Культура российского государства XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.1 Между тем культура - это огромное целостное влияние, которое делает людей, населяющих определенное пространство из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Все это есть в культуре XVII века. Кроме того, в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развивались равномерно.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура российского государства XVII в..docx

— 52.38 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культура - это то, что в значительной мере оправдывает перед богом существование народа и нации.

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.1 Между тем культура - это огромное целостное влияние, которое делает людей, населяющих определенное пространство из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Все это есть в культуре XVII века. Кроме того, в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развивались равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обогащает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у них.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название "обмирщения" культуры (от слова "мирской" светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, "латинское" влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей в специально отведенной для них Немецкой слободе. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д.

Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе,  ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА

 

Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. В истории русской культуры, как и в истории России в целом, XVII столетие завершает период средневековья и примерно со второй половины XVII в. начинается новый период. Во всех сферах происходят заметные изменения. Развитие городских посадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обращения были условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затронули, прежде всего, города.

В этом столетии, как и в следующем, Россия продолжала оставаться самодержавной - крепостнической страной с феодальной основой экономики и государственности. Это система продолжала укрепляться и выразилась в Соборном уложении 1649 года. Одновременно все большее значение приобретали новые явления социально-экономической жизни, выразившиеся в развитии общественного разделения труда и товарного производства, в начавшемся процессе формирования всероссийского рынка. Это привело к появлению первых, еще неустойчивых и слабых элементов буржуазных общественных отношений, что и позволяет считать XVII в. началом нового периода Русской истории.

Противоречивость общественного развития предопределило небывалый размах народной борьбы. Недаром современники назвали XVII в. «бунташным». Две крестьянские войны, целая серия городских восстаний середины века, прокатившихся по всей стране, знаменитый Медный бунт 1662 года, Стрелецкие восстания концы столетия - это лишь один из самых ярких проявлений народного недовольства. К этому следует добавить обострение внутри политической борьбы, конфликты между церковью и светской властью, борьбу внутри самой церкви, которая привела к ее расколу и вступление купечества со своими сословными притязаниями. Конфликты и потрясения, которыми заполнен весь XVII в., отразились в культуре, придав многим ее памятникам невиданную социальную остроту.

Эти обстоятельства заставляли правящий класс совершенствовать и укреплять государственный аппарат. Происходило усиление централизации власти, ее эволюция от сословно - представительской монархии в сторону абсолютизма.

С зарождением буржуазных элементов начался новый этап этнического развития русского народа - формирование русской нации. Развитие экономических связей, укрепление государственного единства, объединение больших масс людей в ходе крестьянских войн, длительной войны с внешними врагами, людские потоки, направлявшиеся в поисках воли, в южные степи и далекую Сибирь - все это способствовало местной обособленности, росту национального самосознания. Обобщение накопленных веками традиций, их распространение вширь, усиление взаимопроникновения и слияния местных городов, обычаев, особенностей быта вели к развитию общности культуры русского народа. Однако этот процесс только начался и шел очень медленно. Одним из главных факторов, тормозивших его, было крепостное право, прикреплявшее крестьян к земле, а посадских людей - к посадам.

Изменения в общественной жизни предопределили основное развитие культуры и ее особенности. Главное, что характеризовало содержание культурно-исторического процесса в XVII в. - это начавшееся разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути. Шел процесс «обмирщения» культуры, то есть придание ей светского характера.

Это было связано с ростом демократических тенденций в русской культуре. Церковь теряла ведущую роль в распределении идей и культурных ценностей, в этот процесс все шире включалась ремесленно-торговое городское население. В его среде формировались новые идеалы и представления, моральные и эстетические нормы и вкусы, вступавшие в противоречия с аскетическими канонами, утверждавшимися церковью. Крепло представление о самоценности земной жизни с ее радостями и невзгодами, возрастало внимание к самому человеку, к его роли в событиях и в определении собственной судьбы, осознавалось значение его активной деятельности. Подобные взгляды и настроения распределялись и в придворных кругах, среди дворянства и приказной бюрократии. Особенно сильно они проявлялись в литературе, живописи, в произведениях истории и общественной мысли.

