Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:57, контрольная работа
Культура первобытной эпохи – одна из самых интересных и сложных страниц в истории человечества. К ней обращались ранее, обращаются сейчас и впредь, будут обращаться ученые всех стран, стремясь разгадать тайны, заключенные в ее символах, обрядах и памятниках, в предметах материальной культуры, извлеченных из курганов или открывающихся в древних настенных росписях, созданных более 2,5 млн. лет тому назад.
Это великое наследие человечества помогает нам понять смысл первобытных культов и верований, увидеть то, что связывает современного человека XXI века, с его далекими предками, узнать о становлении цивилизаций разных стран и народов.
Культура – это продукт цивилизации, но она никогда не ограничивается ее рамками.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Начало истории человечества.
Особенности жизни и деятельности первобытных людей.
Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры……5
Синкретизм как главный признак первобытной культуры.
Проявление синкретизма в материальной культуре и первобытном
мышлении…………………………………………………………………..12
3. Генезис духовной культуры:
3.1 архаические формы религиозных верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм)……………………………………………………….19
3.2 зарождение морали (табу и их социальный смысл)…………22
3.3 зарождение искусства (первые формы художественного …..24
творчества в живописи, музыке, скульптуре)
3.4 мифотворчество первобытных людей (миф как первая форма мировоззрения)…………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: _Культурология_
по теме: №7 Культура первобытного общества
Исполнитель: студент(ка)
Направление Экономика здравоохранения__________
Профиль
группа__УЗ- 13 СР________
Ф.И.О __Пашова Екатерина Владимировна____________
Екатеринбург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Особенности жизни и деятельности первобытных людей.
Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры……5
Проявление синкретизма в материальной культуре и первобытном
мышлении………………………………………………………
3. Генезис духовной культуры:
3.1 архаические формы религиозных
верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм)………………………………………………………
3.2 зарождение морали (табу и их социальный смысл)…………22
3.3 зарождение искусства (первые формы художественного …..24
творчества в живописи, музыке, скульптуре)
3.4 мифотворчество первобытных
людей (миф как первая форма мировоззрения)…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Культура первобытной эпохи – одна из самых интересных и сложных страниц в истории человечества. К ней обращались ранее, обращаются сейчас и впредь, будут обращаться ученые всех стран, стремясь разгадать тайны, заключенные в ее символах, обрядах и памятниках, в предметах материальной культуры, извлеченных из курганов или открывающихся в древних настенных росписях, созданных более 2,5 млн. лет тому назад.
Это великое наследие человечества помогает нам понять смысл первобытных культов и верований, увидеть то, что связывает современного человека XXI века, с его далекими предками, узнать о становлении цивилизаций разных стран и народов.
Культура – это продукт цивилизации, но она никогда не ограничивается ее рамками.
Человек прошел длинный и трудный путь эволюции до появления первобытной культуры. Его изучением занимаются археологи, лингвисты, историки, этнографы, антропологи, искусствоведы и многие другие специалисты, исследующие развитие человеческой культуры.
Ее возникновение стало возможным лишь тогда, когда возникли первые орудия труда и начал использоваться огонь, возникли мышление и речь, люди осознали необходимость сообщества в охоте и трудовой деятельности. Появляется организованное общество, основанное на родовом строе.
Археологи датируют историю первобытного общества исходя из возраста древних находок, первые из которых были созданы 2,5 млн. лет назад.
Наука выделяет следующие этапы истории первобытного общества: каменный век (палеолит, мезолит, неолит) и бронзовый, который в начале I тыс. сменился на железным веком.
Указанная периодизация существует в науке уже несколько десятилетий, она признана современными учеными. Но растущий интерес к уникальным памятникам мировой цивилизации, древнего искусства и культуры и особенно лингвистические и археологические открытия последних лет помогают по- новому взглянуть на хронологические рамки – они раздвигаются. Научный поиск меняет устоявшиеся представления о самых ранних этапах истории культуры.
Еще недавно первобытное общество называлось доисторическим, но теперь положение изменилось. Человечество черпает из достижений и опыта древних цивилизаций идеи, помогающие свершиться многим современным открытиям. Древние культуры, с одной стороны, представляют собой многообразие уникальных самостоятельных и автономных систем, с другой – образует некое цивилизованное единство, составляя неповторимый и уникальный этап всемирно исторического развития.
Наше стремление познакомиться с культурой первобытного общества закономерно. Все большее число историков интересуются уникальными памятниками прошлого, опираясь на современные методы научных изысканий. Человеческая деятельность в разных концах земного шара, разделенная по географическим, этническим, религиозным принципам, была велика и разнообразна. Для нас важно увидеть ее общность и различие, оценить первые творения человеческих рук – художественные произведения, попытаться понять их особенности. А они, в свою очередь, помогут оценить крупнейшие сдвиги истории, рождение мировых религий и образование мировых империй.
Обращаясь к изучению культуры, необходимо, прежде всего, задаться вопросом: когда, на каком этапе человеческой истории она появляется. Культура — специфика человеческой деятельности, т. е. то, что характеризует человека как вид. Поиски культуры до человека, а человека вне культуры не имеют смысла. Первым историческим типом культуры можно назвать первобытную культуру. Она приходит на смену докультурной, дочеловеческой организации живых существ.
Согласно современным данным, первой стадией становления будущего человеческого общества явилось первобытное стадо. В течение этого огромного периода времени пралюди модифицировали орудия труда из камня, дерева и кости, создавали жилища, устраивали захоронения.
Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры: каменный, медно-бронзовый и железный.
Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода:
палеолит (до X тыс. до н. э.) — орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем, при неумении добывать его; основной способ добывания пищи — охота и собирательство, позднее— рыболовство;
мезолит (Х-VIII тыс. до н. э.)— период значительного вымирания человечества ввиду сокращения поголовья животных — объектов охоты, появление лука и стрел, приручение собаки;
неолит (VIII-Vтыс. до н.э.) — переход от присваивающего хозяйства к производящему — «неолитическая революция»— появление земледелия, скотоводства; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добычи огня.
Обработка почвы в неолите и искусственное выращивание растений создали условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.).
Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы.
Окультуривание диких растений и доместикация (приручение) животных — два важнейших хозяйственных завоевания неолитической революции, а возникновение городской цивилизации и письменности — два важнейших культурных достижения.
В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.
Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над кочевым, патриархата — над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.1
Медно-бронзовый век (конец IV— тыс. до н.э.) — распространение орудий и оружия из меди и бронзы; управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату); появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай).
Железный век (I тыс.до н.э.) - распространение металлургии железа и изготовления железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труда и переход к классовому обществу и государству.
Узнать о том, как жили тогда люди, что было для них значимым, как они строили свои отношения друг с другом и с окружающим миром, мы можем, используя достижения различных наук: археологии, этнографии, фольклористики. Ученые располагают находками, свидетельствующими, что уже более 2 млн. лет назад обезьянолюди, которых назвали презинджантропами, пользовались галечными орудиями труда (булыжниками, заостренными при помощи сколов). Останки презинджантропов найдены в Восточной Африке (в ущелье на границе Танзании и Кении), данную разновидность предчеловека назвали homo habilis (человек умелый).
Рис. 1 homo habilis
Высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo. Обнаружен археологом Джонатаном Лики в 1961 году и описан в 1964 по сенсационной находке из ущелья Олдувай в танзании.
Неандертальцы, жившие в промежутке от 100 до 40 тыс. лет назад (этот период называется Мустьерской эпохой), согласно данным археологии, владели 62 типами каменных орудий труда, среди которых основными были рубило и скребло.
Рис. 2 Неадерталец
Мустьерский человек, неандерталец, охотился на крупных животных: мамонтов, носорогов, бизонов, медведей и продвинулся, согласно данным по России, вплоть до Полярного круга.
Уже неандертальцы погребали своих покойников с соблюдением определенных ритуалов: ориентировали головой на запад или восток, рядом укладывали каменный нож или другое оружие, окружали костями животных; могли накрыть лопаткой мамонта или каменной плитой. Обнаружено много следов действий мустьерского человека, которые невозможно объяснить непосредственно практическими целями. Так, в альпийских пещерах Драхенлох (Швейцария) и Петерсхеле (Германия) нашли уложенные в каменные ящики черепа медведей; во французской пещере Регурду – захоронение медведя в кольцевой опалубке из каменных глыб; в пещере Базуа (Италия) на расстоянии 400 м от входа – следы метания кусками глины в огромный сталагмит, который своими очертаниями напоминал зверя. Все это представляет собой свидетельство духовной деятельности неандертальцев. В этот же период зародилась сфера деятельности, в которой можно увидеть зачатки первобытного искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные куски охры, которые археологи находят в стойбищах мустьерской эпохи. Во Франции в гроте Пешде л’Азе неандертальцы затачивали куски охры в виде карандашей, на других стоянках их растирали в порошок, которым окрашивали тело, шкуры, использовавшиеся как одежда. Находят археологи также простейшие орнаменты на скалах и трубчатых костях в виде параллельных полос и относительно симметричных пятен.
Следующая стадия развития первобытного общества – родовая община. Граница между этими двумя ступенями соответствует границе между эпохами нижнего (или древнего) и верхнего (или позднего) палеолита. Именно тогда, т. е. 40 тыс. лет назад, последний тип формирующегося человека – неандерталец – сменился человеком современного типа.
Останки homo sapiens (человека разумного) были найдены в пещере Кро-Маньон на юге Франции (отсюда название «кроманьонец, кроманьонский человек»).2
Рис. 3 homo sapiens (человек разумный)
Кроманьонец
Традиционно начало собственно культурной деятельности человека ученые относят к периоду верхнего палеолита (40–10 тыс. лет до н. э.). В кремниевой «индустрии» этой эпохи ученые выделяют до 92 типов орудий. Широко используются новые материалы для изготовления оружия и инструментов: кость, рог, бивень мамонта. Известны составные орудия (например, трубчатая кость, в паз которой вставлены кремниевые лезвия) и первые механизмы для метания дротиков на большие расстояния; изумление вызывают тончайшие костяные иглы для шитья одежды и совершенно симметричные листовидные наконечники копий и дротиков, сделанные из кремния.3
Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу «око за око, зуб за зуб», внутри же рода господствует принцип табу— система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.
Поскольку культура— явление социальное, то все процессы, происходящие в ней, следует рассматривать в связи с развитием материального производства. Вместе с усложнением производственной деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе «неолитической революции» растут запасы знаний, накапливается опыт, формируйся иные представления об окружающей действительности, совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т. д. Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин.
Таким образом, формируется «верхушка» и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.
Проявление синкретизма в материальной культуре и первобытном мышлении.
Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания и средств существования. С этим связана особенность данной культуры —первобытный синкретизм, т. е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым— все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.