Оглавление
Введение3
Раздел 1. Что такое
культура4
1.1 Понятие культуры4
1.2 Функции культуры5
1.3 Многомерность
культуры7
Раздел 2. Культура
и цивилизация8
2.1 Цивилизация как культурно-исторический
процесс 8
2.2 Традиционное
и техногенное (индустриальное) общество
9
2.3 Человек в
техногенном мире 12
Заключение14
Список использованной литературы
Введение
Латинское слово cultura вошло
в обиход европейской мысли лишь во второй
половине XVIII века, когда латынь перестала
быть живым языком и даже - универсальным
средством интеллектуально-ученых общений
образованных людей. Другое очень важное
для человечества понятие «цивилизация»
- появилось в античную эпоху как определенное
качественное отличие античного общества
от варварского окружения. Слово «цивилизация»
постепенно входило в интеллектуальный
и научный оборот западного общества вслед
за термином «культура» на том этапе, когда
постепенно ослабевало влияние религиозного
мировоззрения и мир все более представал
как среда и результат деятельности человека,
отделившегося от природы и уже мало подверженного
вере в божественное провидение. Цель
данной работы изучение понятия культуры,
а также рассмотрение взаимосвязи понятий
«культура» и «цивилизация».
1.Что такое культура
- Понятие культуры
Мир культуры неисчерпаем. Теоретически
его постигают философы, ученые, художники,
богословы, культурологи, а в повседневной
жизни каждый из нас осваивает ее нормы,
ценности и идеалы как целеустремленно,
так и стихийно. Поэтому неудивительно,
что существует множество (свыше 300) самых
различных определений культуры. Рассмотрим
только некоторые из них, сопоставляя
культуру с природой, с обществом и с самим
человеком.
В самом общем значении говоря
о «культуре», когда подразумевается ее
отличие от природы («натуры»). Мир культуры
образуют вещи и явления, которых нет в
«необработанной» природе. Хотя первоначально
латинское слово cultura означало «возделывание»,
«обработка» и относилось прежде всего
к земле. Однако культура — это все же
мир, возделанный человеком, освоенное
им пространство. Правда не все, созданное
человеком, есть культура, поскольку люди
породили и такие явления, которые ужасны
по своему уродству и разрушительны для
окружающей среды и их самих. Ведь нельзя
же назвать наркоманию «явлением культуры»,
а озоновую дыру «достижением культуры».
Поэтому первое определение: «культура
— это обработанная натура» — требует
некоторого дополнения.
Второй аспект в определении
культуры возникает, когда мы культуру
соотносим с другими сферами жизни общества.
Часто можно слышать: «экономика и культура»,
«политика и культура», «молодежь и культура».
Однако в повседневной жизни мы можно
отнести к «культуре» в первую очередь
искусство и мораль, а под «учреждениями
культуры» подразумеваем театры, музеи
и школы. В этом смысле «культура» используется
в более узком значении: культура — сфера
общественной жизни, где вырабатываются
и потребляются духовные ценности (эстетические,
нравственные, религиозные и др.)- Исходя
из этих ценностных критериев, можно сказать,
что далеко не всякое общественное явление
может быть оценено положительно и отнесено
к разряду «культурных». В то же время
«культура экономических отношений» предполагает
такую их организацию, которая способствует
удовлетворению потребностей человека,
а не служит только росту капитала. «Культура
политической дискуссии» помогает различным
социальным группам цивилизованно, гармонично
реализовывать свои интересы. Поэтому
эпитет «культурный» — это своеобразный
«комплимент» общественному явлению,
свидетельство его духовной ценности.
Отсюда главным признаком культурного
начала является способность уравновешивать,
гармонизировать отношения в социуме.
Третий аспект понятия «культура»
подразумевает, что культура — это универсальный
способ «возделывания», «обработки» самого
человека, то, что делает его гуманнее
и лучше. Культура в этом смысле как раз
и задает критерии того, что значит «быть
лучше». В процессе социализации личность
усваивает правила нравственного поведения
в социуме и юридические нормы жизни в
государстве, формирует свое мировоззрение
и отношение к верованиям и традициям,
вырабатывает эстетический вкус и духовные
ценности. Таким образом, культура дает
человеку возможность самосозидания,
что, в свою очередь, позволяет ему стать
творцом новых культурных ценностей.
1.2 Функции культуры
Сколь необъятно пространство
культуры, столь же многообразны ее функции.
Перечислим некоторые из них.
Ценностная. Усвоенные человеком
культурные ценности позволяют распознавать
значимое и незначительное в жизни; отличать
то, что гармонизирует и совершенствует
человеческую жизнь от того, что является
саморазрушительным для человека. Для
общества сохранение ценностей культуры
— залог того, что оно не «одичает» и не
исчезнет.
