Культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:57, контрольная работа

Краткое описание

Культура первобытной эпохи – одна из самых интересных и сложных страниц в истории человечества. К ней обращались ранее, обращаются сейчас и впредь, будут обращаться ученые всех стран, стремясь разгадать тайны, заключенные в ее символах, обрядах и памятниках, в предметах материальной культуры, извлеченных из курганов или открывающихся в древних настенных росписях, созданных более 2,5 млн. лет тому назад.
Это великое наследие человечества помогает нам понять смысл первобытных культов и верований, увидеть то, что связывает современного человека XXI века, с его далекими предками, узнать о становлении цивилизаций разных стран и народов.
Культура – это продукт цивилизации, но она никогда не ограничивается ее рамками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

Начало истории человечества.
Особенности жизни и деятельности первобытных людей.
Роль труда и общения в возникновении и становлении культуры……5
Синкретизм как главный признак первобытной культуры.
Проявление синкретизма в материальной культуре и первобытном
мышлении…………………………………………………………………..12
3. Генезис духовной культуры:
3.1 архаические формы религиозных верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм)……………………………………………………….19
3.2 зарождение морали (табу и их социальный смысл)…………22
3.3 зарождение искусства (первые формы художественного …..24
творчества в живописи, музыке, скульптуре)
3.4 мифотворчество первобытных людей (миф как первая форма мировоззрения)…………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. чистовик культурология ВВЕДЕНИЕ.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Синкретизм  первобытной культуры означает нерасчлененность в эту эпоху различных сфер и явлений культуры.

Можно выделить следующие проявления синкретизма: 
    - Синкретизм  общества и природы.

Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами.  
    - Синкретизм  личного и общественного. Индивидуальное ощущение у первобытного человека существовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровне духовном он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в ощущении собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному.

- Синкретизм различных  сфер культуры. Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами.  
    - Синкретизм  как принцип мышления.

В мышлении  первобытного человека отсутствовали четкие оппозиции между такими категориями, как субъективное - объективное; наблюдаемое - воображаемое; внешнее - внутреннее; живое - мертвое; материальное - духовное; единое - многое. В языке понятия «жизнь - смерть» или «дух - тело» часто обозначались одним словом. Важной особенностью первобытного мышления было также синкретичное восприятие символов, т.е. слияние символа и того, что он обозначает. К примеру, предмет, принадлежащий человеку, отождествлялся с самим человеком. 

 

 

 

 

Первобытное искусство: как человек стал человеком – Синкретизм

 

Синкретизм первобытного искусства: единство по всем статьям

 

Когда говорят о синкретизме в искусстве, то подразумевают слитность и взаимопроникновение различных свойств, качеств и объектов, которые зачастую обладают разными, а то и противоположными характеристиками. И в этом плане первобытное искусство является не просто примером синкретизма в искусстве, оно представляет собой эталон – потому что искусство никогда не было более синкретичным, нежели в эпоху «юности человечества».

 

Единство образа и предмета

 

Синкретизм первобытного искусства представляет собой феномен, который очень трудно разделить на составляющие и такое деление будет весьма условным – так как в этом искусстве единство охватывает все составляющие, все факторы, все средства и все образы. Но если попытаться обозначить основные векторы, то следует назвать, конечно, единство художественного образа и изображаемого предмета, существа. Любое изображение для первобытного человека не являлось произведением искусства – оно было живым. Это проявляется, прежде всего, в технических особенностях создания того или иного произведения. Если берётся кость или камень для создания миниатюрной скульптуры, то исходный материал подбирается такой формы, которая максимально соответствует конечному образу. Кость или камень по своей форме должны напоминать изображаемое существо, оно как будто «спит» внутри материала, а человек должен лишь немного помочь ему своей художественной обработкой, чтобы этот образ стал нагляднее. Если на стенах пещеры изображается животное, то рельеф поверхности повторяет природные изгибы этого существа.

Но на этом единство образа и предмета не заканчивается, но переходит на более глубокий и сложный уровень. Это единство означает неразрывную связь в сознании первобытного человека между изображением, к примеру, мамонта, и самим мамонтом. Именно благодаря этой стороне синкретизма и развились первоначальные религиозные представления человечества, согласно которым воздействия на образ животного, на его изображение оказывает точно такое же или весьма сходное воздействие и на реального быка, оленя или кабана. Существуют находки, которые свидетельствуют, что к нарисованным туловищам медведей прикрепляли головы настоящих медведей – тем самым люди словно бы дополняли единую картину, и в их сознании не возникало противоречия между тем, что голова настоящая, а тело нарисовано.

