Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:45, реферат
Серьёзная работа над собой и своей речью начинается только тогда, когда чётко осознаешь, зачем тебе это нужно. Языковеды, изучая устную речь, сделали вывод, что она структурно отличается от письменной. В основе своей они сходны, иначе нельзя было бы прочитанное пересказать, а сказанное записать. Если в письменной речи один канал информации (сам текст) то в устной два: а) информация, которая содержится в произнесённых словах и б) информация, которую получают помимо слов, которая сопутствует речи в той или иной мере связана со словами.
Важнейшие признаки разговорной речи.
Особенности фонетической, морфологической, синтаксической, лексической нормы в разговорной речи.
Условие успешного общения.
Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приёмы.
Причины коммуникативных неудач.
Жанры речевого общения: беседа, разговор, спор, рассказ, письмо.
Этика общения и этикетные формулы общения.
Снижает культуру устной речи не только неправильное произношение, но и неправильное ударение в словах. Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определённым слогом. В обиходной речи часто наблюдается отклонение от норм литературного языка. Например, нередко нарушается норма ударения в таких словах, как валовой, начал, призыв, и т. д. Некоторые ошибаются, считая, что надо говорить средства производства, но денежные средства; прошли три квартала, но третий квартал этого года. Слова средства и квартал независимо от значения имеют только одно ударение. Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания.
4. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы
Точность речи всего
связывают с точностью
Снижает, точность речи незнание о
существовании в языке
В устной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого. Употребление омонимов, т.е., слов, различных по значению, но одинаковых по написанию и звучанию, может привести к смысловой неточности. Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. Общепонятность языка определяется отбором речевых средств, ограничение слов, не обладающих качеством коммуникативной общезначимости. Словарь, русского языка можно разделить на 2 группы – лексику неограниченной сферы употребления, в которые входят понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т.е. слова, употребленные в определенной сфере. Часто, говорят и пишут о молодежном жаргоне. Подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинают употреблять слова, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. Применяются эти слова бездушно неосознанно, а происхождение часто неизвестно.
В процессе речевого общения людям часто приходится разъяснить, как следует понять то, что обсуждается, уточнить, какой смысл имеет то, или иное слово. Речевая практика выработала несколько способов разъяснения слов. Логическое определение – определение понятия через ближайший род и видовое отличие. Например, толкование слов табурет, стул, кресло. Начнем с определения родового признака. Это все предметы мебели. Первый общий признак общий признак – то, что они предназначены для определения, второй – имеют ножки и сидения. У кресла отличительный признак – подлокотники.
Распространен синонимический способ, т.е., объяснение слов, различных по звучанию, но имеющих общее значение, а также описательный способ, при котором его смысл передается посредством описания самого предмета.
Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов - сорняков, слов – паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за неуместного их употребления (значит, видите ли, да, так, понимаете и др.). Это производит очень неприятное впечатление. Они – засоряют речь говорящего, отвлекают внимание от содержания. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботится о расширении этого запаса, стараться использовать богатство родного языка. Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций.
Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету, помогает сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные.
Средства языка (тропы и фигуры) пословицы, крылатые и т.д. К средствам выразительности относит прямую речь, которую вводят в выступление и косвенную речь, передающую чьи-либо слова от третьего лица. [Л. А. Введенская, Л. П. Лавлова, Е. Ю. Камаева. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Постов и/Д. Из-во «Фенекс» 2001 – 56с – 160с.]
В разговорную речь проникают канцеляризмы (элементы официально-делового стиля, неоправданно употребленные за его пределами) и мы можем отметить нелепые сочетания стилистически несовместимых слов: (в обращении к ребенку) По какому вопросу плачешь? (К. И. Чуковский); (в бытовой обстановке) При наличии жены я не стану мыть посуду! Другой отличительной особенностью разговорной речи нашего времени стало насыщение ее уменьшительно-ласкательными формами, без стилистической мотировки: Приветик! Материальчик подготовили?; Дайте справочку; Колбаски полкило и т.д. В подобных случаях речь идет не о размерах предметов, не выражается особо нежное к ним отношение, другими словами, оценочность экспрессивно окрашенных слов утрачивается. Обращение к таким формам обусловлено или сложным представлением о «вежливом стиле», или приниженным положением просителя, боящегося получить отказ. У писателей уменьшительные формы оценочных слов становится источником иронической, окраски речи: Ну до чего же мы все хороши! До чего красивые и приятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, и сам вместо нее в автобус сел! И вон тот, что переулочек уже трое суток метелочкой подметает. Отмечается высокая степень употребительности в разговорной речи сниженных слов, утрачивающих в этом случае оттенок пренебрежительности, грубости: Бабка у меня хорошая; Девчонка с ним шла красивая.