Нормативная. Каждое конкретное
общество функционирует и развивается
по специфической культурной программе,
которая задает норму его жизни. В качестве
таких программ выступают научные знания,
нормы морали и права, духовные ценности,
социальные идеалы, философские принципы,
технические приемы, политические ориентации
и т. д. Для человека, усвоившего нормы
культуры, социальный мир становится «своим»,
в нем легко ориентироваться и реализовывать
себя.
Интегрирующая. На основе единых
ценностей и норм культура сплачивает
определенное сообщество людей и отличает
его от других сообществ. В результате
своеобразие каждой страны или народа
определяется его культурой. В более узком
смысле общность культурных предпочтений
формирует из групп людей сообщества единомышленников,
да и просто хорошие компании.
Деятельно-творческая. Труд
в различных его видах (производство, учеба,
наука, государственные дела, искусство
и др.) — основа существования общества.
В своей многогранной деятельности люди
опираются на традиции социально-культурной
жизни, созданные прежними поколениями.
Именно накопленный деятельно-культурный
опыт способствует дальнейшему творчеству
людей, созданию ими нового в науке, искусстве,
социальной практике.
Знаково-символическая. Предметы
и явления культуры выступают как знаки,
которые в условном, закодированном виде
хранят опыт человечества. Знаком может
быть любой предмет, имеющий определенное
значение, т. е. выступающий как представитель
некоего другого явления и хранящий его
смысл. Самым универсальным знаком является
слово. Устная и письменная речь позволяет
передать практически любой смысл тому,
кто знаком с этой системой знаков.
Среди знаков особое место занимают
символы — знаки, служащие условным обозначением
какого-либо образа или идеи. Например,
памятник героям, павшим в боях за Родину,
служит символом патриотизма народа. Церемония
бракосочетания выступает символом любви
и идеи продолжения рода. Приобщаясь к
культуре, мы расшифровываем ее знаки
и символы, постигая, таким образом, смысл
происходящего.
1.3 Многомерность
культуры
Культура многообразна по функциям
и по содержанию. Поэтому существует множество
классификаций видов культуры.
По предметным результатам
человеческой деятельности культуру обычно
подразделяют на материальную и духовную.
Материальная культура — это техника
и предметы быта, транспорт и связь, здания
и сооружения, породы животных и сорта
растений. В отличие от материальной духовная
культура — это мир социальных и личностных
ценностей. Духовная культура — это идеалы
искусства, нормы нравственности, правосознание,
философские учения, политические убеждения,
религиозные верования. Духовная культура
иногда рассматривается как культура
в собственном, узком значении этого слова.
Подразделение на материальную и духовную
культуру условно, поскольку в тех же предметах
материальной культуры запечатлены духовные
возможности человека.
Иногда выделяют культуру физическую,
когда говорят: в здоровом теле здоровый
дух. Физическая культура — это личная
гигиена, упражнения для тела, подвижный
образ жизни, спорт, игры, абсолютное исключение
вредных привычек (наркомании, алкоголизма,
курения).
Согласно историческому критерию
культуру подразделяют на первобытную,
античную, средневековую, ренессансную,
новую, современную.
По этнонационалъному признаку
различают культуры отдельных народов:
белорусскую, русскую, китайскую, американскую
и т.д. Выделяют также отдельные сферы
культуры, которые различают друг от друга
по главной ценности, лежащей в их основе.
Так, для художественной культуры главная
ценность — красота, для религиозной —
вера, для Познавательной культуры — истина,
для нравственной — добро, для правовой
— справедливость, для политической —
власть.
2.Культура и цивилизация
2.1 Цивилизация как
культурно-исторический процесс
С усвоением и развитием культуры
жизнь людей становится все более цивилизованной.
Термин «цивилизация» был введен сравнительно
недавно — в конце XVIII в.— французскими
просветителями. Так они обозначали гражданское
общество, в котором царят свобода, справедливость,
право. Но вскоре понятию «цивилизация»
стали придавать иной смысл. Так, некоторые
ученые (Л. Морган, Ф. Энгельс) определяли
цивилизацию как стадию развития человеческого
общества, которая наступила вслед за
эпохой первобытности (этап дикости). По
мнению этих ученых, цивилизация, в отличие
от жизни первобытных людей с их примитивной
культурой и неразвитыми социальными
отношениями, характеризовалась упорядоченностью
общественного строя, возникновением
классов, государства, частной собственности.
Немецкий философ О. Шпенглер рассматривал
цивилизацию в негативном плане: как противоположность
культуре, как заключительную стадию развития
любого типа культуры, ее закат и «омертвление».
Русский ученый Н. Я. Данилевский ( XIX в.)