 

 

 

 

 

 

 

 

Единство образа и мира

 

Другой аспект первобытного искусства заключается в единстве художественного образа и окружающего мира. И дело не только в том, что, раз человек считал изображённых животных почти что живыми, то и населённый ими мир отождествлял с искусственным. Синкретизм первобытного искусства ещё и в том, что для человека оно было точно таким же инструментом познания мира, как и практическая деятельность. Практика и искусство были неразделимы: точно так же, как при помощи охоты, наблюдения за животными, за природными явлениями, за небесными светилами, постройки жилищ, изготовления одежды и орудий человек познавал материальную часть мира, так при помощи искусства он старался сформулировать представление о мире в целом.

В это представление входили и понимание тех или иных закономерностей во взаимоотношениях природы и человека, человека и животных, одних природных явлений с другими. Кроме того, именно в искусстве, которое было неразличимо объединено с религией, первобытный человек старался сформировать представление о строении мироздания, о законах, по которым оно существует, о тех опасностях, которые могут грозить в нём человеку и о его месте в общей системе. Искусство было единственным способом выражения этих представлений, а благодаря своей неотделимости от религии оно становилось ещё и способом взаимодействия человека с миром. Первобытное искусство одновременно содержало в себе и способ познания мира, и сам мир, и способы выражения своих представлений о нём.

 

Единство образа и человека

 

 

Один из наиболее популярных вопросов, касающихся первобытного искусства, звучит примерно так: «Почему первобытные люди редко изображали самих себя, а когда изображали, не создавали портретов, хотя с художественной точки зрения были на это способны?». Проблема эта действительно одна из самых интересных в изучении первобытного искусства и является предметом спора учёных до сих пор. Первоначально предполагалось, что первобытные художники просто не могли нарисовать портрет, не владея перспективой, правильным соотнесением масштабов и так далее. Однако многочисленные примеры удивительных по красоте и точности изображений животных заставили задуматься: если художники могли выполнить такой тонкий рисунок быка, то могли и создать точный человеческий портрет, но не делали этого – почему?

Однозначного ответа нет. С точки зрения рассмотрения синкретизма первобытного искусства наиболее вероятным ответом представляется тот, согласно которому человеку не нужно было портретное сходство на изображениях. Он и так чувствовал собственное единство с образом человека на рисунке или в скульптуре, а функции таких изображений были чисто утилитарными – изобразить ту или иную сцену, которая должна или повториться в жизни, или быть напоминанием об определённых событиях. Возможно так же, что человек просто опасался придавать изображению индивидуальные черты – потому что он верил, что его образ и он сам это единое целое, а значит, если кто-то получит контроль над его образом, он сможет управлять и человеком. Эта черта первобытного сознания сохранялась вплоть до вполне цивилизованных времён: так, в Древнем Египте свято верили в то, что имя человека напрямую связано с ним и если совершить над именем определённые действия, можно навредить человеку или его душе. Так что первобытный человек не испытывал проблем с тем, чтобы ассоциировать себя с теми изображениями, на которых люди изображены подчас в виде почти что геометрических фигур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Генезис духовной культуры
    1. Архаические формы религиозных верований (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм)

 

С развитием человеческого общества связано появление и развитие религии. Главной отличительной чертой религиозного мировоззрения является «вера в существование сверхъестественных сил и признание их главенствующей роли в мировоззрении и жизни людей».

«Начало» свое религия берет из того, сто, будучи бессильным противостоять натиску природы, первобытный человек стал наделять окружающий его мир сверхъестественными силами и свойствами.

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад, когда появился человек разумный, который резко отличался от животных физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к созданию понятий и абстракций.

Первыми формами религии принято считать тотемизм, анимизм, и магию.

Термин тотемизм позаимствован из языка индейцев оджибве и означает «его род». Тотемистические верования присущи представителям примитивного рода. Род носит имя какого-нибудь животного или растения: это его «тотем». Тотемизм возник из  веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, и чаще всего тех, от наличия или отсутствия которых в ареале зависела жизнедеятельность этих людей.

Таким образом, тотемизм – это вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением. Животное или растение считаются предками людей, от которых магическим способом зависит существование рода и каждого человека.

Тотемные представления сыграли огромную роль в формировании родового общества: они более всего способствовали отделению группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления о своих, то есть принадлежащих к данному тотему, на которых распространялись уже выбранные предками строгие нормы и обычаи, и чужих, не принадлежащих к этому тотему и не подчиненных нормам и правилам, принятым в данном коллективе.

