Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:59, реферат

Краткое описание

1)Важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм. Языковые нормы – это правила использования языковых средств в определённый период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики.
В литературном языке различают следующие типы норм:
Нормы письменной и устной речи
Нормы письменной речи
Нормы устной речи

Вложенные файлы: 1 файл

Задание по культуре речи.docx

— 30.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

В зависимости от того, какие языковые нормы оказываются нарушенными, выделяют следующие речевые ошибки:

1. Словообразовательные ошибки  – неоправданное словосочинительство («ветелинар», «раздумчивый», «заместо», «благородность»).

2. Морфологические ошибки связаны  с ненормативным образованием  форм слов и употреблением  частей речи («местов», «мечт», «с повидлой», «нет время», «ихний»).

3. Синтаксические ошибки – неверное  построение словосочетаний («благодаря погоды», «покатавшись на катке»).

4. Лексические ошибки – нарушение  лексической сочетаемости, употребление  слов в ненормированном значении («дешёвые цены», «коричневые глаза»).

5. Фразеологические ошибки –  использование фразеологизмов в  ненормативном значении.

6. Стилистические ошибки – нарушение  единства стиля.

Все ошибки классифицируются в зависимости  от причин их появления. Главной причиной является давление языковой системы. Системные  ошибки появляются вследствие прямолинейного следования системе без знания ограничений  языковой нормы. Это ошибки, типа заполнения пустых клеток («Река, теча, образует пороги»).

При создании учащимися текста происходит непростая и разносторонняя работа, связанная с оформлением письменного  сочинения. При этом большое значение имеет оперативная (кратковременная) память, способная всего за несколько  секунд удержать в памяти произнесённый  фрагмент текста. Чем опытней говорящий (пишущий), тем богаче его долговременная память, предоставляющая широкие  возможности для выбора синтаксических моделей и лексики, и тем совершеннее  оперативная память. Недостаток развития оперативной памяти приводит к композиционным ошибкам.

 

В зависимости от того, какие языковые нормы оказываются нарушенными, выделяют следующие речевые ошибки:

1. Словообразовательные ошибки  – неоправданное словосочинительство («ветелинар», «раздумчивый», «заместо», «благородность»).

2. Морфологические ошибки связаны  с ненормативным образованием  форм слов и употреблением  частей речи («местов», «мечт», «с повидлой», «нет время», «ихний»).

3. Синтаксические ошибки – неверное  построение словосочетаний («благодаря погоды», «покатавшись на катке»).

4. Лексические ошибки – нарушение  лексической сочетаемости, употребление  слов в ненормированном значении («дешёвые цены», «коричневые глаза»).

5. Фразеологические ошибки –  использование фразеологизмов в  ненормативном значении.

6. Стилистические ошибки – нарушение  единства стиля.

Все ошибки классифицируются в зависимости  от причин их появления. Главной причиной является давление языковой системы. Системные  ошибки появляются вследствие прямолинейного следования системе без знания ограничений  языковой нормы. Это ошибки, типа заполнения пустых клеток («Река, теча, образует пороги»).

При создании учащимися текста происходит непростая и разносторонняя работа, связанная с оформлением письменного  сочинения. При этом большое значение имеет оперативная (кратковременная) память, способная всего за несколько  секунд удержать в памяти произнесённый  фрагмент текста. Чем опытней говорящий (пишущий), тем богаче его долговременная память, предоставляющая широкие  возможности для выбора синтаксических моделей и лексики, и тем совершеннее  оперативная память. Недостаток развития оперативной памяти приводит к композиционным ошибкам.


Информация о работе Культура речи