отрицал существование общечеловеческой
цивилизации. По его мнению, есть только
культурно-исторические типы (региональные,
национальные), со свойственным каждому
из них особым видом цивилизации. Английский
историк А. Тойнби писал о локальных цивилизациях
как различных культурно-исторических
системах. Сегодня часто говорят, о развитых
демократических странах как о цивилизованном
мире и противопоставляют его тоталитарным
или диктаторским режимам.
Еще совсем недавно понятие
«цивилизация» отождествлялось с понятием
«культура». Однако в отличие от термина
«цивилизация» термин «культура» применим
и к этапу дикости человеческого общества,
когда люди были практически полностью
зависимы от естественной природы. На
этапе дикости человеком сначала использовались
каменные, а затем бронзовые и железные
орудия труда, совершенствовалась родоплеменная
организация. Одновременно древний человек
развивал свои естественные силы (духовные,
душевные, телесные). Однако это означало
лишь появление древней культуры. О цивилизации
же можно говорить только тогда, когда
человек стал переходить от собирательства
к производящим формам труда, которые
привели к возникновению классов, государства,
права, религии, первоначальных форм искусства
(наскальная живопись, художественная
резьба на "оружии, роспись домашней
утвари и т. д.), С появлением государства
возникли первые ранние цивилизации.
В IV— III тысячелетиях до н. э.
сформировались древне.египетская т-шумерская,
крито-микенсказ, и другие цивилизации
с высокоразвитым уровнем техники и социальной
организации общества, с письменностью,
религией, правом, искусством, оригинальной
архитектурой и т. п. Таким образом, сегодня
следует отличать «дикого» человека с
его первобытной культурой от человека
«цивилизованного», порожденного государством
и его дальнейшим развитием.
2.2 Традиционное и
техногенное (индустриальное) общество
Говоря о цивилизации, следует
исходить из двух взаимосвязанных аспектов
этого понятия: а) как единой мировой цивилизации
постпервобытного этапа человеческой
истории и б) отдельных (локальных) цивилизаций.
Первые в истории человечества цивилизации
(Древний Китай, Древняя Индия, Вавилон,
государства мусульманского Востока,
цивилизация майя и др.) относятся к так
называемым «традиционным» обществам.
Абсолютное большинство из
них было нацелено на воспроизводство
сложившегося однажды и освященного авторитетом
«своей» религии собственного социокультурного
опыта, т. е. мировоззрения, систем ценностей,
видов деятельности, социальных структур
и отношений. Такое общество было статично.
Новое в нем воспринималось лишь в той
мере, в какой оно не несло ущерба «ядру»
данной культуры. Жизнь конкретного индивида
здесь практически полностью определялась
внешними по отношению к нему факторами.
Силы его разума, воли и совести были скованы.
Отсутствовало свободное творческое самоутверждение
личности. Человек рассматривал себя в
качестве органической части универсума
либо божественного, либо космического,
либо социального. Он ни в коем случае
не противопоставлял себя целому, всеобщему.
Человек в традиционном обществе был несвободен
как личность и ориентировался в мышлении
и действиях на традицию в широком смысле.
Для более чем двух последних
столетий человеческой истории характерен
иной тип цивилизационного развития. Он
сформировался первоначально в Западной
Европе и Северной Америке (западная цивилизация).
Эту возникшую цивилизацию называют техногенной
(индустриальной), поскольку определяющим
фактором развития человеческого общества
явился научно-технический прогресс. Он
оказал чрезвычайное воздействие на культуру,
духовные ценности людей.
В XV— XVI вв. в Западной Европе
в результате развития средневековой
культуры, ее постепенного отказа от сугубо
религиозного характера, а также на основе
возврата к античной (греко-римской) культуре
стала формироваться новая культура —
культура эпохи Возрождения, Нового времени.
Ее главным содержанием был уже совсем
другой образ человека — свободного от
средневекового религиозного мракобесия,
независимого в своих мыслях и действиях
индивида, который сам является кузнецом
своего счастья. Такая установка на свободное
самоопределение человека в мире потребовала
коренной переоценки «традиционного»
мировоззрения и ценностей. Переосмысливались
библейские догматы, взгляды на природу,
общественное устройство и общественные
институты, отношение к традиции и т. п.
Новую культуру, которая полностью утвердилась
в западноевропейском обществе к середине
XVII отличали динамизм, т. е. готовность
к отказу от прежних стереотипов мышления,
форм жизни и способов деятельности в
пользу более эффективных и прогрессивных,
почти полная свобода мышления и творчества
от религиозного диктата, признание свободы
человека как его высшего и неотъемлемого
права. Культура эпохи Возрождения ориентировала
человека на действие, поиск, открытие
и утверждение нового во всех сферах жизни.