Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:06, контрольная работа
Язык является зеркалом культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.
Введение
1. Культура речи как основной составляющий аспект высокой общей культуры человека.
1.1Основные понятия культуры речи.
1.2 Определение норм культурной речи.
2.Культура общения и культура речи
2.1 Этикет и культура речевого общения
Заключение
Список литературы
Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.
Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.
Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. В процессе общения: передается и усваивается социальный опыт; происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов; формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности.
Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.
В общении индивид получает
не только рациональную информацию, формирует
способы мыслительной деятельности,
но и посредством подражания и
заимствования, сопереживания и
идентификации усваивает
В результате общения достигается
необходимая организация и
Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.
Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.
Социологи исследуют формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.
Психологи рассматривают
как форму деятельности и поведения
человека, рассматривают индивидуальные
психотипические особенности
Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения.
Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.
Социальность человеческого общения проявляется в его следующих качествах:
историческая связь актов
общения друг с другом; способность
общения быть выразителем общественного
сознания; способность общения
Профессор Ю.В. Рождественский
пишет об этом так: "Историческая
связь с общественным производством,
способность выражать общественное
сознание и быть носителем культуры
составляют социальные качества языка,
которые проявляются только в
членораздельной речи" Членораздельность
речи, по мнению ученого, "является социальной
чертой акта общения, так как позволяет
строить новые высказывания из материала
прежних и тем самым
Всякий акт общения включен в историческую последовательность других актов социальной речевой деятельности, а отдельные высказывания соотносятся с другими по форме и содержанию. Люди понимают высказывания потому, что в них заключена историческая преемственность.
Внешней причиной актов общения
являются общественные отношения людей,
которые устанавливаются и
Разделение труда и обмен его продуктами, организация коллективной жизни социальных групп и всего общества не возможны без речевого общения.
С помощью актов речи можно описывать и прогнозировать свойства объектов, сообщать о положении дел, договариваться о коллективных действиях с вещами, устанавливать общность мыслей и направлять чувства. Это определяет важную роль речевого общения в жизни общества. Не случайно, что слова общение и общество являются однокоренными.
Во многих актах общения происходит обмен информацией новой только для участников этих актов, но в ряде речевых актов происходит нарастание информации, принципиально новой для всего общества. Такие акты общения обладают общекультурной значимостью.
Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.
Общение как психологический феномен определяется: общими закономерностями устройства психической системы человека и психофизиологии речи; этнопсихическими особенностями нации; социально-психологическими особенностями социальной группы; индивидуальными психологическими особенностями личности.
Рассматривая психологическую природу общения, необходимо учитывать, что:
1) общение является формой психической деятельности;
2) общение является формой поведения человека;
3) общение представляет
собой межличностное
4) в общении проявляются
психологические свойства
5) личность человека формируется в процессе общения.
Межличностное взаимодействие. Межличностное взаимодействие в общении характеризуется как объективными данными, свидетельствующими о влиянии отношений собеседников на характер общения и речевых действий на развитие этих отношений, так и субъективным восприятием участниками общения речевых действий друг друга.
Поэтому психология общения изучает следующие направления влияния:
межличностные отношения > характер общения;
характер речевых действий > развитие личных отношений;
восприятие речи собеседника > выбор дальнейшего речевого поведения и изменение (сохранение) психологического отношения к нему;
восприятие личности собеседника > отношение к речи собеседника.
Роль общения в формировании
личности огромна. Речевое общение
во всех его формах и жанрах позволяет
человеку в готовом виде получать
социальный опыт, осмысленный и
"Как свидетельствуют
психологи, именно вербальное
взаимодействие со взрослыми
имеет решающее значение как
для освоения ребенком
Как пишет В.В. Соколова, "речь
окружающих, их речевое поведение, обращенное
к ребенку с первых месяцев
его жизни звучащее слово - основа
развития, становления личности. И
то, что это за речь, какими качествами,
свойствами она обладает, какое несет
содержание, - в известной мере задает
направление культурного и
3.2 Этикет и культура речевого общения
Нормы и правила общения условно можно было бы подразделить на этикетные (стереотипные) и неэтикетные (нестереотипные), или творческие.
Как утверждает К. Стошкус, «этикет
– это не просто стандарт поведения,
а более или менее
Этикет помогает быстро ориентироваться в повторяющейся ситуации общения. Этикетные нормы выступают, как правило, азбучными нормами общения.
Определенная ограниченность сферы действия этикета, конечно, нисколько не может умалить значимости этих унифицированных форм поведения.
Этикетные формы общения существовали
тысячилетиями, в них аккумулировался
общечеловеческий опыт, скрытый под
различными классовыми наслоениями. Именно
это общечеловеческое содержание различных
систем этикета является той основой,
которая непосредственно
Общение начинается с приветствия, которое является своеобразным знаком признания ценности и достоинства человека. В классовом обществе формы приветствия, как правило, являются отражением иерархических зависимостей.
Правила представления, также как
и многие другие нормы этикета, не
носят абсолютного характера, они
исторически изменчивы, зависят
от смены социальных, национальных
и социально-психологических
Формы общения имеют огромное множество вариантов. Выбор форм обращения отражает и меру знакомства, и меру доверия, и меру уважения и во многих случаях оценку личности партнера по общению. Хотя выбор форм этих обращений сложно регламентировать «на все случаи жизни», но в любом случае учет обстоятельств и личности вашего партнера по общению очень важен. Культура обращения, ориентированная на гуманистические ценности, включает в себя способность выбора таких форм обращения, которые бы возвышали человека, как в глазах окружающих, так и в его собственных глазах.
Общение на 3/4 состоит из общения речевого (речь и слушание). Эти нормы общения требуют бережного и внимательного отношения, т. к. нарушение этих норм может иметь самые негативные последствия, поскольку даже случайное слово может привести к конфликту. Речь должна отличаться ясностью, отчетливостью, доступным темпом.
Залогом успешного развития разговора
может быть умение слушать. И. Атватер
выделяет активное (рефлексивное) и
пассивное (нерефлексивное) слушание.
Пассивное слушание полезно в
тех случаях, когда собеседник активно
проявляет свои чувства, очень хочет
высказать свою точку зрения, но
не имеет возможности этого
Однако такое умение молчать и уметь пассивно слушать бывает не всегда эффективно. Интимный, доверительный разговор может быть только на добровольных и равноправных началах. Человек очень любит, когда интересуются его персоной, успехами, заслугами, желаниями, и очень не любит, когда говорят о неприятных для него делах, условиях, обстоятельствах, событиях и т. п.
Выбрать тему разговора или вернее, начать разговор нелегко. Важно, чтобы эта тема была, во-первых, интересна и приятна для вашего собеседника и, во-вторых, желательна и для вас самих. Сложно найти общую тему для разговора, но не менее сложно найти общий язык.
Как показывает практика межличностных отношений, этика речевого общения самым тесным образом связана с общими ценностями, принципами и нормами общения. Поэтому во время разговора рекомендуется реже употреблять личные местоимения и особенно такое местоимение как «Я» – это весьма неблагоприятно сказывается на общей атмосфере разговора.
Для того чтобы почувствовать
Правила Д. Карнеги:
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям;
2. Улыбайтесь!
3. Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.