Самый большой стилистический пласт фразеологии составляет разговорная фразеология, которая используется в устной форме общения: без году неделя, белая ворона, спустя рукава. Разговорные фразеологизмы образны, что придает им, особую экспрессию, живость. Просторечная фразеология в целом близкая к разговорной отличается большой сниженностью: вправить мозги, чесать языком; еще резче звучит грубопросторечная фразеология: дуракам закон не писан, ни кожи ни рожи. В ее состав входят бранные сочетания, представляющие грубое нарушение языковой формы. Употребление фразеологизмов придает речи живопись и образность. Это ценит журналисты, которые охотно обращаются в фельетонах, очерках: Директор – атеист до мозга костей – не верит ни в домового, ни в лешего. Особенно любят использовать фразеологизмы юмористы и сатирики. [Культура речевого общения: Теория и практика обучения под ред. О. М. Казарцевой М.: Флита: Наука, -1999,-238с-273с].
5. Причины коммуникативных неудач
С изменением в обществе, появлением новых слов, установлением других, меняются отдельные формы произношения, изменения касаются акцентологии (постановки ударения), лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики.
Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формулирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Наряду с терминами общение широкое распространение получило слово коммуникация. Коммуникации – общение, обмен мнениями, - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно – трудовой деятельности. Речевая деятельность человека является самой сложной и распространенной. Без нее невозможна никакая деятельность. Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент.
Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникаций, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки. Речевое общение осуществляется между многими людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Это общение обоюдно, оно сознательно и целенаправленно. Формой речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержание – их речевая деятельность. Речевая деятельность и речевое поведение отличается друг от друга своими результатами. Результатом речевой деятельности является мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников. Задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной компетенции», которая охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.
Коммуникативная компетентность – значение, умения и навыки, необходимые для понимания прирожденных собственных программ речевого поведения адекватным целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы связей предложений в тексте, умения и навыки анализа текста, коммуникативная компетентность – это не врожденная способность, а способность, формируемая во взаимодействии человека с социальной средой, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Этот опыт включает в себя, прежде всего механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе таких переключений лежит изменение ролевых отношений между участниками общения.
Структура речевого общения.
В речевом общении, выделяются три стороны: интерактивная (взаимодействие), коммуникативная (прием, передача, объем информацией), персептивная (восприятие и понимание людьми друг друга). Коммуникация единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, всего того, что приводят не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, которыми обмениваются люди средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Одним из древнейших способов является язык.
По типу отношений между участниками различается межличностная, групповая, массовая коммуникация; по средствам – речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика), вещественно-знаковая (изобразительное искусство). Межличностные отношения – это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными переживаниями, и реализуется в поведении участников общения, и тогда устанавливается отношения определенного типа: дружеские, натянутые. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши – писал М. Д. Ушинский – не выражает так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувства, в них слышен характер не отдельной мысли, а всего содержание души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем себя обманывать, но чувствования нами скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле!
Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразие протекания общения – стиль общения. Выделяют несколько стилей общения:
Восприятие, понимание и оценка человека человеком – перцентивный компонент речевого общения. Познавая других людей, человек получает возможность лучше определить перспективы совместной деятельности с ним. Эффективность общения зависит от того, насколько человек представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ним определяют или корректирует свое речевое поведение. Обычно человек делает это интуитивно, не задумываясь. Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи – это органы речи и слуха, т.е. слуховой канал, форма и содержание письма воспринимается по зрительному каналу.
Стратегия речевого общения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение, некоторых долговременных результатов. Стратегия речевого общения включает в себя ориентировку в ситуации общения, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личности коммуникатов, а также реализацию планов, т.е., линии беседы.
Эффективность речевой коммуникации – достижение адекватного смыслового восприятия и интерпретации передаваемого сообщения.
Условия, способствующие, эффективному объему информацией – это потребность в общении, настроенность на мир собеседника, умение слушателя проникнуть в замысел, знание норм речевого этикета. Очень важно знать позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношение в процессе общения. В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только язык. Собеседники должны придерживаться определенных правил ведения разговора. К принципам речевой коммуникации относится:
Принцип равной безопасности
предполагает непричинение психологического
или иного ущерба партнеру в информационном
обмене. Этот принцип запрещает