Новые явления развивались в борьбе с традициями средневековой культуры, базировавшиеся на религиозном мировоззрении. Консервативные илы в этой борьбе возглавляла церковь. Отстаивая незыблемость традиционной культуры, она противилась свободомыслию, отходу от средневековых канонов, препятствовало распространению светских знаний, принимало враждебную позицию по отношению к любым новшествам, особенно идущим с «Еретического запада». Борьба светского и религиозных направлений и составляло основное содержание развития русской культуры XVII в.

 

    1. ПРОСВЕЩЕНИЕ.

 

О развитии просвещения в XVII веке свидетельствует работа печатного двора, который стал издавать все больше книг гражданского содержания. Первой из них был букварь Василия Бурцова, вышедший в свет в 1634 году. В середине столетия увидела свет «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в конце – богато украшенный рисунками букварь Кариона Истомина2.

Возникают регулярные школы. В 1665 году при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Ее учащиеся овладевали грамматикой и латинским языком. В школе при Печатном дворе, открытой в 1680 году, обучалось свыше двухсот человек, главным предметом был греческий язык. В 1687 году в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили  грамматике, риторике, диалектике, философии и богословию. Академия готовила кадры для правительственных и церковных учреждений. Возглавили Академию братья Лихуды. Здесь готовили священников и чиновников.

В XVII веке, как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 году экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е.П. Хабаров в 1649 году составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII века сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова3.

 

    1. ЛИТЕРАТУРА.

 

В начале XVII века произведениях литературы отражались события Смутного времени. Сохранились народные песни о Григории Отрепьеве, Марине Мнишек, царевне Ксении Годуновой. О Смуте рассказывают и многие произведения письменной литературы: «Сказания Авраамия Палицина», «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Новый летописец», который излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол4.

Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия сковывала божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных начинаниях. Герои литературы XVII века начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не  обрела альтернативы им.

В литературе XVII века утвердились два течения: панегирическое и народно-обличительное. Самым  крупным представителем первого течения был Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец Полоцка и потому именовавшийся в Москве Симеоном Полоцким. Образование он получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан.

С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров – поэзии и драматургии. Он был первым в стране  придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные стихи. В сочинениях Полоцкого господствуют панегирические тона, идеализировавшие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке, например, «Комедия притча о блудном сыне». В новую форму автор вложил традиционное содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубить» и отправился странствовать, превратился в блудного сына, испившего много горя. Он возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости  слушаться старших.

Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его  мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим  принципом: знанием, моральным авторитетом, заслугами.

Оценка самодержавия как самой лучшей политической системы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Крижанича. Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию в 1659 году и написавший ряд трактатов, среди которых важнейший «Политика», отдавал предпочтение «самовладству», потому что только с ним он связывал справедливое правление, обеспечивавшее стране покой и согласие народа, а также возможность без проволочек исправлять промахи. Но порядок и гармонию способен обеспечить только мудрый царь. Крижанич выступал за объединение славянских народов. Крижанич, как и Полоцкий, не осуждал крепостнических  порядков, но оговаривался, что надлежит ограничить аппетиты  помещиков. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина придет в упадок, и он утратит тяглоспособность. Отсюда проистекала убежденность обоих мыслителей в необходимости установить умеренный уровень феодальной эксплуатации.

Народно-обличительную литературу представляет «Житие  протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум – талантливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра. Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками, то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит реальной личностью с достоинствами и недостатками. «Житие» – остросюжетное полемическое  сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, повествует о фанатической  преданности идеям древнего благочестия. Во всех поступках вождя  старообрядчества четко прослеживается его неприятие новизны, науки и всего, что шло из Западной Европы. Язык «Жития» прост,  динамичен, рассчитан на широкую аудиторию, которую автор намерен склонить на свою сторону. Аввакум содействовал обогащению  литературного языка элементами живой народной речи.

Содержание так называемых бытовых повестей XVII века обнаруживает две тенденции: с одной стороны, герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой стороны, попытки героя выйти из рамок житейской мудрости Домостроя заканчиваются полным  крахом. Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть.

Темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молодца, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это  нищетой. Мытарства героя заканчиваются тем, что он оказывается в монастырской келье. В отличие от предшествующего времени келья уже не умиляет героя, жизнь в ней равнозначна самоубийству. В повести раскрыт образ человека, его внутренний мир и  трагические переживания.

Информация о работе Культура российского государства XVII века