человек сего сознанием и соответствующим  поведением принципиально отличен  от животного (в том числе высокоорганизованных человекообразных обезьян – антропоидов) и его поведения, так и стадо  последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с  обществом, несмотря на некоторое внешнее  сходство. Общество – это человеческая общность, которую образуют люди и  в которой они живут. Биологические  отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.

Во-вторых, не могут служить  примерами общества одиноко, как  Робинзон, живущий человек или  более или менее значительное число людей, изолированных друг от друга и от других людей. Как  отмечал П. А. Сорокин, для того чтобы  общество могло быть, нужно по меньшей  мере двое людей и чтобы эти  люди были связаны друг с другом связью взаимодействия.

Именно общественные отношения (связи) являются предпосылкой и условием собственно человеческой деятельности. С момента рождения человека совсем набором унаследованных индивидуальных качеств окунается в социальную среду, от него не зависящую. На своем  жизненном пути он должен «вписаться»  в сеть наличных общественных отношений, социализироваться (обрести социальные роли), впить в себя культурные традиции, и только тогда он сможет действовать как субъект культуры.

Сложность общего определения  понятия «общество» связана с  рядом обстоятельств:

    • это очень широкое по объему и высоко абстрактное по характеру понятие;
    • это чрезвычайно сложное, многословное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах;
    • это понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития;
    • это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество;
    • понятие «общество» используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что обязательно требует каждый раз оговорки при его употреблении.

5

С учетом сказанного, можно  дать следующее общее социологическое  определение общества: общество –  совокупность людей, объединенных исторически  сложившимися формами их взаимосвязи  и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся  устойчивостью и целостностью, саморегулируемостью  и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальны нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Составными элементами общества являются  люди, социальные связи  и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные  институты  и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и  др. Каждый из них находится в  более или менее тесной взаимосвязи  с другими, занимает специфическое  место и играет своеобразную роль в обществе.

Именно благодаря своей  структуре общество качественно  отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную  структуру, а следовательно, и иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество – это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, несводимое к качественной характеристике отдельных людей или их сумм. Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

 

6

 

  1. Взаимосвязь общества и культуры

 

Югославский социолог Д. Маркович выделяет три основные особенности человека – творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек – это общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия. Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия природа и общество, природное и социальное, ни разрывать и противопоставлять их. Природа и общество – это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области – естествознание и обществоведение.

В узком смысле обществом  как большая социальная группа, и  культура как способ регулирования  поведения людей – это двуединые  стороны, два неразрывно связанных, хотя и особых аспекта социального  взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Нет человеческого общества вне  культуры, точно так же не может  сложиться, существовать и развиваться  культура вне общественной жизни, вне  общества как единого целого, ибо  и то и другое – атрибуты социального  взаимодействия людей. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится социальна структура общества, а благодаря обществу, его обособленности и целостности культура формируется, защищается, уберегается от размывания под воздействием внешних факторов. Социум в указанном смысле слова и культура – это две теснейшим образом взаимосвязанные и взаимодействующие единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры социальных взаимодействий людей и коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий (значения, ценности, нормы, идеалы).

Социальную роль невозможно переоценить, поскольку она определяет само содержание любого социального  явления, процесса, жизнедеятельности  всего общества, социальных групп  и личностей. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство  единства, идентичности членов общества или группы, принадлежащей к одному, данному обществу. Она, по выражению  американского социолога Н. Смелзера, в жизни людей осуществляет в значительной мере ту же роль, функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Исключительно велика роль культуры в обеспечении целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни. И чем более развита и распространена культура, тем при прочих равных условиях более велика ее роль в жизни общества.

 Социальная роль культуры  проявляется в трех основных  аспектах. Во-первых, культура служит  основой и решающим фактором  превращения индивида в личность, его подготовки к жизни в  обществе, его социализации. Эта роль определяется тем, что культура выступает как своеобразный резервуар накопления, аккумуляции и передачи социального опыта. Во-вторых, обеспечивая единство ценностей, норм, значений, идеалов и верований всех членов данного общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей, интегрирующей силой, во многом определяющей стабильность, устойчивость всей общественной системы. И, в-третьих, культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Эта функция культуры связана прежде всего с тем, что ее основную часть составляют социальные ценности людей, содержание и стиль их жизни, ориентиры в ее развитии.

Основное различие между  культурой и обществом состоит  в том, что социальные институты (экономическая и политическая система  и т. д.) существуют независимо от индивидуальной рефлексии (осмысления индивидом своего субъективного отношения к

7

 

социальным нормам и институтам), они принимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступления от которых  караются обществом. В культуре достигаемые  реально результаты человеческой деятельности соотносятся с принятой индивидом  шкалой ценностей (слава, почести, богатство  и т. д.). Если мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному (культурному), то мы обнаруживаем, что достигаемые им результаты обретают значимость не сами по себе, а как собственные, внутренние (рефлексивные) качества и условия дальнейшего развития индивида. И личные свойства человека, и достигаемое им социальное положение – это осуществленный им выбор в мире культуры, характеризующий его отношение к миру,     т. е. способ воспроизводства культуры и ее осуществления. Культура, таким образом, позволяет человеку развивать внутренний мир, оперативно реагируя на социальные требования, осознавая их моральный, политический и эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор. 

 

8

  1. Традиции и нормы культуры

 

Развитие культуры имеет  свою внутреннюю логику и характеризуется  относительной самостоятельностью и своеобразной внутренней детерминацией, которая реализуется не только в  активном использовании новыми поколениями  накопленного запаса ценностей культуры, но и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры, на его  основные направления, его содержание и темп. При этом культура содержит  в себе как устойчивые, так и  изменчивые моменты.

С определенной долей максимализма можно утверждать, что культура –  это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, культуру можно рассматривать как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях. Взгляды, сформировавшиеся в прошлом, формируют нас и определяют наше видение как настоящего, так и будущего.

Память народов складывается из памяти людей. Память культур складывается из памяти народов. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих – актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Под первой понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и выражается в повседневных проявлениях – культуре труда быта, поведения. Культурная память представляет собой определенную культурную деятельность, которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни. Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом актуальной культуры, в то время как получение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. При необходимости мы способны вспомнить древний способ и заняться трением палочек, но лишь при том условии, что наши спички безнадежно отсырели.

Информация о работе Культура и общество