С течением времени, по мере укрепления родовой структуры, на первый план выдвинулось представление о тотемном первопредке,  о возможности перевоплощения человека (в частности, умершего предка) в его тотем и обратно. Это привело к укреплению культа мертвых предков и веры их в сверхъестественные возможности, а также к изменению родовых отношений к тотему. Возникшая вместе с тотемизмом система табу стала в первобытной родовой общине важнейшим механизмом регулирования социально - семейных отношений.

Значение анимизма восходит к латинскому слову душа, дух. Это вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой. Духи чаще были злыми, обижающими людей, и поэтому их необходимо было задобрить. Анимизм развивался параллельно с тотемизмом. Но если тотемизм был ориентирован на внутриродовое отношение , то анимизм был более универсален и доступен. В зарождении анимистических представлений значительную роль сыграло незнание первобытными людьми психики человека – состояний обморока, галлюцинаций, сна.

В рамках анимизма формируются культ и вера в возможность существования души после смерти, а также в переселение в загробный мир. считалось, что душа умерших близких живут рядом и о них необходимо заботиться, дабы они обрели покой. Если живые люди чтят и охраняют покой умерших душ, тогда и они будут помогать им.

Понятие фетишизма происходит от французского слова, означающего «идол», «талисман». Это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека. Фетишем мог стать любой природный предмет – камень, дерево, перо птицы, зуб зверя, - ил предметы, специально изготовленные для этих целей в виде разнообразных фигурок – идолов, амулетов. В них видели определенных носителей сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков, тотемов.

Магия, колдовство, чародейство, волшебство – обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов). Магия существовала одновременно с тотемизмом и анимизмом, с ее помощью пытались поддерживать связь с миром духов, тотемом предков. Многообразие жизненных ситуаций породило множество магических действий – заклинание орудий труда и охоты, ворожбы – любовная магия, черная (вредоносная) магия, лечебная магия и т.д.

Первоначальные формы религии сохраняются и сейчас. Часть из них была включена в оформившиеся гораздо позже религии, часть из них считаются предрассудками и суевериями. Так, крест и иконы в христианстве и «черный камень» в исламе – не что иное, как обращение фетишизму. Запрет определенной еды, изображение святого духа у христиан в виде голубя - наследие тотемизма. Магические же действия лежат в основе культовой практики всех современных религий. К тому же магия, на сегодняшний день, самая распространенная форма в религиях – притягательная сторона для верующих, так как дает возможность общаться со сверхъестественным и повседневной жизни.

 

   3.2 Зарождение морали (табу и их социальный смысл)

 

Первые священные запреты связаны с появлением орудий труда, которые одновременно могли быть орудиями убийства. Запрете на убийство соплеменника, и это понятно: устойчивая численность рода была одним из условий его выживания. Самое важное последствие введения этого табу — возникновение нового отношения к жизни: она становится ценностью, и с точки зрения этой ценности рассматривается весь окружающий мир, преобразуются формы общения людей. На этом этапе человеческая общность начинает отличаться от животного стада, хотя ценность приобретает только жизнь соплеменника и по вполне понятным мотивам: все незнакомое, за которым стояла непознанная и потому уже опасная неизвестность, страшило людей. Другое, еще более значимое для дальнейшей жизни и деятельности людей табу было связано с регуляцией отношений между полами. В первобытном обществе количество людей в роду во многом зависело от условий существования. При благоприятных условиях наличие беременных женщин и младенцев не обременяло общину. Но в периоды ухудшения условий жизни (природные катаклизмы, необходимость миграции и др.) их большое количество только затрудняло жизнь всего сообщества. Считается, что при ухудшении условий жизни появляется необходимость ограничить свои потребности и, естественно, в первую очередь — пищевые и половые инстинкты, считает Ю. И. Семенов. Регулирование брачных отношений осуществлялось путем ограничения числа брачных пар, прежде всего запрещения брачных отношений между прямыми родственниками. Эдуард Тайлор (1832—1917) усматривал связь этого табу с тотемизмом. Он считал, что тотемизм наложил табу не только на убийство тотема, но и на брачные отношения с ним. Есть точка зрения, согласно которой инициаторами упорядочивания межполовых отношений стали женщины. Так или иначе, но изменение межличностных отношений привело к появлению новых ценностей, легших в основание единобрачия, моногамии (греч. monos “один, единственный” + gamos “брак”).

В условиях родовой общины люди впервые пытаются осознать свою родословную. Это чисто человеческое стремление. Правда, попытки выяснения своего происхождения основывались чаще всего на тотемизме (на яз. оджибве, племени американских индейцев,— ототем “его род”, а у одного из племен австралийских аборигенов — “это наше мясо”) — одной из форм первобытных верований, представлением о некой таинственной связи человеческих групп (родов) с теми или иными видами животных или растений как со своими родоначальниками.

Информация о работе Культура первобытного общества